Понятие семьи, её структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:34, реферат

Краткое описание

Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Содержание

1. Понятие семьи, её структура…………………………………………..2
2. Основные функции семьи……………………………………………...2
3. Особенности неполной семьи…………………………………………4
4. Типичные ошибки воспитания детей…………………………………6
5. Воспитательные возможности, пути повышения воспитательных возможностей…………………………………………………………...8
6. Заключение……………………………………………………………...11
7. Задача……………………………………………………………………12
8. Список использованной литературы…………………………………...14

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие функции семьи..doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

 

  1. Понятие семьи, её структура…………………………………………..2
  2. Основные функции семьи……………………………………………...2
  3. Особенности неполной семьи…………………………………………4
  4. Типичные ошибки воспитания детей…………………………………6
  5. Воспитательные возможности, пути повышения воспитательных возможностей…………………………………………………………...8
  6. Заключение……………………………………………………………...11
  7. Задача……………………………………………………………………12 

     8. Список использованной литературы…………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 ПОНЯТИЕ СЕМЬИ, ЕЁ СТРУКТУРА

 

      Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не  обходились без семьи. Обозримое будущее общества  также  не  мыслится  без  семьи.  Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый  человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем  доме.

    Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

   Семья - малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.

Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

Демографический - структура семьи (полная или неполная, одно - или многодетная).

Социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.

Социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

Технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилья, особенности образа жизни.

Семья нужна. Для счастья, нравственного и физического здоровья человека. С семьёй связаны дорогие и близкие сердцу понятия, как Добро, Уют, Дом, Мать. Семья даёт опору чувствам, мечтам, надеждам, помогает осуществлению жизненных планов. Она готовит человека к жизни в обществе, учит трудиться, творить, любить своё дело, доводить до конца задуманное. Семья нужна не только человеку, но и обществу. Она способствует совершенствованию общественных отношений, воспитанию подрастающего поколения.

                

ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ  СЕМЬИ

 

Основными функциями семьи являются:

   1. Репродуктивная – продолжение рода. Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми, и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или взрывов;

   2. Социализация – естественное усвоение социального опыта и становление на этой основе человека как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности;

  3. Воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект - семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

   4. Хозяйственно-экономическая заключающаяся в удовлетворении материальных потребностей членов семьи, в сохранении их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

  5. Рекреативная – взаимная моральная и материальная поддержка;

  6. Коммуникативная – общение, т.е. в ней осуществляется изначальная подготовка растущего человека к жизни в обществе.

                             Социальные функции семьи.

Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую  роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В детском, младшем, школьном и подростковом возрастах влияние семьи остаётся ведущим, но перестаёт быть единственным. Со временем влияние семьи на детей ослабевает.

2. Семья влияет на формирование психологического пола ребёнка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идёт необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребёнок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образы.

3. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность.

4. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации подростка, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные стремления, планы и способы их достижения.

5. Семья играет большую роль в процессе социального развития ребёнка, в связи с тем, что его одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают или мешают ему искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться  к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.

Семья нужна. Для счастья, нравственного и физического  здоровья человека. С семьёй связаны дорогие и близкие сердцу понятия, как Добро, Уют, Дом, Мать. Семья даёт опору чувствам, мечтам, надеждам, помогает осуществлению жизненных планов. Она готовит человека к жизни в обществе, учит трудиться, творить, любить своё дело, доводить до конца задуманное. Семья нужна не только человеку, но и обществу. Она способствует совершенствованию общественных отношений, воспитанию подрастающего поколения.

 

ОСОБЕННОСТИ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ

 

     Неполная семья - группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

    Возникают  в силу разных причин:

- рождения ребенка  вне брака,  

- смерти одного из  родителей, 

- расторжения брака,

- либо раздельного проживания родителей.

     Соответственно  выделяются основные типы неполной семьи:

- внебрачная,

- осиротевшая,

- разведенная,

- распавшаяся.

 Различают также  отцовскую и материнскую семьи, последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей.

Воспитание детей в  неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.

 Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.

 Статистические исследования свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.

 Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь "ради детей", зачастую приносят напрасную жертву.

  В рамках воспитательной  деятельности одному родителю  сложно осуществить полноценный  контроль за ребенком и в  целом влиять на их поведение.  Эффективному воспитанию мешает  ряд объективных причин: разрушается привычная триада в семье: "отец + мать + дети"; основная причина - чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания.

  Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.

 

Типы неполных семей и источники их формирования.

 

    Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют: материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают: неполную простую – мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками.   Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей.

    Неполная семья – образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека – это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способы сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи.

   Неполная разведенная семья – семья, в которой родители по какой-то причине на захотели или не смогли жить вместе. Ребенок, выросший в такой семье, получает психологическую травму, обуславливает появления чувства неполноценности, страха, стыда. Поэтому естественны желание, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений между отцом и матерью.

   Внебрачная семья (мать-одиночка) имеет свои особенности. В силу каких либо обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она страстно любила и др. причины.

 

 

 

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

 

Семейное  воспитание – более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребёнка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребёнок.

Определённую роль в семейном воспитании играют материальные ресурсы: доход на каждого члена семьи, затраты на воспитание, рациональное питание, наличие у детей персональной территории в жилище, соответствующего гардероба, игр и игрушек, домашней библиотеки, спортивного инвентаря, аудио- и видеоаппаратуры, компьютера и т. д.

Типичные проблемы, обуславливающие негативное воспитательное воздействие родителей на ребёнка в семье:

 1. «Близорукость» воспитательных представлений (недостаточность знаний, представлений о воспитании, воспитательных ситуациях на различных этапах возрастного развития ребёнка). Как следствие – неумение создавать и использовать возможности воспитательной ситуации; появление необоснованных для ребёнка требований, вызванных завышенными ожиданиями родителей, нереализованность значимых целей воспитания. Этот феномен условно назван «эффектом самоусиления сопротивления». Он возникает чаще всего в новой социальной среде, при изменении воспитательных требований, когда цели воспитания отличаются или противоречат прежним. Ребёнок не понимает, чего от него хотят родители и упорно сопротивляется их воспитательному воздействию.

 2. «Фальстарт в воспитании» или нехватка  терпения, выдержки  перед началом активного этапа воспитательного процесса. Активность многих родителей, возникшая после рождения ребёнка, часто резко падает к 1,5-2 годам. К 3- летнему возрасту у них наблюдается своего рода последствия «фальстарта» - преждевременно исчерпанные силы, известный уровень усталости, переходящий в беспечность и устранения от воспитания. Прозрение, наступающее к 4-5 годам, подтверждает, что время упущено.

Информация о работе Понятие семьи, её структура