Понятие семьи, её структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:34, реферат

Краткое описание

Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Содержание

1. Понятие семьи, её структура…………………………………………..2
2. Основные функции семьи……………………………………………...2
3. Особенности неполной семьи…………………………………………4
4. Типичные ошибки воспитания детей…………………………………6
5. Воспитательные возможности, пути повышения воспитательных возможностей…………………………………………………………...8
6. Заключение……………………………………………………………...11
7. Задача……………………………………………………………………12
8. Список использованной литературы…………………………………...14

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие функции семьи..doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

 3. Воспитание детей «по образу и подобию» своего детства – это наиболее распространенная форма воспитательной деятельности родителей. Такой опыт бывает далеко не лучшим, но он трансформируется родителями с большим упорством, которые не замечают негативных последствий.

 4. Противопоставление родительских отношений к детям. Оно возникает: при длительном отсутствии одного из родителей в семье в силу каких-либо причин; самоустранении одного из родителей от воспитания детей. Часто мать занимается воспитанием детей одна, что способствует формированию у неё      особой привязанности к ним. Включение в процесс воспитания супруга нередко сопровождается повышением претензий к детям. Возникает «ревность» в отношении к детям. Всё это способствует формированию отношений противопоставления между детьми и родителями, что негативно сказывается на их воспитании.

  5. Потворствующая гиперпротекция как отражение хронического «синдрома маленького ребёнка» или предпочтение видения в подростке детских качеств. Родители как бы игнорируют взросление детей, чрезмерно опекают их в различных жизненных ситуациях. Рассматривая подростка как «ещё маленького и беззащитного», они проявляют к нему чрезмерную жалость и опеку, чем снижают уровень требований, сдерживая его развитие.

  6. Снисходительная гиперпротекция. Она проявляется как пониженный уровень требований к ребёнку. В таком случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и детьми в пользу последних. Родитель «идёт на поводу» у ребёнка, уступает даже в вопросах, в которых, по его мнению, этого делать никак нельзя. Причинами могут быть: воспитательная неуверенность родителей; умение подростка найти к своему родителю подход, при котором создается ситуация – «минимум требований – максимум прав». Типичная ситуация в такой семье – бойкий, уверенный в себе подросток, смело предъявляющий требования, и неуверенный, нерешительный, винящий себя во всех неудачах родитель.

  7. Доминирующая гиперпротекция. Она проявляется как чрезмерная опека и мелочный контроль. Чаще всего это вызывается фобией утраты ребёнка вследствие перенесения им тяжёлого заболевания, особенно если оно было длительным. Страх заставляет родителей тревожно прислушиваться к любому пожеланию ребёнка и спешить удовлетворить его желания.

   8. Эмоциональное отвержение родителем сына или дочери. Оно проявляется в виде неприятия одним из родителей одного из детей по различным причинам. Чаще всего это происходит в связи с установкой по отношению к полу ребёнка.

   9. Гиперпротекция и жестокое обращение. Причинами такого подхода могут быть: недостаток опеки, контроля, истинного интереса и внимания родителей к ребёнку; неразвитость родительских чувств, превратившаяся в эмоциональное отвержение, жестокое обращение; отторжение самого родителя в детстве его родителями (дефицит родительского тепла и любви). Проявлением такого обращения может быть, подавление или ограничение возможностей развития ребёнка, перекладывание на него значительной части родительских обязанностей.

   10. Избирательная гиперпротекция. Она имеет место при воспитании двух и более детей и проявляется в виде покровительства, благосклонного отношения, как правило, к младшему ребёнку. Она возникает как следствие неадекватности родительских чувств к детям и, в частности, обостренности симпатий к одному из детей. При этом дети постоянно находятся в конфликтных отношениях. При их разрешении родители симпатизируют младшему, у старшего активизируется эмоциональное отвержение малыша и одновременно снижается восприимчивость воспитательных воздействий.

  11. Трансформация психогенных расстройств родителей на детей. Это расстройство психики, возникающее под влиянием психических травм. Отклонениями такого типа могут быть: нарушение супружеских отношений между родителями, развод, смерть одного из родителей, длительная разлука, грубость мужа, пьянство родителей и т.д.

Таким образом, негативные последствия воспитания нередко обуславливают типичные ошибки семейного воспитания – действия, которые осуществляют родители в интересах воспитания ребёнка. При этом сами родители негативной роли «воспитательной деятельности» не осознают или делают вид, что не осознают. К таким ошибкам относятся:

  •   недооценка роли личного примера родителей;
  •   отсутствие единства требований в воспитательной деятельности родителей;
  •   отстранение детей от посильного домашнего труда;
  •   неумение пользоваться методами воспитания, особенно поощрением или наказанием;
  •   применение физического наказания;
  •   отсутствие такта в отношении с ребёнком;
  •   ссоры родителей в присутствии детей;
  •   неправильное поведение  отдельных родителей в быту (пьянство, скандалы);
  •   переоценка родителей своих воспитательных возможностей;
  •   неправильная идеализация своих детей («мой ребёнок самый умный, талантливый, необыкновенный»).

 

 

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

 

Повышение воспитательных возможностей семьи включает решение  ряда проблем. Необходимо выявить типичные проблемы и ошибки родителей  в  воспитании  детей и определить  те направления  деятельности, которые  могли бы  способствовать повышению их воспитательных возможностей.

Повышению воспитательных возможностей семьи  способствует:

  •   подготовка молодых людей к семейной жизни:
  •   формирование педагогических знаний у будущих родителей,

общие представления  о воспитании ребёнка,

  •   овладение родителями средствами и методиками воспитательной работы с ребёнком на разных этапах его возраста,
  •   формирование у родителей опыта создания педагогически целесообразных отношений с ребёнком;
  •   поддержание нравственного климата в семье;
  • психологическая и нравственная подготовка к рождению ребёнка;
  •   обеспечение взаимодействия семьи, детского сада, школы;
  • обеспечение единства и согласованности воспитательных усилий родителей;
  • формирование критического подхода родителей к своей педагогической деятельности, разумного поиска путей совершенствования воспитания детей.

      Родителям необходимо понять важность воспитания и определить цели и задачи воспитательной деятельности, своё место в ней. Ведь воспитание детей – важнейшая из всех других задач.

     В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет влияние семьи на подрастающее поколение. Успех выполнения воспитательной функции семьи зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества, родителей.      Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент-специфика самого процесса семейного воспитания.

Семья может  выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей.                    

 Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек.                  

Если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу – воспитать в ребёнке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового. Отношения с ребёнком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.

 В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

1. Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

2. Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

3. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства».

4. Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребёнка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребёнка. Любовь каждого ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека.

Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребёнку в любом возрасте любовно и внимательно. Тем не менее, подчеркивание необходимости создания у ребёнка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. Только при уверенности ребёнка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребёнок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Наоборот – эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребёнок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности.

 

 

 

                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной  частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей.   В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого.

В данное время тема семьи  до конца не изучена и полностью  изучена быть не может, так как  взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки  в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом. Но главный вывод, с которым согласны социологи любого периода времени это то, что семья является основным фундаментальным институтом общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Роль семьи не исчерпывается только воспроизводством населения, семья способствует развитию общества и его прогрессу.   Создание благополучной семейной обстановки для каждого человека общества способствует снижению негативных явлений в обществе, таких как наркомания, преступность, так как личностные качества человека формируются семьёй.

Информация о работе Понятие семьи, её структура