Понятие социальных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:25, реферат

Краткое описание

Социальный конфликт - силовое воздействие, которое осуществляется двумя или большим числом лиц (или социальных групп), вследствие несовпадения интересов или нехватки ресурсов. В случае возникновения такой конфликт трудно остановить. Это происходит потому, что конфликт имеет кумулятивную природу, и каждое агрессивное действие приводит к ответному действию, и т.д. Конфликт при этом может обостряться и захватывать все большее количество людей. Пример такого конфликта – конфликт в Нагорном Карабахе между азербайджанцами и армянами, когда народные депутаты Нагорно-Карабахской автономной области приняли декларацию о суверенитете. В ответ - резня армянского населения и война в Нагорном Карабахе, сотни тысяч беженцев. К сожалению, это не единственный пример такого кровавого решения социального конфликта.

Вложенные файлы: 1 файл

0567531_4141C_socialnye_konflikty.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Основные участники  конфликта или противоборствующие (конфликтующие) стороны - это прямые, непосредственные оппоненты (от лат. opponents - возражающий)9. В основе противостояния лежат именно их несовпадающие интересы. Выявить конфликтующие стороны не всегда просто.

Неосновными (косвенными) участниками конфликта могут выступать официальные и неофициальные личности, группы, организации, государства, преследующие те или иные цели. Им отводят второстепенные роли, что не всегда оправданно. К неосновным участникам причисляют: инициаторов (зачинщиков, подстрекателей), организаторов, союзников (пособников, соучастников), очевидцев, жертв, посредников, судей и др.

Организаторы (субъекты) конфликта намечают, планируют, подталкивают противоборствующие стороны к противостоянию с целью реализации своих интересов. Их цель - направить динамику конфликта в выгодном направлении для решения своих проблем.

Субъект - это «активная сторона», способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами10.

Посредники (медиаторы) — обоюдно выбранные конфликтующими лица, пользующиеся у них непререкаемым авторитетом — так называемая третья сторона. Цель посредничества — прекращение конфликта и достижение согласия путем нахождения компромисса между оппонентами. В связи с этим медиаторы должны обладать специальными знаниями и умениями ведения переговоров, высокими нравственными принципами, чтобы соблюдать нейтралитет по отношению к противоборствующим сторонам.

Стороны конфликта отличаются рангом, статусом и обладают определенной силой.

Ранг в переводе с немецкого — чин, звание, разряд, категория. В конфликтологии он определяет низший или высший статус и соответственно невыгодную или выгодную позицию в конфликте.

Различают следующие ранги оппонентов:

первый - личность, выступающая от своего имени, преследует собственные интересы;

второй - отдельные индивиды, защищающие групповые интересы;

третий - структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп;

высший - государственные структуры, выступающие от имени

В реальном конфликте  каждая из противоборствующих сторон стремится повысить свой ранг и понизить ранг противника.

Не менее важной характеристикой  в процессе исследования конфликтов является статус - социальная позиция, положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей, обеспечивающее их социальные связи и выполнение социальных функций. Статус участников может оказать значительное влияние на динамику конфликта.

Сила (интенсивность) в социальном конфликте представляет собой совокупность непосредственно задействованных и потенциальных средств и ресурсов, дающих возможность и определяющих способность сторон реализовать свои цели вопреки противодействию противника (оппонента) по конфликту. Для контроля за ходом социального конфликта и управления им необходимо знать, какой силой обладают противоборствующие стороны и каковы их возможности в мобилизации собственного потенциала и привлечения внешних сил.

Острота конфликта определяется высокой или низкой интенсивностью социальных столкновений, когда в короткий промежуток времени расходуется определенное количество психологических, материальных и иных ресурсов.

В зависимости от этих показателей конфликт может протекать  в разных формах. Форма столкновения - насильственная или ненасильственная — зависит от множества факторов, в том числе от целей, преследуемых субъектами противоборств, а также наличия механизмов и технологий ненасильственного разрешения конфликта.

Анализ социального конфликта предполагает определение его предмета, объекта и среды функционирования.

Предмет конфликта — объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой раздора. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство. Это может быть проблема власти, обладания ценностями, совместимости — несовместимости и др. Конфликт не исчерпает себя до тех пор, пока противоречие не разрешится. Каждая из сторон заинтересована в разрешении проблемы в свою пользу.

Объект конфликта — это центральное звено проблемы, конкретное ядро конфликтной ситуации. Объектом конфликта могут быть материальная ценность (ресурс), социальная ценность (власть), духовная ценность (идея, норма, принцип) или их совокупность, к обладанию или пользованию которыми стремятся оба оппонента. В связи с этим различают три основных вида объектов конфликта:

  • неделимые — совместное владение которыми невозможно. Эти объекты могут принадлежать только одному участнику противоборства;
  • делимые в различных пропорциях между участниками конфликта;
  • объекты, которыми могут владеть одновременно обе стороны противостояния.

Определить истинный объект конфликта не всегда просто, особенно в ситуации, когда противоречия накладываются друг на друга. Его  можно скрывать, маскировать, подменять. Так, нередко в политической борьбе реальный объект - власть - маскируется участниками противоборства стремлением якобы добиться максимально возможных благ для избирателей.

2.2 Причины конфликта

При оценке причин конфликта  главными параметрами являются осознание и формирование противоречивых интересов, целей, отношений, действий, обусловленных объективными и субъективными факторами.

Анализ конфликтов полезно начинать с простейшего уровня, т.е. с истоков  возникновения конфликтных отношений, со структуры глубинной основы социального конфликта — потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы.

Нередко заинтересованные субъекты социального конфликта  пытаются скрыть истинные его причины, заменить их поводом и условиями противоборства. Для прогноза, предупреждения, разрешения социального конфликта необходимо четкое разграничение и дифференциация его причин, поводов, условий. Причина является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. При этом важно определить реальные причины противостояния.

Можно выделить следующие типы причин11.

Наличие противоположных  ориентаций. У каждой социальной группы, как и у любого индивидуума, есть определенный набор ценностных ориентаций, которые касаются наиболее значимых сторон жизни. Стремление к удовлетворению потребностей, наличие целей, достичь которых одновременно пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации часто сталкиваются и могут стать причиной возникновения конфликта. Идеологические причины являются частным случаем конфликта противоположности ориентации.

Причины конфликта, которые заключаются в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип связан с неравенством в распределении ценностей (доходов, знаний, информации, элементов культуры и т.п.) между индивидами или группами. Неравенство в распределении ценностей является социальной нормой. Конфликт возникает при такой величине неравенства, которое расценивается одной из социальных групп как препятствие к удовлетворению важных социальных потребностей. Возникающая в этом случае социальная напряженность может послужить причиной противоборства.

Субъективные (психологические) причины социальных конфликтов обусловлены факторами, зависящими от воли и сознания людей. Это противоречия, вызванные несовместимостью характеров, различиями мировоззрения, ментальности, другими особенностями социальных субъектов. Наиболее ярко они проявляются в чувствах, убеждениях, интересах, идеях.

Анализ объективных причин возникновения противоборств позволяет констатировать, что социальные конфликты современного российского общества характеризуются тотальностью и всеобщностью. Это проявляется:

  • в усиливающемся ущемлении интересов и потребностей основной массы неимущего населения со стороны социальных групп, сконцентрировавших в своих руках основные богатства общества, рычаги политической власти.
  • в осознании неимущими, ущемленными группами противоречивости своих интересов по сравнению с интересами властвующей элиты, собственниками незаконно приобретенных богатств. Сегодня, к сожалению, социальные конфликты в России разрешаются преимущественно в интересах власть имущих, а не в интересах законопослушных граждан

2.3 Динамика социального  конфликта

Динамика социального  конфликта — это процесс его изменения и развития. Она складывается из следующих этапов: предконфликтная ситуация (латентный период); собственно конфликт (открытое противоборство); послеконфликтный период.

Предконфликтная ситуации - это ситуация, характеризующая  положение дел накануне конфликта. Предпосылкой противостояния может стать интрига, распространение слухов, порочащих сведений и т.д. Это инкубационное (латентное, скрытое) состояние, когда постепенное нарастание, усиление противоречий провоцируют возможность возникновения конфликта.

Собственно конфликт включает три этапа: инцидент (начало конфликта); эскалацию (нарастание, развитие конфликта); завершение конфликта.

Инцидент — случай, инициирующий открытое противоборство сторон. Он выступает как завязка, первая стычка конфликта. Наличие противостояния становится очевидным для всех. Инцидент конфликта следует отличать от повода. Повод может возникнуть случайно, а может специально комбинироваться, но это еще не конфликт.

Эскалация (нарастание) конфликта — это ключевая, самая напряженная его стадия. При этом наблюдается обострение всех противоречий конфликтующих сторон, используются весь потенциал, мобилизация всех имеющихся ресурсов для возможной победы.

На этой стадии становится очевидным конфликтное поведение оппонентов - это действия, направленные на прямое или косвенное блокирование, достижение оппонентами целей, намерений, интересе, формирование установки на борьбу, предполагающие психологическую готовность к ней (разрушение структуры нормальных связей, усугубление неприязни и враждебности, агрессия, формирование образа врага)12.

Завершение социального  конфликта — последний этап открытого периода. Этот этап могут обусловить различные ситуации: ослабление одной или обеих сторон, что не позволяет осуществлять дальнейшее противоборство; осознание бесперспективности продолжения конфликта ее участниками; появление третьей стороны и ее способность прекратить противостояние и т.д. Следует различать понятия «завершение» и «разрешение конфликта». Разрешение конфликта — частный случай его завершения. Он выражается в конструктивном, положительном решении проблемы.

Послеконфликтный период является последней стадией в динамике конфликта, когда ликвидируются все виды напряженности, нормализуются отношения и начинает преобладать атмосфера доверия сотрудничества.

 

3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ  
СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

3.1 Прогнозирование конфликта

Прогнозирование конфликтов заключается в обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении или развитии. Оно основывается на научных исследованиях конфликтов, а также на практической деятельности по симптоматике и диагностике назревающих социальных противоречий13.

Разработка методик  прогнозирования конфликтов возможна при достаточно высоком уровне развития конфликтологии. Прежде чем прогнозировать конфликты, наука должна пройти два этапа в их познании. Во-первых, необходима разработка описательных моделей различных видов конфликтов. Необходимо определить сущность конфликтов, дать их классификацию, вскрыть структуру, функции, описать эволюцию и динамику. Во-вторых, должны быть разработаны объяснительные модели конфликтов. Они дают возможность вскрыть движущие силы развития конфликтов и их и причины. Только этапа описания и объяснения конфликтология сможет реализовать свою прогностическую функцию.

Понимание причин и характеристик  конкретного конфликта особенно важно при принятии решения о  вступлении в процесс урегулирования конфликта, в то же время оценка конфликта  должна быть непрерывным процессом, происходить на всей протяженности процесса переговоров. Действие или бездействие сторон меняют ход конфликта и, следовательно, могут изменить исходные данные, на которых основывалась оценка ситуации, стратегия и тактика.

Чтобы конфликтам придать  управляемый характер, следует обеспечить максимально эффективную диагностику и прогнозирование их развития. Для этого применяются различные методы, в числе которых особо следует выделить:

– социометрический метод;

– шкалу Ньюстеттера;

– анкетный опрос;

– интервью;

– экспертную оценку;

Социограмма позволяет  выявить уровень сплоченности группы, коллектива, а также определить лидерство, наличие потенциальных конфликтогенов, очагов противостояния.

Ньюстеттер предлагает шкалу оценки развития отношений  из девяти пунктов - от сердечности  до враждебности.

Сопоставление двух шкал социометрической и Ньюстеттера позволяет перейти от количественных к качественным оценкам отношений в коллективе. Качественная сторона измерения отношений, в конечном счете, позволяет установить:

Информация о работе Понятие социальных конфликтов