Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:25, реферат
Социальный конфликт - силовое воздействие, которое осуществляется двумя или большим числом лиц (или социальных групп), вследствие несовпадения интересов или нехватки ресурсов. В случае возникновения такой конфликт трудно остановить. Это происходит потому, что конфликт имеет кумулятивную природу, и каждое агрессивное действие приводит к ответному действию, и т.д. Конфликт при этом может обостряться и захватывать все большее количество людей. Пример такого конфликта – конфликт в Нагорном Карабахе между азербайджанцами и армянами, когда народные депутаты Нагорно-Карабахской автономной области приняли декларацию о суверенитете. В ответ - резня армянского населения и война в Нагорном Карабахе, сотни тысяч беженцев. К сожалению, это не единственный пример такого кровавого решения социального конфликта.
а) наличие конфликтогенов;
б) общий уровень напряженности в целом;
в) связи между конфликтующими сторонами и т.д.
г) степень поддержки со стороны нейтральных членов коллектива;
Дальнейшая задача должна быть направлена на то, чтобы на основе установленных характеристик о состоянии потенциальных и реальных конфликтогенов, выбрать наиболее эффективные способы профилактики и разрешения конфликтной ситуации.
Предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их. Поэтому проблема конструктивного разрешения конфликтов, кажущаяся на первый взгляд более важной, на самом деле не является таковой. Профилактика конфликтов, возможно, более важна, чем умение конструктивно их разрешать. Она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже минимальные негативные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт.
К объективным условиям предупреждения и предотвращения социальных конфликтов относятся: создание благоприятных условий жизнедеятельности людей: материальная обеспеченность семьи, создание базы для ее воспроизводства; разработка правовых и иных нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций; справедливое и гласное распределение материальных благ; успокаивающая экономическая, политическая, экологическая, правовая среда, окружающая человека, при наличии в социуме перечисленных факторов антиконфликтное действие реализуется самопроизвольно.
Общая логика предотвращения и профилактики конфликта включает следующие моменты:
1) распознание и выявление противоречий, провоцирующих социальную напряженность и последующее противостояние оппонентов как можно на ранней стадии возникновения;
2) сбор полной, объективной, всесторонней оперативной информация о сути и причинах создавшейся предконфликтной ситуации, о целях, интересах, намерениях, предпочтениях сторон, способных и готовых вступить в конфликтное противоборство друг с другом.
3) диагностика конфликта должна предшествовать управлению им и включать в себя определение основных составляющих конфликта, позиций сторон и др.
4) конфликтная аналитика — это совокупность методов, приемов, средств распознавания предпосылок и причин возникновения конфликтной ситуации, особенностей ее вероятного развития, характера и содержания назревающего противостояния, возможностей влияния на конфликтующих с тем, чтобы смягчить или ослабить противостояние. Необходимо использовать все возможности конфликтологической экспертизы для определения целей зарождающегося конфликта: выявить силовой потенциал противоборства; выяснить степень вероятности и возможности бесконфликтного и безболезненного разрешения социальных проблем; разработать конкретные задачи, стратегию и тактику сценария по конструктивному разрешению предконфликтной ситуации; минимизировать ее деструктивные последствия;
В таком случае открывается
возможность понимания и оценки
конфликта как нераскрытой
Понимание конфликта как противостояния на основе противоположных интересов имеет важное значение с точки зрения современных методов ненасильственного разрешения конфликтов, которое обеспечивает достижение конфликтующими сторонами договоренности при учете интересов всех сторон.
Подход, связанный с прекращением конфликта, обычно связывается с понятием регулирование (воздействие), а подход, связанный с компромиссом и сотрудничеством, — с понятием разрешение.
Регулирование (урегулирование) конфликта представляет собой его определенное завершение в результате конфронтации и противоборства двух или нескольких сторон, осознающих противоположность своих интересов. В отличие от урегулирования при разрешении конфликта он прекращается в результате прямого взаимодействия сторон или с участием третьей стороны, на основе анализа причин и содержания разногласий, направленного на максимальное сближение позиций и достижение соглашения относительно наилучших способов удовлетворения противоположных интересов. Завершение конфликта по второму «сценарию» является наиболее предпочтительным, так как в этом случае ни одна из сторон не получает преимуществ, и их постконфликтные взаимоотношения могут развиваться на прочной основе.
Разрешение конфликта и управление им различаются по способу и процедурам воздействия: неюридические (разрешение) и юридические (управление).
Основными признаками разрешения конфликтов являются: характер взаимоотношения конфликтующих сторон; процесс разрешения конфликта носит неофициальный характер и вмешательство в конфликт третьей стороны (например, миротворца или посредника) основано на действиях, отношениях или ситуациях, которые не всегда и не обязательно связаны с нарушением законодательства; соглашения сторон нередко не имеют юридического характера и в этом смысле они не являются для сторон обязательными; однако стороны, как правило, бывают заинтересованы в соблюдении соглашений, ибо принимали непосредственное участие в их достижении; процесс разрешения сосредоточивается на потребностях и интересах сторон.
Управление конфликтами осуществляется в таких формах, как администрирование, арбитраж, судебное разбирательство (суд).
Таким образом, разрешение конфликта - это зачастую неюридическое воздействие на конфликт самих противоборствующих сторон (субъектов), нередко при участии третьей стороны, с целью совместного полного или частичного удовлетворения своих основных потребностей и интересов, снижения уровня конфронтации, а также локализации конфликта и сокращения материальных и моральных издержек, с ним связанных.
Разрешение конфликта предполагает, что стороны самостоятельно (либо при участии посредников) прилагают определенные усилия для преодоления возникшего между ними противоречия прежде, чем его развитие приведет к необходимости их обращения в арбитраж или суд.
Разрешение конфликта базируется на использовании переговоров между конфликтующими сторонами непосредственно (с помощью прямых переговоров), либо с участием третьей стороны. Поэтому подготовка и осуществление программы действий по разрешению конфликта фактически является подготовкой и осуществлением переговорного процесса в той или иной его форме.
Основными этапами процесса конструктивного воздействия на конфликт являются: подготовка плана; осуществление программы; выполнение соглашений по урегулированию или разрешению конфликта.
На каждом этапе этого процесса решаются специфические задачи. Подготовка плана включает: анализ конфликта; определение стратегии; разработку программы урегулирования или разрешения конфликта.
Определение стратегии заключается в выявлении необходимых компонентов для осуществления плана воздействия на конфликт. Осуществление стратегии переговоров предусматривает реализацию следующих задач:
определение проблемы. Без точного определения проблемы невозможно разработать стратегию преодоления конфликта;
выявление внешних факторов, оказывающих влияние на конфликт. Такими внешними факторами могут быть стремление сторон завершить переговоры к определенному сроку (временной фактор), воздействие на переговоры законодательных процедур, необходимость специальных усилий по обеспечению присутствия на переговорах нужных лиц и др.;
определение цели воздействия на конфликт. Цель переговоров, как правило, — это достижение соглашения. Целью может быть также обмен информацией, выявление спорных вопросов и интересов сторон, установление альтернативных путей решения проблемы, разработка рекомендаций;
выбор структуры встречи: собрания, группы или комитеты;
установление конкретных шагов в процессе воздействия на конфликт;
формирование состава участников переговоров. Выбор участников переговоров зависит от формы представительства на переговорах. Например, участниками переговоров могут быть выбранные представители сторон или в них могут принимать участие все заинтересованные лица;
распределение других ролей на переговорах. Подразумевается не только установление непосредственных участников переговоров, но и их инициаторов, ответственных за проведение собраний, экспертов и т.п.
Когда основные стратегии регулирования и разрешения конфликтов, а также управления ими приобретают характер основных ориентиров индивидуального поведения, они превращаются в личные стили поведения сторон в конфликте. Эти стили выделяются в зависимости от возможных целей, преследуемых сторонами в конфликте, под которыми подразумеваются ожидаемые результаты, осознанно соотнесенные с теми средствами, которые должны быть использованы для их достижения.
Существуют следующие основные стили: конфронтация (соперничество, противоборство, конкуренция); приспособление (уступка); избегание (уклонение); компромисс и сотрудничество.
Основное достоинство сотрудничества - эффективный способ конструктивного воздействия на конфликт — принципиальное его разрешение. Оно имеет в своей основе стратегию «выигрыш-выигрыш» и стремление сторон к положительному взаимодействию. Главное преимущество этой стратегии в том, что стороны находят наиболее приемлемое решение, которое помагает укреплению и улучшению взаимоотношений между ними.
Метод разрешения конфликта с участием третьей стороны, оказывающей содействие процессу выработки соглашения и занимающей нейтральную позицию на переговорах в процедурах альтернативного разрешения конфликтов, называется методом фасилитации или фасилитаторством14.
Важным преимуществом
переговоров перед другими
В процессе прямых переговоров конфликтующие стороны имеют возможность активно контролировать различные стороны своего взаимодействия, в том числе самостоятельно устанавливать временные рамки и пределы обсуждения, принимать решения, влиять на процесс и его результат, определять рамки соглашения, которое имеет неофициальный характер, являясь частным делом договаривающихся сторон.
Во время переговоров интересы сторон определяются прежде, чем изучаются конкретные решения. После того как интересы определены, участники переговоров совместно занимаются поиском различных альтернатив, которые могли бы удовлетворить все интересы, вместо того чтобы вести спор вокруг какой-то одной позиции.
При возникновении трудных, конфликтных ситуаций в процессе переговоров, спровоцированных манипулятивными действиями одного из партнеров, необходимо проявить сдержанность и выяснить причины такой тактики поведения. Действовать необходимо с учетом своих интересов и намерений.
Конструктивные переговоры содержат возможность критического анализа ситуации. Критика является положительным фактором в переговорном процессе за исключением тех случаев, когда она служит деструктивным целям. Сосредоточьте критику не на личностях, а на фактах. Если критика в адрес партнера приобретает одиозное содержание, высказаны негативные характеристики, то подобная критика не способствует развитию переговорного процесса, а напротив, — создает на переговорах деструктивную атмосферу. Негативные оценочные суждения вызывают защитную реакцию со стороны оппонента, в адрес которого прозвучала критика.
При обсуждении соглашения положительное значение имеют критические замечания. Критические замечания дают возможность получить более обстоятельную информацию об интересах участников, их восприятии проблемы, их намерениях, которые ранее были не совсем ясны.
Учитывая стремление оппонента к укреплению и поддержанию своего авторитета, результативными являются методики, в которых вместо того чтобы говорить ему, каких действий от него ждут, следует предоставить возможность ему самому принять решение, выдвинуть идею. Не навязывать своего мнения, но ориентировать оппонента на сам процесс обсуждения и на достижение взаимоприемлемых и необходимых результатов.