Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 20:05, контрольная работа
Социальная психология - отрасль психологического знания, изучающая закономерности поведения деятельности людей, обусловленная включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т. е, отличающимися друг от друга, что характерно для большинства пограничных, смежных отраслей науки, к которым относится социальная психология. Она изучает следующие явления:
Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как: общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.
Теория инстинктов социального поведения
Она была разработана – Мак Дугалом. Содержание этой теории заключается в том, что причиной социального поведения являются врожденные инстинкты. Автор называл свою теорию целевой или гормической от слова Gorme – желание страсть порыв, именно это выступает движущей силой соц. Инстинктов.
Инстинкты включают в себя три части:
Мак Дугал считал, что инстинкты связаны с эмоциями и предполагал, что из них выводится все социальные учреждения:
5. В чем специфика американской
и европейской традиции в
В исследовании концепции
социального характера
В американской традиции исследования социального характера можно выделить несколько направлений, которые зачастую плотно соприкасались друг с другом в творчестве одного и того же исследователя: антрополого-психологический - М. Мид, Р. Бенедикт, Дж. Горер, А. Кардинер, А. Инкельс, Д. Левенсон, Дж. Уайтинг, И. Чайлд; культурно-исторический – М. Липсет, Б. Перри, Д. Поттер; социологический – Д. Рисмен, В. Вайт, Ч. Райх, Т. Парсонс, философско-критический – Ф. Слэтер, К. Лэш, Д. Рисмен, В. Райх, Р. Белл; субкультурный - Д. Поттер, П. Лупша, Д. Янкелович. В настоящее время концепция социального характера получила свое развитие в рамках европейской традиции в работе Р. Функа, а в рамках американской – в работах М. Маккоби.
Раздел 3. Закономерности общения и взаимодействия людей.
Что касается функций (от лат. Functio - исполнение, осуществление) общения, то под ними понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.
Известны различные
подходы к классификации
Выделяют следующие функции:
Перечисленные функции, учитывая их интегральный характер, являются теми факторами, которые показывают существенно весомее роль общения для человека, чем просто передача информации. И знание этих интегральных функций, которые выполняет общение в процессе индивидуального развития человека, дает возможность выявить причины отклонений, нарушений процесса взаимодействия, неполноценной структуры и формы общения, в которые была вовлечен человек на протяжении всей жизни. Неадекватность форм общения человека в прошлом существенно влияет на его личностное развитие, определяет проблемы, которые встают перед ним сегодня.
Значительная часть
исследователей выделяет функции общения,
связанные с обменом
Так, Б.Ломов выделяет в общении три функции: информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией), регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия и аффективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека.
Информационно-коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации, ее реализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт; второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решений (здесь общение реализует цели информирование, обучение и др.); третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых результатов).
Вторая функция - регуляционно-коммуникативная - заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживания действий.
При таких условиях проявляются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности, совместимость людей, их сработанность, осуществляется взаимная стимуляция и коррекция поведения. Эту функцию выполняют такие феномены, как имитация, внушение и др.
Третья функция - аффективно-коммуникативная - характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе и социальное.
В отечественной социальной психологии выделяют три различных вида межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.
Императивное общение - это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля за его поведением, принуждение его к определенным действиям. Особенность императива в том, что конечная цель общения -п ринуждение партнера - не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.
Можно назвать группу
социальных видов деятельности, в
которых использование
Вместе с тем можно определить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно и даже неэтично. Прежде всего речь идет об интимно-личностных отношениях, супружеских и детско-родительских. Известно, что с помощью команд, приказов и безусловных запретов можно добиться внешнего послушания и выполнения каких-либо требований. Однако они не становятся частью внутренних личностных убеждений человека, его интровертной мотивации.
Манипуляция - это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает воздействие на партнера с целью достижения своих целей.
Коренное же отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения. Они либо скрываются от него, либо подменяются другими.
В отношении манипуляции
также можно сказать, что есть
области человеческого
Сравнение императивного и манипулятивного видов общения позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, их можно охарактеризовать как различные виды монологического общения. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, как бы игнорируя своего собеседника.
В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми может быть рассмотрено диалоговое общение, позволяющее перейти к установке на собеседника. Диалог строится на принципиально других началах, чем монологическое общение. Он возможен лишь в случае соблюдения следующих непреложных правил взаимодействия:
1. Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние.
2. Безоценочное восприятие партнера, априорное доверие к его намерениям.
3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.
4. Персонификация общения - разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.
Анализ общения показывает, насколько этот процесс сложен и разнообразен в своих проявлениях и функциях, что связано с его ролью и значением как в жизни отдельного человека, так и общества в целом.
Прежде всего, необходимо отметить, что информация в общении не просто передается от одного партнера к другому (лицо, передающее информацию, принято называть коммуникатором, а получающего эту информацию — реципиентом), а именно обменивается. Соответственно и основной задачей информационного обмена в общении является не простой перевод информации в прямом или обратном направлении, а выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу той или иной ситуаций или проблемы общения. Для решения этой задачи в рамках общего информационного процесса работает особый механизм, характерный исключительно для межличностного общения, — механизм обратной связи. Смысл данного механизма состоит в том, что в межличностной коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается, и помимо содержательных аспектов информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содержит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора. Таким образом обратная связь — это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Цель предоставления обратной связи — помощь партнеру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.
Модель коммуникативного
процесса включает 5 элементов: коммуникатор
— сообщение (текст) — канал передачи
информации — аудитория (слушатель, приемник)-обратная
связь. Вообще в процессе речевого взаимодействия
происходит передача информации от одного
партнера к другому, которая может быть
выражена в такой схеме: ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ
(говорящий кодирует информацию в словах)
— ПОНИМАНИЕ ИНФОРМАЦИИ (слушающий раскодирует
слова, извлекает информацию).
Одним из наиболее важных моментов в любом
слушании является момент обратной связи,
благодаря которому у собеседника и создается
ощущение, что он говорит не в пустоту,
а с живым человеком, который слушает и
понимает его. Причем в любом высказывании
существует по крайней мере два содержательных
уровня: уровень информационный и уровень
эмоциональный. В этой связи обратная
связь тоже может быть двух видов — отражение
информации и отражение чувств говорящего.
Для эффективной коммуникации характерно:
достижение взаимопонимания партнеров,
лучшее понимание ситуации и предмета
общения (достижение большей определенности
в понимании ситуации способствует разрешению
проблем, обеспечивает достижение целей
с оптимальным расходованием ресурсов).
Общение, будучи сложным социально-психологическим
процессом взаимопонимания между людьми,
осуществляется по следующим основным
каналам: речевой (вербальный — от латинского
слова «устный, словесный») и неречевой
(невербальный) каналы общения. Речь как
средство общения одновременно выступает
и как источник информации, и как способ
воздействия на собеседника.
5.В чем психологический смысл коммуникативных барьеров? Какие виды коммуникативных барьеров Вы знаете? Приведите примеры их проявления из реальной жизни.
Коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту. Можно говорить о существовании барьеров непонимания, социально-культурного различия и барьеров отношения.
Возникновение барьера непонимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Так, он может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации; это так называемое фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженный грамматический строй речи. Барьер фонетического непонимания порождает также невыразительная быстрая речь, речь — скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов.
Можно привести примеры
искусственного создания такого рода
барьеров, например детьми, создающими
на базе общего языка свой, мало понятный
взрослым.
Виды коммуникативных барьеров | |||||
Вид коммуникативного барьера |
Описание |
Конкретный пример | |||
1. Логический барьер |
Прежде
чем высказать мысль вслух, человек
кодирует информацию – вербализирует
(превращает внутреннюю речь в слова).
Получатель сообщения, расшифровывает
слова в соответствие со своим уровнем
знаний, способом восприятия информации
и мировоззрения. На этапе ВЫСКАЗАЛ-УСЛЫШАЛ-РАСКОДИРОВАЛ- |
Ночью
раздался стук в окно. | |||
2. Стилистический барьер |
Стиль изложения информации должен соответствовать содержанию. Для правильности восприятия информации необходимо правильно подбирать аргументы, основные доводы, четко и структурировано излагать информацию. |
Представьте,
что мнение ученого о «Сказке
о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина
изложено следующим образом: «Показ
Пушкиным поимки Золотой рыбки, обещавшей
при условии ее отпуска в море
значительный откуп, не использованный
вначале стариком, имеет важное значение.
Не менее важна и реакция старухи на объяснение
ее старика о неиспользовании им откупа
рыбки, употребление старухой ряда вульгаризмов,
направленных в адрес старика и принудивших
его к повторной встрече с рыбкой, посвященной
вопросу о старом корыте». | |||
3. Барьер «авторитет» |
Разделив всех людей на авторитетных и не авторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие \ недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей информации, а от того, кто говорит. |
Пожилые люди слабо прислушиваются к советам молодых людей. | |||
4. Семантический барьер |
Возникает, когда фонетический язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой». Пример, слово имеет не одно, а несколько значений. «Смысловые поля» у всех разные. |
Смысл слов «перо», «капуста» и др. на воровском жаргоне существенно отличается от истинного значения | |||
5. Фонетический барьер |
Это препятствие, создаваемое особенностями речи говорящего. |
«доктой, у меня запой! (доктор, у меня запор!)» | |||
6. Психологический барьер |
Возникают вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся или в силу сложившихся между ними отношений. Любая информация несет на себе элемент воздействия на поведение, мнение партнера с целью его частичного или полного изменения. Не всякий человек хочет этих изменений, соответственно, он может противиться получению нежелательной информации, защищаясь, как от самого источника информации, так и самого сообщения. |
Многие люди боятся своих начальниеов, хотя они им ничего плохого не сделали. | |||
Информация о работе Предмет, задачи и методы социальной психологии