Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 20:05, контрольная работа
Социальная психология - отрасль психологического знания, изучающая закономерности поведения деятельности людей, обусловленная включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т. е, отличающимися друг от друга, что характерно для большинства пограничных, смежных отраслей науки, к которым относится социальная психология. Она изучает следующие явления:
Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как: общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.
Отличия от предмета общей психологии
1. В общей психологии
процессы, состояния, психические
образования рассматриваются
В социальной психологии
психические процессы, состояния,
психические образования
2. В общей психологии
не рассматривается такое
Социальные психологи
концентрируются на том, как
в целом люди оценивают друг
друга, как социальные
Итак, объект общей
психологии - индивидуальное поведение
и деятельность человека. Предмет
- психические механизмы,
Объект социальной
психологии - взаимодействие и общение
человека. Предмет - психические
механизмы поведения и
Отличие социологического
и социально-психологического
Социолог любые явления
объясняет объективными
Для социолога личность
- это вывернутый "наизнанку"
социум. Это персонифицированный
представитель какой-то
Социальный психолог
видит личность не только как
социум, но и нечто более конкретное.
Отношения его с другими людьми
- это не только отношения
Конечно, социальный
психолог учитывает, что
Но для социолога
- это безлично-типологический
Итак, проблема предмета
социальной психологии
В истории отечественной
социальной психологии можно
выделить два этапа этой
- 20-е гг. и
- конец 50-х - начало 60-х гг.
В результате дискуссии
сложились три подхода к
Первый из них, получивший
распространение среди
Второй подход видит
главным предметом
Третий подход синтезирует
два предыдущих. Социальная психология
была рассмотрена здесь как
наука, изучающая и массовые
психические процессы, и положение
личности в группе. Здесь проблематика
социальной психологии
Были предприняты попытки дать полную схему проблем в рамках данного подхода.
Схема предложенная Б.Д. Парыгиным: 1) социальная психология личности; 2) социальная психология общностей и общения; 3) социальные отношения; 4) формы духовной деятельности.
Согласно В.Н. Мясищеву,
социальная психология
2.Что такое «имплицитные
Имплицитная теория личности (от англ imрlicit – невыраженный и греч. theoria – исследование) — представления о структуре и механизмах функционирования личности, своей или другого человека, которые были сформированы не в научном исследовании, а в повседневной жизни, авторы — Дж. Брунер и Р. Тагиури (1954 г.). Предметом имплицитной теории может выступать не только личность, но и другие индивидуальные процессы (память, интеллект и пр.). Основана на интуиции (на общем ощущении или представлении), не имеет строгой понятийной формализации. Вместе с тем, в экспериментах показано, что в среднем имплицитная теория бывает достаточно адекватной, соответствующей тем свойствам человека, которые фиксируются в научном исследовании.
3. Перечислите группы социально-психологических качеств личности.
При общей неразработанности проблемы качеств личности достаточно трудно обозначить круг ее социально-психологических качеств. Не случайно в литературе имеются разные суждения по этому вопросу (Богданов, 1983), зависящие от решения более общих методологических проблем. Самыми главными из них являются следующие:
1. Различение трактовок самого понятия «личность» в общей психологии, о чем речь уже шла выше. Если «личность» – синоним термина «человек», то, естественно, описание ее качеств (свойств, черт) должно включать в себя все характеристики человека. Если «личность» сама по себе есть лишь социальное качество человека, то набор ее свойств должен ограничиваться социальными свойствами.
2. Неоднозначность
в употреблении понятий «
3. Наконец, самое
главное: различие общих
4. Дайте определение понятия
«социальная установка». Какие компоненты
выделяют в структуре
Социальная установка - фиксированная в социальном опыте личности (группы) предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимые объекты, а также готовность личности (группы) к определенным действиям, ориентированным на социально значимые объекты.
В период (в 1947 г.) Смитом было предложено деление установки на три компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий. Наиболее четко компоненты структуры определил несколько позже (1960 г.) Д. Кац: «Установка есть предрасположенность индивида к оценке какого-либо объекта, его символа или аспекта мира индивида как положительного или отрицательного. Мнение является вербальным выражением установки, но установки могут выражаться и в невербальном поведении. Установки включают как аффективный (чувство симпатии или антипатии), так и когнитивный (знания) элементы, которые отражают объект установки, его характеристики, его связи с другими объектами».), а также было установлено, что эта структура обладает определенной устойчивостью.
5.Всегда ли социальная
Установки не всегда определяют поведение человека (эксперимент Р. Лапьера, 1934 г.). На взаимосвязь установок и поведения влияет ряд факторов.
1. Характеристики
самой установки.
* Возможно существование двух установок
– на объект и на ситуацию.
* Проявление несовпадения когнитивного
и аффективного компонентов.
* Несовпадение уровней специфичности
установки и ситуативного поведения,
несовпадение установки на целостный
объект и на его часть
* Установка,
предсказывающая поведения,
2. Личностные особенности индивида. В
случае «выбора» из альтернативных установок
значительное влияние оказывает мотивационный
фактор: люди чаще руководствуются фактором
выгоды и личной заинтересованности. Второй
важной личностной характеристикой выступает самомониторинг,
который понимается как способ презентации
себя в социальных ситуациях и регулирование
поведения с целью произвести желаемое
впечатление. Поведение людей с низким
самомониторингом более предсказуемо.
3. Ситуационные переменные, к которым
относятся влияние на человека установок
и норм других людей, отсутствие приемлемой
альтернативы, воздействие непредсказуемых
событий, дефицит времени.
Список использованной литературы:
1. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] : учеб./ Д. Майерс ; пер. с англ. В.Гаврилов и др. − 6-е междунар. изд., перераб. и доп. − СПб. : Питер, 2002. − 752 с.
2.Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов по направлению и специальности «Психология» / Г.М. Андреева. − 5-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2003. − 365 с.
3. Андриенко, Е.В. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. / Е.В. Андриенко ; под ред. В.А.Сластенина. − М. : Академия, 2001. − 264 с.
Информация о работе Предмет, задачи и методы социальной психологии