Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 20:05, контрольная работа
Социальная  психология - отрасль психологического знания, изучающая закономерности поведения  деятельности людей, обусловленная  включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
Современные представления  о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т. е, отличающимися друг от друга, что  характерно для большинства пограничных, смежных отраслей науки, к которым  относится социальная психология. Она  изучает следующие явления:
Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как: общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.
Отличия от предмета общей психологии
 1. В общей психологии 
процессы, состояния, психические 
образования рассматриваются 
 В социальной психологии 
психические процессы, состояния, 
психические образования 
 2. В общей психологии 
не рассматривается такое 
 Социальные психологи 
концентрируются на том, как 
в целом люди оценивают друг 
друга, как социальные 
 Итак, объект общей 
психологии - индивидуальное поведение 
и деятельность человека. Предмет 
- психические механизмы, 
 Объект социальной 
психологии - взаимодействие и общение 
человека. Предмет - психические 
механизмы поведения и 
 Отличие социологического 
и социально-психологического 
 Социолог любые явления 
объясняет объективными 
 Для социолога личность 
- это вывернутый "наизнанку" 
социум. Это персонифицированный 
представитель какой-то 
 Социальный психолог 
видит личность не только как 
социум, но и нечто более конкретное. 
Отношения его с другими людьми 
- это не только отношения 
 Конечно, социальный 
психолог учитывает, что 
 Но для социолога 
- это безлично-типологический 
 Итак, проблема предмета 
социальной психологии 
 В истории отечественной 
социальной психологии можно 
выделить два этапа этой 
- 20-е гг. и
- конец 50-х - начало 60-х гг.
 В результате дискуссии 
сложились три подхода к 
 Первый из них, получивший 
распространение среди 
 Второй подход видит 
главным предметом 
 Третий подход синтезирует 
два предыдущих. Социальная психология 
была рассмотрена здесь как 
наука, изучающая и массовые 
психические процессы, и положение 
личности в группе. Здесь проблематика 
социальной психологии 
Были предприняты попытки дать полную схему проблем в рамках данного подхода.
Схема предложенная Б.Д. Парыгиным: 1) социальная психология личности; 2) социальная психология общностей и общения; 3) социальные отношения; 4) формы духовной деятельности.
 Согласно В.Н. Мясищеву, 
социальная психология 
2.Что такое «имплицитные 
Имплицитная теория личности (от англ imрlicit – невыраженный и греч. theoria – исследование) — представления о структуре и механизмах функционирования личности, своей или другого человека, которые были сформированы не в научном исследовании, а в повседневной жизни, авторы — Дж. Брунер и Р. Тагиури (1954 г.). Предметом имплицитной теории может выступать не только личность, но и другие индивидуальные процессы (память, интеллект и пр.). Основана на интуиции (на общем ощущении или представлении), не имеет строгой понятийной формализации. Вместе с тем, в экспериментах показано, что в среднем имплицитная теория бывает достаточно адекватной, соответствующей тем свойствам человека, которые фиксируются в научном исследовании.
3. Перечислите группы социально-психологических качеств личности.
При общей неразработанности проблемы качеств личности достаточно трудно обозначить круг ее социально-психологических качеств. Не случайно в литературе имеются разные суждения по этому вопросу (Богданов, 1983), зависящие от решения более общих методологических проблем. Самыми главными из них являются следующие:
1. Различение трактовок самого понятия «личность» в общей психологии, о чем речь уже шла выше. Если «личность» – синоним термина «человек», то, естественно, описание ее качеств (свойств, черт) должно включать в себя все характеристики человека. Если «личность» сама по себе есть лишь социальное качество человека, то набор ее свойств должен ограничиваться социальными свойствами.
2. Неоднозначность 
в употреблении понятий «
3. Наконец, самое 
главное: различие общих 
4. Дайте определение понятия 
«социальная установка». Какие компоненты 
выделяют в структуре 
Социальная установка - фиксированная в социальном опыте личности (группы) предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимые объекты, а также готовность личности (группы) к определенным действиям, ориентированным на социально значимые объекты.
В период (в 1947 г.) Смитом было предложено деление установки на три компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий. Наиболее четко компоненты структуры определил несколько позже (1960 г.) Д. Кац: «Установка есть предрасположенность индивида к оценке какого-либо объекта, его символа или аспекта мира индивида как положительного или отрицательного. Мнение является вербальным выражением установки, но установки могут выражаться и в невербальном поведении. Установки включают как аффективный (чувство симпатии или антипатии), так и когнитивный (знания) элементы, которые отражают объект установки, его характеристики, его связи с другими объектами».), а также было установлено, что эта структура обладает определенной устойчивостью.
5.Всегда ли социальная 
Установки не всегда определяют поведение человека (эксперимент Р. Лапьера, 1934 г.). На взаимосвязь установок и поведения влияет ряд факторов.
1. Характеристики 
самой установки.  
* Возможно существование двух установок 
– на объект и на ситуацию. 
* Проявление несовпадения когнитивного 
и аффективного компонентов. 
* Несовпадение уровней специфичности 
установки и ситуативного поведения,   
несовпадение установки на целостный 
объект и на его часть
* Установка, 
предсказывающая поведения, 
2. Личностные особенности индивида. В 
случае «выбора» из альтернативных установок 
значительное влияние оказывает мотивационный 
фактор: люди чаще руководствуются фактором 
выгоды и личной заинтересованности. Второй 
важной личностной характеристикой выступает самомониторинг, 
который понимается как способ презентации 
себя в социальных ситуациях и регулирование 
поведения с целью произвести желаемое 
впечатление. Поведение людей с низким 
самомониторингом более предсказуемо. 
3. Ситуационные переменные, к которым 
относятся влияние на человека установок 
и норм других людей, отсутствие приемлемой 
альтернативы, воздействие непредсказуемых 
событий, дефицит времени.
Список использованной литературы:
1. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] : учеб./ Д. Майерс ; пер. с англ. В.Гаврилов и др. − 6-е междунар. изд., перераб. и доп. − СПб. : Питер, 2002. − 752 с.
2.Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов по направлению и специальности «Психология» / Г.М. Андреева. − 5-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2003. − 365 с.
3. Андриенко, Е.В. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. / Е.В. Андриенко ; под ред. В.А.Сластенина. − М. : Академия, 2001. − 264 с.
Информация о работе Предмет, задачи и методы социальной психологии