Предмет, задачи и методы социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 20:05, контрольная работа

Краткое описание

Социальная психология - отрасль психологического знания, изучающая закономерности поведения деятельности людей, обусловленная включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т. е, отличающимися друг от друга, что характерно для большинства пограничных, смежных отраслей науки, к которым относится социальная психология. Она изучает следующие явления:
Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как: общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная психология контрольная работа.docx

— 64.23 Кб (Скачать файл)

 Отличия от предмета  общей психологии

1. В общей психологии  процессы, состояния, психические  образования рассматриваются сами  по себе как операции, формы  отражения по своей внутренней  структуре, как механизмы.

 В социальной психологии  психические процессы, состояния,  психические образования наполняются  конкретно-социальным содержанием,  когда мы их рассматриваем  не только как формы отражения,  как мыслительные операции, но  и как мир отношений человека (включение в сферу взаимодействия  с людьми)

2. В общей психологии  не рассматривается такое явление  как общение, взаимодействие. А  ведь человек всегда с кем-то  взаимодействует, общается. Законы  взаимодействия необходимо отдельно  исследовать. И в этом необходимость  в другой науке, но не в  общей психологии.

 Социальные психологи  концентрируются на том, как  в целом люди оценивают друг  друга, как социальные ситуации  могут заставить большинство  людей поступать гуманно или  жестоко, быть конформными или  независимыми и т.д.

 Итак, объект общей  психологии - индивидуальное поведение  и деятельность человека. Предмет  - психические механизмы, обеспечивающие  поведение и деятельность.

 Объект социальной  психологии - взаимодействие и общение  человека. Предмет - психические  механизмы поведения и деятельности, обусловленные ситуацией общения  и взаимодействия.

 

 Отличие социологического  и социально-психологического подхода  к исследованию явлений

 Социолог любые явления  объясняет объективными общественными  законами, общественными и общими  категориями, влиянием отношений  между социальными группами.

 Для социолога личность - это вывернутый "наизнанку"  социум. Это персонифицированный  представитель какой-то общественной  группы, персонифицированная социальная  единица. И все отношения между  людьми рассматриваются как отношения  общественных групп через отношения  социальных единиц.

 Социальный психолог  видит личность не только как  социум, но и нечто более конкретное. Отношения его с другими людьми - это не только отношения общественных  позиций, ролей, но и индивидуализированное  психологическое отношение (симпатии, восприятие другого, понимание,  сочувствие и т.п.). Здесь важен  иной уровень обобщения.

 Конечно, социальный  психолог учитывает, что общественные  отношения выступают как макроусловия и влияют на изменения психики через микроусловия.

 Но для социолога  - это безлично-типологический подход. А для социального психолога  - это конкретно-личностный подход.

 Итак, проблема предмета  социальной психологии являлась  темой для обсуждения в науке  на протяжении всего 20-го века.

 В истории отечественной  социальной психологии можно  выделить два этапа этой дискуссии: 

- 20-е гг. и 

- конец 50-х - начало 60-х  гг.

 В результате дискуссии  сложились три подхода к пониманию  предмета социальной психологии.

 Первый из них, получивший  распространение среди социологов, понимал Социальная психология  как науку о "массовых явлениях  психики". В рамках этого подхода  ставились различные акценты:  изучение психологии классов,  отдельных элементов общественной  психологии групп таких, как  традиции, нравы, обычаи и пр.; формирование общественного мнения; изучение коллектива.

 Второй подход видит  главным предметом исследования  социальной психологии - личность. Здесь  внимание уделяется, с одной  стороны, психологическим чертам, особенностям личности, типологии  личности. С другой стороны, выделялись  положения личности в группе, межличностные отношения, вся система общения. Этот подход популярен среди психологов.

 Третий подход синтезирует  два предыдущих. Социальная психология  была рассмотрена здесь как  наука, изучающая и массовые  психические процессы, и положение  личности в группе. Здесь проблематика  социальной психологии представляется  достаточно широко.

 Были предприняты попытки  дать полную схему проблем  в рамках данного подхода. 

 Схема предложенная Б.Д. Парыгиным: 1) социальная психология личности; 2) социальная психология общностей и общения; 3) социальные отношения; 4) формы духовной деятельности.

 Согласно В.Н. Мясищеву, социальная психология исследует: 1) изменение психической деятельности  людей в группе под влиянием  взаимодействия, 2) особенности групп, 3) психическую сторону процессов  общества.

 

2.Что такое «имплицитные теории  личности»?

Имплицитная теория личности (от англ imрlicit – невыраженный и греч. theoria – исследование) — представления о структуре и механизмах функционирования личности, своей или другого человека, которые были сформированы не в научном исследовании, а в повседневной жизни, авторы — Дж. Брунер и Р. Тагиури (1954 г.). Предметом имплицитной теории может выступать не только личность, но и другие индивидуальные процессы (память, интеллект и пр.). Основана на интуиции (на общем ощущении или представлении), не имеет строгой понятийной формализации. Вместе с тем, в экспериментах показано, что в среднем имплицитная теория бывает достаточно адекватной, соответствующей тем свойствам человека, которые фиксируются в научном исследовании.

 

3. Перечислите группы социально-психологических качеств личности.

При общей неразработанности проблемы качеств личности достаточно трудно обозначить круг ее социально-психологических качеств. Не случайно в литературе имеются разные суждения по этому вопросу (Богданов, 1983), зависящие от решения более общих методологических проблем. Самыми главными из них являются следующие:

1. Различение трактовок  самого понятия «личность» в  общей психологии, о чем речь  уже шла выше. Если «личность» – синоним термина «человек», то, естественно, описание ее качеств (свойств, черт) должно включать в себя все характеристики человека. Если «личность» сама по себе есть лишь социальное качество человека, то набор ее свойств должен ограничиваться социальными свойствами.

2. Неоднозначность  в употреблении понятий «социальные  свойства личности» и «социально-психологические  свойства личности». Каждое из этих понятий употребляется в определенной системе отсчета: когда говорят о «социальных свойствах личности», то это обычно делается в рамках решения общей проблемы соотношения биологического и социального; когда употребляют понятие «социально-психологические свойства личности», то чаще делают это при противопоставлении социально-психологического и общепсихологического подходов (как вариант: различение «вторичных» и «базовых» свойств). Но такое употребление понятий не является строгим: иногда они используются как синонимы, что также затрудняет анализ.

3. Наконец, самое  главное: различие общих методологических  подходов к пониманию структуры  личности – рассмотрение ее то ли как коллекции, набора определенных качеств (свойств, черт), то ли как определенной системы, элементами которой являются не «черты», а другие единицы проявления.

4. Дайте определение понятия  «социальная установка». Какие компоненты  выделяют в структуре социальной  установки?

 

Социальная установка - фиксированная в социальном опыте  личности (группы) предрасположенность  воспринимать и оценивать социально  значимые объекты, а также готовность личности (группы) к определенным действиям, ориентированным на социально значимые объекты.

В период (в 1947 г.) Смитом было предложено деление установки на три компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий. Наиболее четко компоненты структуры определил несколько позже (1960 г.) Д. Кац: «Установка есть предрасположенность индивида к оценке какого-либо объекта, его символа или аспекта мира индивида как положительного или отрицательного. Мнение является вербальным выражением установки, но установки могут выражаться и в невербальном поведении. Установки включают как аффективный (чувство симпатии или антипатии), так и когнитивный (знания) элементы, которые отражают объект установки, его характеристики, его связи с другими объектами».), а также было установлено, что эта структура обладает определенной устойчивостью.

5.Всегда ли социальная установка  определяет поведение человека (эксперимент   Р. Лапьера)? Аргументируйте свой ответ.

 

Установки не всегда определяют поведение человека (эксперимент  Р. Лапьера, 1934 г.). На взаимосвязь установок и поведения влияет ряд факторов.

1. Характеристики  самой установки.  
* Возможно существование двух установок – на объект и на ситуацию. 
* Проявление несовпадения когнитивного и аффективного компонентов. 
* Несовпадение уровней специфичности установки и ситуативного поведения,   несовпадение установки на целостный объект и на его часть

* Установка,  предсказывающая поведения, должна  обладать свойством доступности,  что определяется ее осознанностью,  информированностью человека об  объекте, способом, которым она  была сформирована, и частотой  ее использования. 
2. Личностные особенности индивида. В случае «выбора» из альтернативных установок значительное влияние оказывает мотивационный фактор: люди чаще руководствуются фактором выгоды и личной заинтересованности. Второй важной личностной характеристикой выступает самомониторинг, который понимается как способ презентации себя в социальных ситуациях и регулирование поведения с целью произвести желаемое впечатление. Поведение людей с низким самомониторингом более предсказуемо. 
3. Ситуационные переменные, к которым относятся влияние на человека установок и норм других людей, отсутствие приемлемой альтернативы, воздействие непредсказуемых событий, дефицит времени.

 

Список  использованной литературы:

1. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] : учеб./ Д. Майерс ; пер. с англ. В.Гаврилов и др. − 6-е междунар. изд., перераб. и доп. − СПб. : Питер, 2002. − 752 с.

 

2.Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов по направлению и специальности «Психология» / Г.М. Андреева. − 5-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2003. − 365 с.

 

3. Андриенко, Е.В. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. / Е.В. Андриенко ; под ред. В.А.Сластенина. − М. : Академия, 2001. − 264 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Предмет, задачи и методы социальной психологии