Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 20:05, контрольная работа
Социальная психология - отрасль психологического знания, изучающая закономерности поведения деятельности людей, обусловленная включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т. е, отличающимися друг от друга, что характерно для большинства пограничных, смежных отраслей науки, к которым относится социальная психология. Она изучает следующие явления:
Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как: общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.
6. Дайте определение понятиям
«убеждение» и «внушение». В чем
сходство и различие между
этими двумя способами
Убеждение — способ вербального (словесного) влияния, который включает в себя систему доводов, соотносящихся по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис.
Внушение (в социальной психологии) — способ влияния, который основывается на некритичном восприятии человеком поступающей информации.
Внушение, как и убеждение, направлено на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новой информации и оберегающих человека от заблуждений и ошибок. Однако в отличие от убеждения внушение предполагает усвоение объектом внушение сообщения без требования доказательств его истинности.
7.В чем отличие между
Стереотип — устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание.
Предубеждение — это негативный аттитюд (установка), включающий негативные суждения и стереотипы, различный спектр негативных эмоциональных реакций (страх, ненависть, враждебность) и поведенческий компонент в виде намерения вести себя негативным образом по отношению к другим группам и индивидам на основе их принадлежности к соответствующей группе.
Социальный стереотип
выступает основой, на которой вырастают
предубеждения и дискриминация.
Но сам по себе факт наличия у
человека стереотипов не означает,
что у него также имеются предубеждения,
или что он предпринимает
8.Каковы общие функции,
Стереотипы и
предубеждения относят не только
к явлениям психологическим, сколько
социальным: «Чтобы понять природу
этнических предубеждений, нужно изучать
не столько предубежденного
9. Приведите примеры наиболее
распространенных
Предубеждения, связанные с активной деятельностью, приводящие к совершению недостаточно обдуманных действий
1. Излишний оптимизм:
склонность слишком
2. Излишняя уверенность:
переоценка уровня собственных
навыков в сравнении с
3. Пренебрежение
реакцией конкурентов:
Раздел 4. Психология групп
1. Перечислите основные
Психологическое содержание совместной деятельности - совокупность целей, задач и операций, служащая удовлетворению основных мотивов данной деятельности. Виды и формы групповой деятельности, направленные на достижение основной цели (социальной цели, ради которой группа была создана), принято обозначать как инструментальные.
Виды деятельности, направленные "внутрь" группы, на ее сплочение, разрешение конфликтов, развитие эмоциональных связей, обозначаются как экспрессивные.
Композиция группы - совокупность индивидуальных характеристик членов группы, важная для понимания ее целостных свойств. Признаки, входящие в групповую композицию, определяются исследователем в соответствии с целями и задачами его работы с группой, а также с учетом специфики группы. Например, при разрешении конфликта, возникшего в рабочем коллективе, может быть выделен один композиционный набор; при проведении корреляционного исследования в учебных коллективах подростков - совершенно другой. Достаточно часто в композиционные признаки включают показатели возраста, пола, образования членов группы.
Групповые структуры возникают как следствие устойчивых функциональных и межличностных отношений членов группы между собой. Выделив определенный признак, лежащий в основе тех или иных устойчивых отношений, можно построить некую иерархию, в которой каждый член группы займет определенное положение. Групповые процессы характеризуют малую группу в ее динамике, развитии и изменении.
Групповые процессы - это межличностные отношения в их становлении, видоизменении, совершенствовании и разрушении. К ним относятся развитие, сплочение и нормативное давление. Кроме того, некоторые групповые явления могут существовать только в динамике. К таким относится, например, процесс принятия группового решения.
Система групповых ожиданий - совокупность представлений о том, как должен вести себя член группы в определенной ситуации, базирующаяся на групповых нормах. Нормы являются некими представлениями, выработанными членами группы в процессе жизнедеятельности, о подобающих в данной группе способах поведения.
Санкции - психологические формы поощрения нормативности и наказания ненормативности поведения членов группы.
Статус личности в группе - совокупность объективно присущих человеку характеристик, определяющая восприятие его другими членами группы, самовосприятие и, следовательно, его положение в системе групповых отношений.
Групповая роль - поведение, социально ожидаемое от носителя определенного статуса.
Основными параметрами
малой группы являются композиция и
структура группы. Композиция –
это совокупность индивидуальных особенностей
членов группы, значимых для ее характеристики
как целого. Наиболее часто выделяют
и указываются соотношения
Структура группы – Это совокупность связей, складывающихся в группе между отдельными индивидами или микрогруппами как элементами этой структуры.
2. От
чего зависит величина
статус социометрический — показатель социально психических свойств личности как объекта коммуникации в группе, фиксирующий позицию и величину престижа человека в его общении с другими.
Исходя из определения, можно сказать что величина социометрического статуса зависит от таких показателей, как: социально-психические свойства личности как объекта коммуникации в группе.
3. В
чем отличие лидерства от
Различия лидера и руководителя:
1) лидер в основном призван осуществлять
регуляцию межличностных
4. Дайте определение понятия «конформность». Какие виды конформности выделяют в социальной психологии?
Коформность – это принятие мнения большинства при изначальном отличии мнения индивида от мнения большинства.
ВИДЫ КОНФОРМНОСТИ |
||
ВНУТРЕННЯЯ (ИСТИННЫЕ) |
ВНЕШНЯЯ |
НЕГАТИВИЗМ (КОНФОРМНОСТЬ НАОБОРОТ) |
Индивид принимает мнение группы как свое собственное и придерживается его даже за пределами группы |
Внешне демонстрирует согласие с мнение группы при сохранении собственной точки зрения |
Постоянное противопоставление собственной точки зрения мнению группы |
5. В каких ситуациях конформность играет конструктивную роль?
благотворное влияние, оказываемое группой на индивидуума, побуждающее его к гуманному поведению.
6. Почему, по мнению Г. Г. Дилигенского, психология больших социальных групп является важнейшей проблемой социальной психологии?
По утверждению Г.Г. Дилигенского, рассмотрение психологии больших групп даже как рядоположенной проблемы социальной психологии (наряду с проблемами малой группы, личности, общения) не может считаться правомерным, ибо это не одна из проблем данной дисциплины, а важнейшая ее проблема, поскольку "содержание социально значимых черт человеческой психики формируется именно на макросоциальном уровне". Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе они не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти и иные содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта больших групп, опыта, обобщенного знаковыми, культурными и идеологическими системами: этот опыт лишь "доведен" до индивида через посредство малой группы и межличностного общения.
7. Что входит в понятия «
1) психический склад (национальный, или этнический характер, темперамент, традиции, обычаи);
2) эмоциональная сфера (национальные, или этнические чувства).
Национальный характер проявляется, когда выступают не отдельные люди, а группы. Типические черты национального характера нельзя абсолютизировать, так как они переплетаются с чертами социального характера, а иногда являются общечеловеческими.
Национальный характер проявляется через различную деятельность, поэтому его можно исследовать через изучение продуктов деятельности, анализируя народное творчество и язык. Посредством языка происходит передача черт национального характера в процессе социализации.
Вопрос о выделении
национального темперамента и способностей
является спорным, требует осторожности
в интерпретации, во многом зависит
от разработанности в рамках общей
психологии. Сторонники выделения этнического
темперамента говорят о выявлении
специфических сочетаний
Выделение национальных способностей не оправдано, так как при равных культурных возможностях для реализации своего потенциала средние достижения членов каждой этнической группы примерно одинаковы.
По мнению Г. М. Андреевой, эмоциональная сфера включает этническую идентичность и этническое самосознание, которые определяют осознание человеком своей принадлежности к определенной этнической группе и эмоциональное переживание этого факта, т. е. восприятие и переживание культурных отличий своей группы от других.
Наличие таких качеств приводит к формированию этнических стереотипов, которые возникают вследствие ограниченности межэтнического общения. Если стереотип переходит в предубеждение, возникает этноцентризм – предпочтение своей этнической группы, стремление воспринимать все жизненные явления с ее позиции, сочувственная фиксация черт своей группы. При этом отношение к другим группам не обязательно носит характер враждебности, считает Т. Г. Стефаненко.
По мнению И. С. Кона, различия между этническими группами являются относительными и выступают как производные от определенных исторических условий, закрепленных в поколениях.
Раздел 5. Проблема личности в социальной психологии
Какова специфика подхода к изучению личности в социальной психологии?
По определению Г.М. Андреевой,
социальная психология - это наука,
изучающая закономерности поведения
и деятельности, обусловленные их
включением в социальные группы, а
также психологические
Из определения видно,
что предмет социальной
- социальный аспект - социальность, обращенность в общество;
- психологический аспект - обращенность к внутреннему, скрытому от общества, индивидуальному.
Отсюда и проблема: что должно исследоваться - внутреннее или внешнее? Внутреннее: психику как особый механизм изучает общая психология. А социальное (внешнее) - изучает социология.
Почему же необходима
еще и отдельная наука - социальная
психология? В чем отличие предмета
социальной психологии от
Информация о работе Предмет, задачи и методы социальной психологии