Предмет и задачи психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 12:38, лекция

Краткое описание

Что такое психология, то есть, что является предметом ее исследования как науки, и каковы ее задачи? Несмотря на продолжительное историческое прошлое психологии, этот вопрос и сегодня остается спорным. Особенно велико различие во мнениях относительно предмета психологии, и мы, в первую очередь, должны остановиться на этом вопросе.

И действительно, что же исследует наша наука? Для того чтобы понять, как должен быть решен данный вопрос на нынешней ступени развития науки, представляется наиболее целесообразным рассмотреть этапы, пройденные психологией в процессе своего исторического развития.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Предмет и задачи психологии.docx

— 40.23 Кб (Скачать файл)

 

III этап (середина XIX в. – середина XX в.) – психология  как наука о поведении.

С 60-х гг. XIX в. начался новый период развития психологической науки. В это  время возникает много разных «психологий» со своими принципами и  языком; первоначально они с трудом взаимодействовали, чаще всего существуя  в противопоставлении друг другу (на современном этапе эти течения – в их нынешних вариантах – часто стремятся, если не к объединению, то к заимствованию методов, понятий и пр.). Этот период часто называют периодом открытого кризиса в психологии. Происходит трансформация предмета психологии, представления о «душе» и «сознании» оказываются недостаточными. В этот период зарождается психология не только теоретическая, но практическая.

Основателем научной психологии принято считать  знаменитого немецкого исследователя  Вильгельма Вундта (1832-1920), открывшего в 1879 г. первую в мире экспериментальную  психологическую лабораторию в Лейпциге. Соответственно этот год считается годом рождения психологии как науки – Вундт как бы узаконил право эксперимента на участие в изучении сознания  

   Важнейшая роль В. Вундта в становлении психологии как самостоятельной научной дисциплины состояла в том, что именно он организовывал первые специализированные институты психологической науки. В 1879 г. Вундт основал научную лабораторию в Лейпциге (Институт экспериментальной психологии), в которой проводились исследования и обучение специалистов-экспериментаторов (подготовлено более 150 психологов из 6 стран мира), а в 1881 г. — научный журнал «Философские исследования» (Philosophische Studien), вопреки названию целиком посвященный психологическим проблемам.

Другим крупным психологом того времени – и вклад этого  мыслителя в психологию, как и  в философию, совершенно уникален –  был американский ученый Уильям Джеймс (1842 – 1910), создатель теории «потока  сознания». Он не был экспериментатором, однако, на основе самонаблюдения других людей, клиническом материале и  наблюдении создал особый подход к  сознанию и собственную теорию; ряд  его идей (очень небесспорных порой) послужил основой для новых направлений  психологической мыс


Информация о работе Предмет и задачи психологии