Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 13:18, реферат
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения.
Предмет и задачи психологии. Этапы развития представлений о предмете психологии
С древнейших времен
потребности общественной жизни
заставляли человека различать и
учитывать особенности
в жизни человека. II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). IV этап – психология как наука,
изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге
Методология психологии. Подходы к изучению психики. Основные методы психологических исследований.
Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность. Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов: 1.определение задачи и цели (для чего, с какой целью?); 2.выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?); 3.выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?); 4.выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?); 5.обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?). Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу к эксперимент. Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Анамнез (лат. по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование. Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзя превращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит
беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы. Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал). Однако главным методом психологического исследования является эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью
первой в мире
экспериментальной
создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений. Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики. Основные подходы: системный подход; деятельностный подход; исторический подход. Системный подход предполагает: рассмотрение изучаемого явления как системы, то есть как отграниченного множества взаимодействующих элементов; определение состава, структуры, организации элементов и частей системы, обнаружение ведущих взаимодействий между ними; выявление
внешних связей системы, выделение из них главных; определение функции системы и ее
роли среди
других систем; обнаружение на этой
основе закономерностей и тенденций
развития системы. Анализируя психологические
явления, необходимо рассматривать
их как сложно организованные объекты, состоящие
из подсистем и входящие, в свою очередь,
в качестве подсистем в системы более
высокого уровня. Важно выявлять все многообразие
элементов, входящих в структуру социально-психологического
явления, все связи между ними, а также
взаимоотношения изучаемого психологического
явления с внешними по отношению к нему
явлениями.
Системный подход ориентирует психолога
в методологии поиска причин позитивных
или негативных тенденций в развитии того
или иного психологического явления. Если
не в одном, а в нескольких элементах системы
появились сходные положительные или
отрицательные моменты, то причины этого
следует прежде всего искать не в этих
элементах, а в самой системе. Применение
исторического подхода показывает необходимость
учета в процессе изучения психологических
явлений всех конкретных условий, в которых
оно развивается: места, времени, конкретной
сложившейся обстановки. Изучая психологические
явления, психолог-исследователь должен
помнить о том, что эти явления развиваются
неравномерно, в процессе их развития
постоянно возникают новые моменты и тенденции.
Если в одной группе сложился определенный
характер взаимоотношений между людьми,
то из этого еще не следует, что такой же
характер взаимоотношений будет и в другой
группе, даже в том случае, если обе они
входят в одну и ту же организационную
структуру. Поэтому умение и искусство
исследователя заключаются в его способности
грамотно применить знания общих и особенных
закономерностей развития психологических
явлений для анализа конкретного явления,
определения тех признаков, которые присущи
только ему одному.
Классификация
психических явлений и
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства. Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно. Психические состояния
имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы,
Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность,
времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.). Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением. Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются аффективность и т. п. Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести: 1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-
волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.
Структура психологической науки. Отрасли психологии.
Современная психология
представляет собой широко развернутую
область знаний, включающую ряд отдельных
дисциплин и научных
Информация о работе Предмет и задачи психологии. Этапы развития представлений о предмете психологии