Предмет и задачи психологии. Этапы развития представлений о предмете психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 13:18, реферат

Краткое описание

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения.

Вложенные файлы: 1 файл

Общая психология.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Качественные   и   количественные   характеристики   способностей.   Способности   и деятельность. Профессиональное самоопределение.

Отдельные способности  не могут существовать сами по себе и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает  качественно иной характер в зависимости, от степени развития других способностей. Качественная характеристика способностей предполагает выявление отличий между людьми в различных областях деятельности. Качественные различия способностей выражаются не только в том, что один человек одарен в одной области, а второй - в другой. Качественные различия способностей выражаются в том, что даже пианистические способности у разных людей качественно различны: из двух пианистов каждый будет одарен по-своему.  Каждая способность имеет различную силу, выраженность, уровень, т.е. имеет количественную характеристику, показывающую, в какой мере развиты они у данного человека по сравнению с другими людьми. Количественная характеристика способностей - необходимая процедура при решении широкого круга проблем. В школьной практике имеется настоятельная потребность ранжирования детей по способностям, в соответствии с которыми применяются разные типы обучения; выявления задержек умственного развития, с одной стороны, и одаренности, с другой; учебные и профессиональные консультации, отбор в специализированные и профессиональные школы и пр. Все это требует определения количественных показателей выраженности той или иной способности и сравнения их между собой. С конца прошлого столетия для оценки способностей стали использовать различные стандартные психологические пробы, которые нередко сводились к вычислению показателя умственной одаренности - коэффициента интеллектуальности (IQ). Он был привлекателен исследователям тем, что позволял количественно, в цифрах выразить уровень интеллектуального развития. В ходе тестирования испытуемому на специальном бланке предлагалось установить логические отношения классификации, аналогии, обобщения и пр. между терминами и понятиями, из которых составлены задачи теста. Задачи также могут строиться из рисунков, геометрических фигур. Некоторые задания предполагают составление представленных деталей изображения предмета, геометрической фигуры, сбор из кубиков с разноокрашенными сторонами заданного рисунка, нахождение выхода из лабиринта и т.п.  Отельные тесты сводятся в батарею тестов, нарастая по сложности. Успешность испытуемого определяется числом правильно выполненных задач (с учетом затраченного времени), по которому выводится коэффициент интеллектуальности. Гарри Каспарова шахматная и "бытовая" память оказались феноменальными, тогда как тесты, выявляющие фантазию, воображение, способность к отвлеченному мышлению, были выполнены не на столь высоком уровне. Основной недостаток любого теста, в том числе и на определение уровня способностей, заключается в том, что получаемая информация свидетельствует лишь об уровне подготовки, о знаниях, умениях, навыках, о развитии профессионально важных качеств об отношении к обследованию и т.п. Хотя эти показатели и являются с определенной степенью вероятности основанием для прогнозирования успеха в деятельности, сущность способности все-таки остается невыясненной. Более строгая характеристика способностей может основываться на многостороннем анализе показателей в достаточно длительной динамике, в продолжительной деятельности, в различных условиях, способствующих полному раскрытию личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивационная сфера и ее структура. Потребности  и мотивы.

Психологические теории мотивации. Мотивация и личность. Мотивация и деятельность.

Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут изменяться, что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации. Термином "мотивация" в психологии обозначаются как минимум 2 психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. В современной психологической литературе существуют несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведения). Одна из них - теория каузальной атрибуции -  истолкование субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение. Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее: а) человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других людей; б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам; в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные – внутренними факторами. Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности. Зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы. Такое качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком. Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний. Мотив достижения успеха – стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудачи – относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения. Локус контроля – характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интернальный (внутренний) локус контроля – поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля – локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний (в нашем случае) – желаемый уровень самооценки личности (уровень "Я"), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек. Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям. Аффилиация – стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив власти – стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими. Альтруизм – стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод – эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп. Агрессивность – стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой собственных таких действия как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интеллект. Структура  интеллекта. Подходы к определению  интеллекта. Факторные модели интеллекта.

В настоящее время  существуют как минимум три трактовки  понятия интеллекта:  Биологическая  трактовка: "способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации" ; Педагогическая трактовка: "способность к обучению, обучаемость" ;  Структурный подход (А. Бине) : интеллект как "способность адаптации средств к цели". С точки зрения структурного подхода, интеллект – это совокупность тех или иных способностей. Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. "Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами" (Векслер), т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.  Структура интеллекта. Спирмен (1904) выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач. Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций: счетную способность (операции с числами), вербальную (словесную) гибкость (легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова; вербальное восприятие, (понимать устную и письменную речь); пространственную ориентацию (предметы и формы в пространстве); память; способность к рассуждению; быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями. Позже Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенченским).  Кэттел (1967), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.    "Коэффициент интеллектуальности", сокращенно обозначаемый IQ, который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы Среднее значение IQ соответствует 100 баллам, самые низкие могут приближаться к 0, а самые высокие – 200.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общение. Проблема общения в отечественной науке. Особенности процесса общения.

Общение – специфическая  форма взаимодействия человека с  другими людьми как членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей.     В  общении выдляют три взаимосвязанных  стороны:  коммуникативная сторона  общения состоит в обмене информацией между людьми;  интерактивная  сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседгника; перцептивная сторонаобщения включает процесс восприятия друг друга партнерами по  общению и  установление на этой основе взаимопонимания.         В процедуре общения выделяют следующие этапы: 1.Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) – побуждает человека вступить в контакт  с другими  людьми. 2.Ориентировка в целях общения, в ситуации общения. 3.Ориентировка в личности собеседника.  4.Планирование содержания своего общения – человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет. 5.Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться,  решает как говорить, как себя вести. 6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи. 7. Корректировка направления, стиля, методов общения. Если  какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается  добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют “социальным интеллектом”,  “практически – психологическим умом”, “коммуникативной компетентностью”,  “коммуникабельностью”. На восприятие людей влияют стереотипы – привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией. На восприятие людей влияют и предубеждения – эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная их самих, ни мотивов их поступков. На восприятие и понимание людей влияют установки. Установка – это   неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей  и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения.

Общение это  реализация межличностных отношений.

В отечественной  психологии структура общения характеризуется  путем выделения в нем 3 взаимосвязанных  сторон: коммуникативной, интерактивной  и перцептивной. Общение связано и с общественными. и с личными отношениями человека.

Оба ряда отношений человека, и общественные, и личные реализуются  именно в общении. Таким образом, общение и есть реализация всей системы отношений человека. В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу, то есть включены в общение. Кроме того, общение неразрывно связано с человеческой деятельностью. Само общение между людьми происходит непосредственно в процессе деятельности, по поводу этой деятельности. Общение, являясь сложным психологическим явлением, имеет свою структуру. В межличностном общении могут быть выделены три стороны.

1. Коммуникативная сторона  общения связана с обменом  информацией,

обогащением друг друга  за счет накопления каждым запаса знаний.

2. Интерактивная сторона  общения служит практическому  взаимодействию людей между собой  в процессе совместной деятельности. Здесь проявляется их

способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои

действия, согласовывать  их. Отсутствие навыков и умений общения или

недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии

личности.

3. Перцептивная сторона  общения характеризует процесс  восприятия людьми

других людей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств.

Основными механизмами  восприятия и познания друг друга  в процессах общения являются идентификация, рефлексия и стереотипизация.

Коммуникативная, интерактивная  и перцептивная стороны общения  в их единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Предмет и задачи психологии. Этапы развития представлений о предмете психологии