Предмет и задачи психологии. Этапы развития представлений о предмете психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 13:18, реферат

Краткое описание

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения.

Вложенные файлы: 1 файл

Общая психология.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

нем и волевая  активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи. Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление. Преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки. Может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания ),  может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение - это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной,  осознанной целью с помощью произвольного внимания. Ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения.  Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей . Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Свойства восприятия:  Целостность, т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. восприятие формируется в процессе практики. Константность восприятия- благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине  Структурность восприятия – восприятие не является простой суммой ощущений. слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.  Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.  Виды восприятия. Выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

согласования внешних  и внутренних условий активности, центр координации всех психических процессов, состояний, свойств, способностей, возможностей (и ограничений) личности соотносительно с объективными и субъективными (цели, притязания, задачи) условиями деятельности, общения и т. д. Таким образом, субъект - важнейшее из бесконечно многообразных противоречивых качеств человека. основное отличие свойств личности заключается в том, что они характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности.      Однако любое психическое свойство является необходимым для того, чтобы быть субъектом деятельности. Активность человека обусловлена не только свойствами личности, но и особенностями психических процессов - сенсорной чувствительностью, наблюдательностью, скоростью запечатления, сохранения и воспроизведения, сообразительностью и т.д. свойства личности характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности, они проявляются лишь в таких действиях и поступках, которые имеют общественное значение. В этом их отличие от всех других психических свойств, как, например, качественных особенностей психических процессов или мотивов и психических состояний, которые могут проявляться в любых действиях или даже движениях. Отсюда следует, что экспериментальное исследование личности возможно только тогда, когда в экспериментальных условиях мы можем вызвать такие действия, которые осознаются испытуемым как общественно значимые. Психическая деятельность, как известно, по своей биологической роли есть активная приспособительная деятельность. Поэтому не существует такого психического свойства, которое не характеризовало бы человека как субъекта деятельности.  Под психическими же свойствами личности понимаются не все эти свойства, а те из них, которые не только необходимы, но и достаточны для характеристи человека как субъекта общественно-трудовой деятельности. Необходимыми свойствами считаются те, без которых невозможно быть субъектом деятельности или же которые существенно влияют на характер активной деятельности. Например, наблюдательность, сообразительность, возбудимость хотя и влияют на характер общественно-трудовой деятельности, но сами по себе недостаточны для того, чтобы определить направление и содержание общественно-трудовой деятельности. В противовес им другие психические свойства, такие, как направленность личности, ее характер и способности, не только необходимы, но и достаточны для того, чтобы определить направление и содержание общественно-трудовой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теории внимания. Физиологические основы внимания. Виды внимания.

Важнейшей особенностью протекания психических процессов  является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством  нашей психики, как внимание. Внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности. Теории внимания. Н.Н. Ланге выделил такие основные подходы к проблеме внимания: 1. Внимание как результат двигательного приспособления. Раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия. 2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что они понимают под “объемом сознания” и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные. 3. Внимание как результат эмоции. Эта теория, особенно развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. 4. Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида. 5. Внимание как особая активная способность духа. Некоторые психологи принимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо. 6. Внимание как усиление нервного раздражителя. - внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы. 7. Теория нервного подавления объясняет основной факт внимания - преобладание одного представления над другим - тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.  Гальперин выдвинул оригинальную трактовку внимания. Основные положения его концепции: 1) внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека; 2) по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Последняя и представлена вниманием как таковым; 3) в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного особого результата; 4) с точки зрения внимания, как деятельности психического контроля, все конкретные акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являются результатом формирования новых умственных действий.   Физиологическая основа внимания. отбор значимых воздействий возможен только на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Более сильные возбуждения подавляют возникающие одновременно с ними слабые возбуждения и определяют течение психической деятельности в соответствующем направлении. Большое значение имеет также принцип доминанты, выдвинутый академиком А. А. Ухтомским. Понятие “доминанта” обозначает временно господствующий очаг возбуждения, обуславливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты суммируются и накапливаются импульсы, текущие в нервную систему, одновременно подавляя активность других центров, за счет чего очаг возбуждения еще больше усиливается. Человек целенаправленно управляет своим вниманием. Именно постановка и уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание. Сытая кошка не воспринимает мышь как пищу, но с удовольствием будет играть с ней. Таким образом, внимание обусловлено деятельностью целой системы зависимых между собой мозговых структур, но их роль в регуляции разных видов внимания неравноценна.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Память и  ее виды Взаимосвязь различных видов  памяти. Процессы памяти. Память и научение. Методы изучения и  развития памяти.

Память - это способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.    Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека.    Кроме генетической и механической памяти, присущей животным, человек обладает видами памяти, как произвольная, логическая и опосредствованная. Виды памяти и их особенности.  Отдельные виды памяти выделяются в соответствии с 3-мя основными критериями: По характеру психической активности (1 критерий): а) Двигательная память – запоминание сохранение и воспроизведение различных движений. б) эмоциональная память – память о чувствах. Эмоции сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности, как существляются отношения с окружающим миром. Пережитые и сохраненные чувства выступают сигналом или побуждающим к деятельности, или удерживающим от деятельности (если сигнал отрицательный). в) Образная память – память на представление картин природы, жизни, звуки, запахи и т.д. Соответственно может быть  зрительной, слуховой, обонятельной. г) Словесно – логическая память – содержанием является мысль. Мысли могут быть обличены в различную языковую форму, тогда воспроизведение их возможно ориентировать на передачу основного смысла материала, либо буквального словесного оформления. Если же материал не подкрепляется смысловой работой, то это уже процесс не логический, а механический. Характер цели деятельности (2 критерий): - произвольная память присутствует цель запоминания и последующего воспроизведения. непроизвольная память  – отсутствие цели запоминания и воспроизведения. По  продолжительности сохранения материала память делится на (3 критерий): - кратковременную долговременную . – оперативную. Долговременная память характеризуется многократным повторением и воспроизведением (домашний адрес). Кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением материала, после однократного, очень непродолжительного восприятия. Оперативная память – это процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия и операции (выполнение сложного арифметического действия – 12 пишем – 3 запоминаем). Удержание в памяти промежуточных результатов, пока мы имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату, отработанный результат забывается. III. Общая характеристика процессов памяти. 1) Забывание и сохранение. То, что включается в деятельность личности и остается значимым для нее, не забывается. Включение в непосредственную деятельность является одним из наиболее надежных средств связи материала с потребностями человека. Приемом такого включения является систематическое повторение того, что должно быть сохранено.  Забывание не является только лишь функцией времени. Подобно запоминанию и воспроизведению оно также имеет избирательный характер. Наиболее значимый материал, связанный содержанием с потребностями человека, его деятельностью, интересами, забывается медленнее. Сохранение материала определяется степенью его участия в деятельности личности. 2)  Запоминание – его можно определить как процесс памяти, в результате которого, происходит закрепление нового материала путем связывания его с приобретенным ранее знанием. Экспериментально  доказано, что всякое запоминание – это закономерный продукт действия субъекта с объектом. Запоминается то, с чем человек непосредственно действует. Существует кратко- и долговременное запоминание. В долговременную память поступает информация, имеющая стратегическое значение. Кратковременное запоминание осуществляется в таких временных рамках деятельности человека и с таким материалом, в котором возможно применение лишь автоматизированных способов его обработки.  Непроизвольное запоминание. Для его продуктивности важно знать то место, которое занимает в  деятельности конкретный материал. Если материал входит в содержание основной цели деятельности, он запоминается лучше, чем когда он включен в условия достижения. Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу. Произвольное запоминание – это продукт специальных мнемонических действий, основной целью которого и будет само запоминание. 3) Воспроизведение – это процесс памяти, в результате которого происходит активизация закрепленного ранее материала (содержания психики), путем извлечения материала из долговременной памяти в оперативную. Узнавание – воспроизведение какого – либо объекта в условиях повторного восприятия.   Непроизвольное воспроизведение – может быть направленным и организованным тогда, когда оно вызвано содержанием и определенной деятельностью, которая выполняется человеком в данный момент.

Произвольное воспроизведение  – вызывается конкретной задачей, которую человек ставит перед собой. В тех случаях, когда материал закреплен точно, воспроизведение происходит очень легко . .Припоминание – это ситуация, когда не удается вспомнить то, что необходимо, и тогда приходится делать активные поиски, преодолевая определенные трудности.  Воспоминание – это воспроизведение образов нашего прошлого, локализованное во времени и пространстве.  Индивидуальные различия процессов памяти выражены: 1) В скорости запоминания – определяется числом необходимого для запоминания объема материала. 2) прочность запоминания – выражается в сохранении заученного материала и в скорости его забывания. 3) Готовность к воспроизведению – насколько легко и быстро человек может припомнить то, что ему необходимо. Психодиагностика памяти Тесты для диагностики: - Тест «Непроизвольная память». - Тест «Объем кратковременной памяти». - Методика «Память на числа». - Методика «Память на образы».  - Методика «Оперативная память». Тест «Объем кратковременной памяти» - вариант А (цифровой материал), вариант Б  (словесный материал) - максимальное количество элементов, которые могут быть воспроизведены сразу или через несколько секунд после их предъявления без ошибок. В исследовании используется вариант теста, в котором необходимо не только правильно запомнить и воспроизвести слово, но воспроизвести слова в предъявленном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мышление. Физиологические  механизмы мышления. Виды и формы  мышления.

Мышление -  это высший познавательный процесс. Это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. (понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях) - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно - исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. Физиологическая основа процесса мышления процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. Для процесса мышления, прежде всего, имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Мышление это ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Каждая маленькая, первая ассоциация -  момент рождения мысли. Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи (ассоциации) и составляют физиологическую основу процесса мышления.В психологии принята  условная классификация видов мышления по  различным основаниям, как: 1) генезис развития; 2) характер решаемых задач; 3) степень развернутости; 4) степени новизны и оригинальности; 5) средства мышления; 6) функции мышления . 1. По генезису развития различают мышление: наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое; абстрактно-логическое. Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.       Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.   Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении, оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.   Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. 
     Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.  2. По характеру решаемых задач различают мышление: теоретическое; практическое. Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.     Теоретическое мышление - это познание законов и правил. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.      3. По степени развернутости различают мышление: дискурсивное; интуитивное. Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.  4. По степени новизны и оригинальности различают мышление: репродуктивное; продуктивное (творческое). Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения. 

5. По средствам мышления  различают мышление: вербальное; наглядное.  Наглядное мышление - мышление на  основе образов и представлений  предметов. Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.     Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.  6. По функциям различают мышление: критическое; творческое. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свойства и  функции внимания. Экспериментальные  исследования внимания. Развитие внимания. Внимание и деятельность.

 Внимание - это   сосредоточенность и направленность  психической деятельности на  определенный объект. Различают  внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) , когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени) , распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей) , возможность переключения. Внимание – это направленность, сосредоточие сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Различают: - непроизвольное внимание;- произвольное внимание;- послепроизвольное внимание.   Качество внимания. - концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте. - объем внимания – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. - переключение внимания – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. - распределение внимания – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов. - устойчивость внимания – длительность сосредоточия внимания на объекте. Факторы, способствующие привлечению внимания. 1) Характер раздражения (сила, новизна, контраст и т.д.) 2) Структурная организация деятельности (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные). 3) Отношение раздражения к потребностям ( то, что соответствует потребностям, привлечет внимание прежде всего). Сущность внимания – это избирательный направленный характер психической деятельности человека.

Виды внимания

Условия возникновения

Основные характеристики

Механизмы

Непроизвольное внимание

Действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего  эмоциональный отклик, раздражителя

Непроизвольность возникновения  и переключения

Ориентировочный рефлекс  или доминанта, характеризующая  более или менее устойчивый интерес личности

Произвольное внимание

Установка (принятие) задачи

Направленность в соответствии с задачей ( требует волевых усилий) – УТОМЛЯЕТ.

Ведущая роль второй сигнальной системы

Послепроизвольное внимание

Вхождение в деятельность и, возникающий в связи с этим интерес

Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение.

Доминанта, характерная  возникшему в процессе данной деятельности, интересу

Информация о работе Предмет и задачи психологии. Этапы развития представлений о предмете психологии