Предмет, основные категории и задачи психологии делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 21:00, контрольная работа

Краткое описание

Деловое общение пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, и без него не может обходиться ни управление, ни политика, ни образование, ни бизнес, в этом заключается актуальность данной контрольной работы.
Деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. Невозможно назвать специалиста, не говоря уже о руководителях, который бы мог успешно трудиться, не зная основ делового общения.

Содержание

Введение……………………………………………………………..……………3
I. Теоретическая часть
Назовите и охарактеризуйте основные проблемы дисциплина «Деловое общение»……………………….…………………………………………….4
Дайте характеристику основным категориям дисциплина «Деловое общение»……………………………………………………………………..9
II. Практическая часть
Тест …………………………………………………………….………..…..15
Заключение……………………………………………………………..……….16
Список используемой литературы………………………………………...…17

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по деловому общению.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

 


 


ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ)

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Деловое общение»

Тема «Предмет, основные категории и задачи психологии  
делового общения»

Вариант 1

                                                                                                                                                                            

 

                                                                      Выполнил: Андреева А.Н.

                                                      Факультет: непрерывного обучения

                                                                Направление: Бакалавр экономики

                                                                      Курс: 3 Вечерний базовый уровень                                                                 

                                                         Личного дела: 11ФЛД41666

                                                                      Преподаватель:

Содержание

Введение……………………………………………………………..……………3

I. Теоретическая  часть

  1. Назовите и охарактеризуйте основные проблемы дисциплина «Деловое общение»……………………….…………………………………………….4
  2. Дайте характеристику основным категориям дисциплина «Деловое общение»……………………………………………………………………..9

II. Практическая  часть

Тест …………………………………………………………….………..…..15

Заключение……………………………………………………………..……….16

Список используемой литературы………………………………………...…17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Введение

Деловое общение пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, и без него не может обходиться ни управление, ни политика, ни образование, ни бизнес, в этом заключается актуальность данной контрольной работы.

Деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. Невозможно назвать специалиста, не говоря уже о руководителях, который бы мог успешно трудиться, не зная основ делового общения.

Поскольку психология делового общения – составная часть комплекса психологических наук, то она опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые общей психологией. Такими базовыми категориями общей психологии являются те, которые отражают психические процессы (познание, эмоции, воля), свойства психики человека (способность, характер, темперамент), а также состояния его сознания (сомнение, неуверенность, убеждение, направленность на определенные действия и т.д.).

Целью данной контрольной работы является изучение психологии делового общения.

Задачи контрольной работы:

    1. Рассмотреть основные проблемы дисциплины «Деловое общение»;
    2. Изучить основные категории данной дисциплины;
    3. Определить в чем заключается суть дисциплины «Деловое общение».

 

  1. Назовите и охарактеризуйте основные проблемы дисциплины «Деловое общение».

           Задача  делового общения и отношений - расположить к себе собеседника. Очень немногие рождаются с умением правильно общаться с различными людьми в самых разнообразных ситуациях. Всем остальным этому необходимо учиться, для чего требуется прилагать сознательные усилия. От того, какие вербальные и невербальные способы общения и методы мы используем, от того, как мы умеем вести деловые переговоры - зависит успех наших коммуникаций и отношение к нам окружающих. Понятие: психология делового общения - это не только наука о средствах и методах взаимоотношений между людьми, но и ваш ключ к личному успеху.

          Определение предмета науки «деловое  общение» связано с выделением  всех блоков проблем, которые  ходят в ее содержательную  область. Можно условно выделить  три таких блока.

Первый - психологический блок, связанный социально-психологическими проблемами делового общения. Он включает в себя социально-психологические механизмы межличностного общения деловых партнеров, психологические характеристики самих партнеров (особенности их мотивации, установки, убеждения, интеллект, темперамент, способности), а также психологические особенности деловых отношений, обусловленные этно-культурными факторами (социокультурной средой, национально-этнической общностью).

Второй блок предметной области науки «деловое общение» - ценностный блок. Он связан с реализацией различных «идеологий» делового общения и включает в себя универсальные этические принципы делового общения, деловой этикет, а также экономические, политические, правовые, религиозные, эстетические ценностные ориентации, которые доминируют  
у партнеров в деловых отношениях.

Третий блок – организационно-технический. Он включает в себя организационно-технические параметры делового общения. К ним относят пространственно-временные рамки делового общения, а также процедурные действия, средства, приемы, которые характеризуют различные техники  
и технологии, применяемые в деловом общении.

В число основных проблем науки «Деловое общение» входит:

1. Рассмотрение видов  и структуры делового общения,  
его особенностей.

2. Изучение вербальных  и невербальных средств делового общения.

3. Характеристика основ  общения в рабочих группах.

Структура общения определяется тремя его взаимосвязанными сторонами – восприятием, коммуникацией и взаимодействием.

По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.

Устные виды делового общения бывают монологические  
и диалогические.

К монологическим видам относятся:

  • Приветственная речь.
  • Торговая речь (реклама).
  • Информационная речь.
  • Доклад (на заседании, собрании).

Диалогические виды:

  • Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно  
    на одну тему.
  • Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.
  • Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения  
    по какому - либо вопросу.
  • Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.
  • Дискуссия.
  • Совещание (собрание).
  • Пресс-конференция.
  • Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.
  • Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.

В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.

Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.

Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная  
и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

По содержанию общение может быть:

  • Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;
  • Когнитивное - обмен знаниями;
  • Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;
  • Деятельностное  - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

По средствам общения:

  • Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;
  • Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;
  • Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;
  • Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Вербальные и невербальные средства общения.

Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы для передачи информации использует речь, которая является наиболее универсальным средством коммуникации, т.к. при такой передаче сообщение меньше всего теряет смысл. Правда, при этом должно существовать общее понимание ситуации и используемых терминов. Речь приобретает значение только при включении в деятельность, а само это включение обязательно дополняется употреблением других – неречевых – знаковых систем.

Невербальная коммуникация включает в себя:

  • Оптико-кинетическую (жесты, мимика, пантомимика).
  • Пара- и экстралингвистическую (качество голоса, его диапазон, тональность, интонации; темп речи, паузы, другие вкрапления в речи. Все эти приемы увеличивают семантически значимую информацию).
  • Организацию пространства и времени коммуникативного процесса выступает также как особая знаковая система, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации.
  • Визуальный контакт.

Анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они играют большую вспомогательную, а иногда самостоятельную роль  
в коммуникативном процессе, при их помощи можно выявить намерения участников и другую скрытую информацию. Поэтому правила делового этикета уделяют особое внимание невербальной стороне коммуникации, выявляя символическое и неочевидное на первый взгляд содержание в тех или иных невербальных проявлениях. Эту предписанную нормами делового поведения невербальную сторону делового общения следует соблюдать  
для обеспечения эффективного коммуникационного процесса.

Специфику рабочей группы можно выразить с помощью определения: Рабочая группа – есть определенное число лиц, включенных в типичные для них виды профессий и связанных системой взаимоотношений, основанных на некоторых общих духовных ценностях.

Рабочие группы делятся на условные и реальные.

  • Условные – их члены непосредственно не контактируют. Обычно это большие рабочие группы (например, железнодорожники).
  • Реальные – это такие группы, в которых их члены непосредственно взаимодействуют друг с другом во имя достижения определенной цели.

Рабочие группы также различаются по правовому статусу – официальные и неофициальные.

    • Официальные – формальные, которые учреждены, организованы в административно-правовом порядке, имеют лицензию или аккредитацию. Они имеют общезначимую цель, четкую структуру, обозначенную в уставе, систему управления.
    • Неофициальные – возникают стихийно, естественным путем, внутри официальных групп, и они нигде не зафиксированы, но влияют  
      на психологический климат. Они могут иметь своего лидера.

С точки зрения всего этого, можно сказать, что типичная рабочая группа есть малая, реальная, официальная социальная группа. Она имеет свою структуру: материальная основа, духовная сторона (информационная среда).

По отношению к рабочей группе наука «Деловое общение» изучает:

- стиль руководства,

- стиль общения,

- конфликты (возникновение, урегулирование и т.д.).

Предметом науки «делового общения» является изучение социально-психологических, ценностных и организационно-технических проблем общения людей в профессиональной и предпринимательской деятельности.

С этой целью изучается целый арсенал (микротехника) делового общения: микротехника (правила) слушания, микротехника вербального общения (умение говорить), пути урегулирования конфликта, возникающие  
в процессе делового общения, методы ведения переговоров.

2. Основные категории  дисциплины «Деловое общение».

Поскольку психология делового общения — составная часть комплекса психологических наук, то она опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые общей психологией. Такими базовыми категориями общей психологии являются те, которые отражают психические, процессы (познание, эмоции, воля), свойства психики человека (способность, характер, темперамент), а также проявления его сознания (сомнение, неуверенность, убеждение, направленность на определенные действия и т.д.).

Информация о работе Предмет, основные категории и задачи психологии делового общения