Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 21:00, контрольная работа
Деловое общение пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, и без него не может обходиться ни управление, ни политика, ни образование, ни бизнес, в этом заключается актуальность данной контрольной работы.
Деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. Невозможно назвать специалиста, не говоря уже о руководителях, который бы мог успешно трудиться, не зная основ делового общения.
Введение……………………………………………………………..……………3
I. Теоретическая часть
Назовите и охарактеризуйте основные проблемы дисциплина «Деловое общение»……………………….…………………………………………….4
Дайте характеристику основным категориям дисциплина «Деловое общение»……………………………………………………………………..9
II. Практическая часть
Тест …………………………………………………………….………..…..15
Заключение……………………………………………………………..……….16
Список используемой литературы………………………………………...…17
Важнейшими принципами, которыми руководствуется общая психология и все ее отрасли, являются следующие:
принцип причинности, детерминизма, т.е. признание взаимосвязи, взаимообусловленности психических явлений как с другими, так и с материальными явлениями;
- принцип системности, т.е.
трактовки отдельных
- принцип развития, признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому.
Основной категорией дисциплины «Деловое общение» является «психология личности», которая содержит информацию об источниках психической активности человека, ее свойствах, состояниях и формах проявления в условиях деловой активности. Без глубокого понимания данной психологической категории невозможно овладеть современными методами самосовершенствования и управления человеческими ресурсами в условиях хозяйственной деятельности.
Знания психологии личности помогут предпринимателю достаточно ясно понять степень надежности партера, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т.д. Именно эти знания позволяют определить деловые отношения с конкретным человеком.
Но основные процессы, состояния и свойства личности проявляются в межличностном общении, происходящем по формулам "Я — Ты" "Я — Мы", "Мы — Они". Если, по мнению философов, общение является одной из важнейших предпосылок становления человека, то, по мнению современных теоретиков менеджмента, высокий уровень делового общения — решающее условие успешного предпринимательства. Другая важная психологическая категория – «психология общения».
Ведь именно в процессе общения обнаруживаются основные свойства и состояния личности, проявляется его характер. Разнообразные процессы взаимодействия и общения людей являются важнейшими предпосылками их социального становления, а также высокий уровень делового общения является решающим условием успешного производства.
Но для высокого уровня общения современный руководитель должен уметь пользоваться новейшими технологиями общения, основанными на глубоких психологических знаниях. Например, нужно учитывать, что в процессе общения между партнерами или коллегами по работе может возникнуть напряженность или конфликтная ситуация из-за неуважения чувства собственного достоинства одного из участников взаимоотношения.
Категория «психология рабочей группы» (команды или трудовой
группы)
Необходимость этой категории связана с тем, что деловая активность сегодня невозможна без кооперации, соединения усилий нескольких или даже многих людей. В свою очередь успешная кооперация возможна лишь при условии принятия некоторых правил поведения, общих для всех участников трудового процесса. Поэтому в ходе формирования и жизнедеятельности любой группы с необходимостью возникают и действуют такие психологические явления, как групповые цели, потребности, интересы, групповые нормы, групповое сознание, морально-психологический климат, корпоративная мораль, так называемые коллективные «мы — чувства» и т.д. Современный менеджер должен не только учитывать эти психологические феномены, но и активно участвовать в их формировании
Под психологией личности понимаются:
1. Стимулы, источники внутренней
духовной активности человека,
а также формы внешнего проявления духовной
активности.
2. Общение людей
и методы повышения
3. Формирование психологического климата группы.
Одной из проблем является проблема делового общения
в группе
и способы регулирования делового общения.
Этика с момента своего возникновения находится
во взаимодействии
с общением. Моральные чувства, представления
о должном поведении возникают у человека
благодаря совместной жизни с другими
людьми, «благодаря общению мыслями и
идеями, ибо в этом значении употребляется
слово «общение» по отношению к людям...».
Такие психологические механизмы,
как подражание, заражение, внушение, убеждение,
свойственные процессу общения позволяют вносить этические мысли и
идеи в сознание людей и передавать их
из поколения
в поколение. Этика же должна гуманизировать,
облагораживать общение между людьми.
Анализ взаимодействия этики и общения
предполагает прежде выяснение содержания
морали, изучаемой этикой как наукой.
Эта наука возникла, чтобы ответить на
вопросы реальной жизни: как надо поступать,
что есть добро и зло, в чем смысл жизни
и др.
Мораль – это один из сущностных
аспектов взаимодействия личности
и общества.
Предметом этики в самом общем плане является поле морального
выбора человека, изучение арсенала тех
средств, с помощью которого
он совершается. Этика исследует ряд вопросов:
о сущности морали, закономерности ее
изменения и развития, принципах и нормах
поведения; научно обосновывает положения
о моральных отношениях, моральном сознании,
моральной ответственности, нравственной
культуре поведения людей.
Взаимосвязь этики и делового общения заключается в изучении свойства личности человека, его поступков, с точки зрения морали.
Повышение роли общения в жизнедеятельности
связано с ростом
его культуры, в том числе и нравственной.
Нравственная культура — это уровень нравственного
развития человека и общества. Охарактеризовать
нравственную культуру можно
как системное свойство общества, группы
личности, выражающее меру усвоения ими
нравственных норм ценностей. Это определенное
нравственное состояние личности и общества.
Качество нравственной жизни проявляется
в социальном и гуманном отношении между
людьми, сочетании личных групповых
и общественных интересов.
Между нравственной культурой и моральной ответственностью существует определенная связь. Наличие моральной ответственности характеризует нравственную культуру личности. Чем выше моральная ответственность человека, тем выше зрелость нравственной культуры.
Нравственная культура общения
позволяет предотвращать и разрешать
конфликты, возникающие в процессе общения.
В конфликте,
т.е. в столкновении людей, придерживающихся
противоположных взглядов, мнений, стремлений,
проявляются различные типы поведения. Многообразие
типов поведения особенно проявляется
в состоянии фрустрации,
т.е. расстроенного психического состояния,
вызванного реальной
или воображаемой помехой, препятствующей
достижению цели.
При фрустрации меняется прежняя линия
поведения человека. Активная защитная
реакция при таком психическом состоянии
— гнев, агрессивность, импульсивная беспорядочная
активность. Пассивной же формой психологической
защиты является неспособность ответить
на грубость
и агрессивность. Ни активная, ни пассивная
формы защитной реакции
не могут привести к разрешению конфликта.
Социальная психология выделяет пути разрешения конфликтов: подавление, отсрочка, превращение конфликта в деловой разговор.
Положительные нравственные чувства, моральная убежденность, моральная ответственность за свое поведение позволяют находить пути выхода из конфликтных ситуаций.
Роль нравственной
культуры заключается в
и овладение техникой общения.
Реальный процесс общения
— это реальное общение людей, обладающих индивидуальными
личностными качествами, эмоциями, склонностями
и желаниями. На этой основе возникают
симпатии
и антипатии, дружеские и товарищеские
связи — словом, все, что можно объединить
термином "личностные отношения".
Общение не только сопутствует трудовой,
политической и иной деятельности, но
нередко становится самоцелью и побуждается
стремлением к обмену мнениями, чувствами,
строением. У человека как общественного
существа, специфически присущая только
ему нравственная потребность в общении,
сопереживании в привычной социальной
среде.
3. Тест.
Какое из перечисленных
определений предмета
а) закономерности общения, определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело, а партнер выступает как личность, значимая для других партнеров;
б) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психология самих этих групп;
в) развитие высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах.
Ответ: А
Предметом дисциплины «Деловое общение» является закономерности общения, определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело, а партнер выступает как личность, значимая для других партнеров.
Под деловым общением понимается вид социальных отношений, направленных на реализацию общего дела, создающих условия для сотрудничества людей.
Закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психология самих этих групп определяют предмет социальной психологии, которая взаимосвязана с деловым общением. А под развитием высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах понимается как социогенез.
В данной контрольной работе были рассмотрены основные проблемы и основные категории дисциплины «Деловое общение».
Деловое общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.
Деловое общение в наши дни проникает во все сферы общественной жизни общества.
Умение правильно и адекватно вести себя во время делового общения – одно из основных составляющих успеха делового человека и руководителя. Умение бесконфликтно и продуктивно провести этот процесс является одним из самых необходимым качеств для того, кто хочет достичь успеха в деловой сфере.
Понимание дисциплины «Деловое общение» с психологической стороны помогает нам осмыслить, как психологические качества личности, так и психологические характеристики межличностного общения деловых людей, что позволяет нам самосовершенствоваться и саморазвиваться.
Список литературы
7. Морозов А.В. Деловая психология: Учебник для вузов. СПб.: Изд-во «Союз», 2000.
Информация о работе Предмет, основные категории и задачи психологии делового общения