Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 21:19, лекция
Знание основ психиатрии необходимо для раннего распознавания болезней, что способствует более эффективному лечению и предупреждению осложнений. Например: у больных с острыми инфекционными заболеваниями, Г.Б., болезнями печени, сердца и др. внутренних органов могут появиться нервно- психические расстройства разной степени и выраженности. Иногда такие больные не нуждаются в переводе на специальные койки в неврологические или психиатрические отделения. Лечение и уход за больными организуется при том лечебном отделении, где они находились и лечатся по поводу основного заболевания.
Предмет психиатрия.
История. Что изучает. Характеристика процессов. Симптомы и синдромы.
Психиатрия в переводе с греческого – лечение души.
Это отрасль клинической медицины, изучающая этиологию, патогенез, клинику, распространённость психических болезней, разрабатывающая методы их диагностики, лечения и профилактики.
Знание основ психиатрии необходимо любому мед. работнику в любой специальности , т.к. в любом медицинском учреждении встречаются больные с психическими расстройствами (на приёме , в стационаре: хир., тер. ,глазных клиниках, детских учреждениях).
Знание основ психиатрии
необходимо для раннего
ИСТОРИЯ
Сеченов писал, что в основе
психической деятельности
Продолжал идеи Сеченова – Павлов. Он создал учение о высшей нервной деятельности , которая является основой современной медицины и в частной психиатрии.
Учение Павлова о безусловных и условных рефлексах, возбуждении и торможении как о процессах, лежащих в основе деятельности коры больших полушарий, является материалистической базой изучения деятельности ц.н.с. в норме и патологии.
Истоки психиатрии в России относятся к временам Древней Руси. Имеются документальные сведения о том, что в Киевской Руси в 10-11 веках при монастырях осуществлялась помощь психическим больным.
В России к психическим больным относились более гуманно. Их помещали в монастыри. А в странах западной Европы с такими больными обращались жестоко, считая их болезнь как проявление ,, дьявольской порчи”. Много людей сжигалось на кострах, считали их колдунами или ведьмами.
В 17 веке в Московской Руси стал утверждаться взгляд, что помешательство это болезнь.
Первый психиатрический госпиталь был открыт в Петербурге в 1779г.
В 1809г. в Москве была открыта Преображенская психиатрическая больница. Там они находились в наручниках, на них одевали смирительные рубашки, их связывали.
Впервые в России в 1857г в Петербурге , в медико-хирургической академии открыли курсы психиатрии, где много уделялось внимания на вопросы ухода и лечения психических больных.
В развитие психиатрии большой вклад внесли Белинский и его ученики Мержеевский, Кандинский. Кандинский занимался исследованием галлюцинаций, бреда, работал в сфере судебной психиатрии.
Выдающийся отечественный учёный, КорсаковС.С.стал основоположником отечест-
веннойпсихиатрии, основатель Московской психиатрической школы, которая славилась гуманным подходом к психическому больному. Огромным достижением явился предложенный Корсаковым постельный режим для некоторых психических больных, тем самым психические больные приравнивались к соматическим больным и психиатри- ческая больница превратилась в учреждение , где оказывалась лечебная помощь. Корсаков ввёл в психиатрической больнице должность медицинских сестёр , осуществляющих уход за больными. В 1887г Корсаков описал впервые сочетание полиневрита с особыми нарушениями памяти, названное Корсаковским психозом. Так было подтверждено материалистическое понимание сущности психозов и была открыта новая эпоха в психиатрии.
Ученики Корсакова: Суханов, Сербский, Баженов, Осипов, Бернштейн и др.В последующем психиатрию развивали Гиляровский, Протопопов, Гуревич, Осипов, Асатиани, Случевский и др.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ:
Психическая деятельность рассматривается как свойство мозга : Ощущение, мысль, сознание.
Все психические процессы неразрывно связаны между собой и представляют различные стороны единой психической деятельности человека.
ПРОЦЕССЫ бывают :
1) интеллектуальные, обуславливающие познавательную деятельность человека.
2) эмоциональные, благодаря которым
проявляется отношение
3) волевые , которыми обуславливается деятельность человека.
Познавательная деятельность начинается с ощущения , в результате которого в головном мозге отражаются отдельные свойства окружающих явлений и предметов.
Следующий этап познавательной деятельности является восприятие, которое отражает не только отдельные стороны( качества) предметов и явлений, но и совокупность их различных качеств, т.е. целостные образы этих предметов. Воспринятые образы закрепляются . сохраняются в мозге. Такие образы ранее воспринятых предметов и явлений называются ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – это мысленный образ того или иного предмета. Чем больше у человека жизненный опыт, тем больше у него представлений.
Способность человека сохранять следы прошлых восприятий, ощущений и воспроиз- водить их в виде представлений , понятий называется ПАМЯТЬЮ.
Высшей формой познавательной деятельности человека является мышление. Процессы мышления дают возможность обобщать, анализировать, сравнивать. Мышление находится в неразрывной связи с речью.В результате мышления создаются понятия, суждения, умозаключения.
Итак, МЫШЛЕНИЕ- это обобщение и наиболее полное и точное отражение действительности.
Другой стороной психической деятельности являются ЭМОЦИИ( чувства) , в которых выражается различное отношение человека к окружающим его явлениям действительности и к самому себе.
Человек испытывает какие-то чувства, проявляя своё отношение к чему либо. Это проявляется радостью, восхищением, неудовольствием. Но человек не только воспринимает то, что есть, но и проявляет стремление , желание вносить те, или другие изменения в окружающую среду, что выражается в поступках и действиях.
Психические нарушения составляют суть психических заболеваний. В одних случаях они носят глубокий характер, сопровождаются выраженными расстройствами осознания реальной действительности . Такие формы психических нарушений наз. психозами.
Диагностика психических заболеваний связана с распознаванием отдельных его проявлений, признаков т.е. СИМПТОМОВ.
Определённая совокупность симптомов называется СИНДРОМОМ.
--------------Варианты патологии чувственного познания на уровне:
1 Ощущений -------- изменение порогов чувствительности
-------- синестопатии.
2 Восприятий -------- психосенсорные расстройства
------- иллюзии.
3 Представлений --- галлюцинации.
1 ОЩУЩЕНИЯ - простейший психический
процесс отражения отдельных
свойств предметов и явлений
при их непосредственном
Восприятие – психический процесс целостного отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на рецепторы анализаторов.
Представления – следы бывших восприятий , их образы, возникающие в сознании при отсутствии самого объекта.
Типы НАРУШЕНИЯ ОЩУЩЕНИЙ
изменение порогов
ГИПЕРЕСТЕЗИЯ - повышенная
восприимчивость к
ГИПЕСТЕЗИЯ - пониженная восприимчивость к внешним раздражителям ( воспри-
АНЕСТЕЗИЯ - полная утрата способности к ощущениям ( внутренняя опустощен-
СИНЕСТОПАТИЯ - труднолокализуемые, тягостные, неподдающиеся описанию ощу-
2 РАСТРОЙСТВО ВОСПРИЯТИЯ – включает психосенсорные расстройства и иллюзии
психосенсорные расстройства
–искажённое восприятие с
Проявляется в:
ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ – это нарушение восприятия окружающего пространства , формы и
ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ –искажённое восприятие собственной личности в целом, отдель-
части стали необычной формы, величины, изменилось их местонахож-
ИЛЛЮЗИИ - это искажение восприятия реально- существующих предметов.
Бывают:
а) зрительные ( халат – человек, куст – зверь).
б) слуховые (если падает капля- для больного кто-то говорит, треск как громкий выстрел)
в) обонятельные (горелое – плохо пахнет)
г) тактильные ( тёплое – горячее).
д) вкусовые ( солёное, сладкое).
3 К патологии ПРЕДСТАВЛЕНИЙ относятся
ГАЛЛЮЦИНАЦИИ –это мнимое восприятие или восприятие без объекта. Это яркие
Бывают:
а) зрительные
б) слуховые( шорох, шум, песни).
в) обонятельные( ядовитые запахи)
г)тактильные( ползание насекомых)
д) вкусовые
Галлюцинации могут быть простые и сложные – Зрительные: простые: мелькание света, искр. Сложные: больной видит животных, людей, видит целые сценоподобные видения.
При алкогольном психозе, при эпилепсии.
Слуховые : простые: шум, треск, шорох. Сложные: больной слышит музыку, песни, крики, голоса, с осуждением и комментарием.
Больной нередко и сам принимает участие в своих галлюцинациях.
--------- Варианты патологии памяти
Память- это способность запечатлеть, сохранять и воспроизводить данные прошлого. Это процесс отражения и накопления жизненного опыта.
Память бывает: кратковременная
долговременная
оперативная
Память бывает : зрительная
слуховая
моторная
эмоциональная
смысловая
Варианты патологии памяти:
Дисмнезии ---------гипермнезии
-------- гипомнезии
-------- амнезии
Парамнезии ------ псевдореминисценции
------ конфабуляции
Нарушение памяти делят на расстройство запоминания и воспроизведения.
ГИПЕРМНЕЗИЯ – непроизвольное оживление памяти, обострение воспоминаний. При
ГИПОМНЕЗИЯ – ослабление, снижение памяти. Нарушается способность запоминать,
удерживать, воспроизводить некоторые события. Больные забывают
даже свою фамилию. При психоорганическом синдроме, невростениях.
АМНЕЗИЯ - полное выпадение из памяти воспоминаний о событиях того или иного
отрезка времени. При грубых поражениях головного мозга.
ВИДЫ АМНЕЗИИ:
РЕТРОГРАДНАЯ амнезия – когда из памяти выпадают события предшествующие
АНТЕРОГРАДНАЯ амнезия – когда из памяти выпадают события происшедшие после
начала заболевания или травмы. Больной не в состоянии запомнить
КОНГРАДНАЯ амнезия - выпадение воспоминаний на события острого периода болезни