Министерство образования и
науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«Саратовский Государственный
Университет имени Н.Г. Чернышевского»
Кафедра педагогической психологии
и психодиагностики.
Самостоятельная
работа № 1
студентки заочной формы обучения
с применением дистанционных образовательных
технологий 1 курса 106группы
факультета психолого-педагогического
и специального образования
специальность Педагогическое
образование. Дошкольное образование
Бакалавриат на базе СПО
Фетисовой Ирины Ивановны
Проверил: доцент
И.В.Малышев
Саратов 2014
1. Представление о
психологии и её принципах.
С древнейших времен потребности
общественной жизни заставляли человека
различать и учитывать особенности психического
склада людей. Идея неразделимости души
и живого тела, которую выдвинул великий
философ Аристотель в трактате «О душе»,
стала основой для развития психологии.
Так, первоначально психология выступала
как наука о душе.
На современном этапе развития
психологии предметом является человек
как субъект деятельности, системные качества
его саморегуляции, закономерности становления
и функционирования психики человека,
его способности отражать мир, познавать
и регулировать свое взаимодействие с
ним.
«Слово «психология» появилось
в XVI веке в западноевропейских текстах.
Тогда языком учености была латынь. Составили
же его из двух древнегреческих слов: «psyche»
(душа) и «logia» (понимание, знание). В этих
древнегреческих терминах осели смыслы,
преобразованные двухтысячелетней работой
великого множества умов.
Первоначально термин «психология»
относился к особой науке, которая занималась
изучением так называемых душевных, или
психических, явлений, т.е. таких, которые
каждый человек легко обнаруживает в собственном
сознании в результате самонаблюдения.
Позднее, в XVII—XIX вв., сфера исследований
психологов значительно расширилась,
включив в себя неосознаваемые психические
процессы (бессознательное) и деятельность
человека»[6,с.34]. Психология как сложная
система развивающихся наук, тесным образом
связанных с основными видами человеческой
деятельности.
«Психическая деятельность
как всякое земное явление
происходит во времени и пространстве»[5,с.22]
«Но в те времена психологии
как отдельной науки еще не было. Кто же
впервые изучил психологию ?Некогда студенты
шутили, советуя на экзамене по любому
предмету на вопрос о том, кто его впервые
изучал, смело отвечать: «Аристотель»
(384—322 до н.э.). Этот древнегреческий философ
и естествоиспытатель заложил первые
камни в основание многих дисциплин. Его
по праву следует считать также отцом
психологии как науки. Им был написан первый
курс общей психологии «О душе». Сначала
он изложил историю вопроса, мнения своих
предшественников и объяснил отношение
к ним, а затем, используя их достижения
и просчеты, предложил свои решения. Заметим,
что касаясь предмета психологии, мы следуем
в своем подходе к этому вопросу за Аристотелем.
Как бы высоко ни поднялась
мысль Аристотеля, обессмертив его имя,
невозможно сбрасывать со счетов поколения
древнегреческих мудрецов, притом не только
философов-теоретиков, но и испытателей
природы, натуралистов, медиков. Их труды
— это предгорья возвышающейся в веках
вершины: учения Аристотеля о душе, которому
предшествовали революционные события
в истории представлений об окружающем
мире»[3,с.34]
«Начало развития психологии
относится к последней четверти XIX в., когда
оформилась научная психология. У истоков
этой новой психологии стоит французский
философ Рене Декарт (1596 - 1650). Латинский вариант
его имени - Ренатус Картезиус, отсюда
- термины: "картезианская философия",
"картезианская интуиция" и т. п.
Декарт окончил иезуитскую
школу, где проявил блестящие способности.
Декарт считается родоначальником рационалистической
философии, но и сделал выдающийся вклад
в развитие психологии»[1,с.53]
«Только к середине XIX века психология
из разрозненных знаний стала самостоятельной
наукой. Это вовсе не значит, что в предшествующие
эпохи представления о психике (душе, сознании,
поведении) были лишены признаков научности.
Они прорезывались в недрах естествознания
и философии, педагогики и медицины, в
различных явлениях социальной практики.
Веками осознавались проблемы,
изобретались гипотезы, строились концепции,
готовившие почву для современной науки
о психической организации человека. В.этом
вечном поиске научно-психологическая
мысль очерчивала грани своего предмета.»[3,с.45]
С XIX в. психология становится
самостоятельной и экспериментальной
областью научных знаний. В XX столетии
психологические исследования вышли за
рамки тех явлений, вокруг которых они
на протяжении веков концентрировались.
В этой связи название «психология» отчасти
утратило свой первоначальный, достаточно
узкий смысл, когда оно относилось только
к субъективным, непосредственно воспринимаемым
и переживаемым человеком явлениям сознания.
Однако до сих пор по сложившейся веками
традиции за этой наукой сохраняется ее
прежнее название.
Что же является предметом изучения
психологии? Прежде всего психика человека
и животных, включающая в себя многие субъективные
явления. С помощью одних, таких, например,
как ощущения и восприятие, внимание и
память, воображение, мышление и речь,
человек познает мир.
«Изучая психологию и поведение
людей, ученые ищут их объяснение, с одной
стороны, в биологической природе человека,
с другой — в его индивидуальном опыте,
с третьей — в законах, на основе которых
строится и по которым функционирует общество»[2.с.37]
Каждая конкретная наука отличается
от других наук особенностями своего предмета.
Так, геология отличается от геодезии
тем, что, имея предметом исследования
Землю, первая из них изучает ее состав,
строение и историю, а вторая - ее размеры
и форму. Выяснение специфических особенностей
явлений, изучаемых психологией,
представляет значительно большую трудность.
Понимание этих явлений во многом зависит
от мировоззрения, которого придерживаются
люди, сталкивающиеся с необходимостью
постигнуть психологическую науку.
Трудность состоит прежде всего
в том, что явления, изучаемые психологией,
издавна выделялись человеческим умом
и отграничивались от других проявлений
жизни как особые. В самом деле, совершенно
очевидно, что мое восприятие пишущей
машинки - это нечто совершенно особое
и отличное от самой пишущей машинки и
т.п. Так постепенно сложились представления
о различных разрядах явлений, которые
стали именовать психическими (психическими
функциями, свойствами, процессами, состояниями
и т.д.). Их особый характер видели в принадлежности
к внутреннему миру человека, отличающемуся
от того, что человека окружает, и относили
к области душевной жизни, противопоставляемой
реальным событиям и фактам. Эти явления
группировались под названиями <восприятие>,
<память>, <мышление>, <воля>, <чувства>
и др., в совокупности образуя то, что именуется
психикой, психическим, внутренним миром
человека, его душевной жизнью и т.д. Психика
заключает в себе внутреннюю картину мира,
неотторжима от тела человека и представляет
собой совокупный результат функционирования
его организма,прежде всего центральной
нервной системы, она обеспечивает возможность
существования и развития человека в мире.
Поэтому задолго до того, как
психические процессы, свойства, состояния
стали предметом научного анализа, накапливалось
житейское психологическое знание людей
друг о друге. Оно закреплялось, передаваясь
от поколения к поколению, в языке, в народном
творчестве, в произведениях искусства.
Житейские психологические
сведения, почерпнутые из общественного
и личного опыта, образуют донаучные психологические
знания. Они могут быть довольно обширными,могут
до известной степени способствовать
ориентировке в поведении окружающих
людей, могут быть в определенных пределах
правильными и соответствующими действительности.
Однако в целом такие знания лишены систематичности,
глубины, доказательности и по этой причине
не могут стать прочной основой для серьезной
работы с людьми(педагогической,лечебной,организационной
и т.п.), требующей научных, т.е. объективных
и достоверных знаний о психике человека,
позволяющих прогнозировать его поведение
в тех или иных ожидаемых обстоятельствах.
Что же составляет предмет научного
изучения в психологии? Это прежде всего
конкретные факты психической жизни, характеризуемые
качественно и количественно.
Как же можно определить предмет
психологии?
Предметом психологии являются
закономерные связи субъекта с природным
и социокультурным миром, запечатленные
в системе чувственных и умственных образов
этого мира, мотивов, побуждающих действовать,
а также в самих действиях, переживаниях
своего отношения к другим людям и самому
себе, в свойствах личности как ядра этой
системы.
Исторический опыт говорит,
что знание о предметной области психологии
складывалось и расширялось благодаря
связи этой науки с другими науками - естественными,
социальными, техническими.
Особое место среди отраслей
психологии занимает теоретическая психология.
«Основными принципами психологической
науки, составляющих основу ее методологии,
являются:
1. Принцип детерминизма (причинная
обусловленность)
- Психика обусловлена объективной
действительностью
- Все психические явления обусловлены
деятельностью мозга
- При изучении психических явлений
обязательно установить причины
и их вызвавшие
- Психика определяется образом
жизни
2. Принцип единства сознания
и деятельности
- Деятельность – форма активности
сознания
- Сознание – результат поведения
и деятельности
- Сознание образует внутренний
план деятельности
- Изменение содержания деятельности
способствует формированию качественно
нового уровня сознания
3. Принцип генетический – развития
- Психика постоянно развивается
и изменяется как количественно,
так и качественно
- Характеристика психического
явления возможна при одновременном
выявлении его особенностей в
данный момент, истории его возникновения
и перспективы его изменений
4. Принцип объективности – единство
теории и практики
- отражение объективной истины
- проверка изученных закономерностей
на практике
5. Принцип научного изучения
психических явлений
- введение в исследование активных
преобразующих факторов (упражнения
в труде, в обучении и воспитании)
6. Принцип историзма»[4,с.135]
В настоящее время психология представляет
собой весьма разветвленную систему наук.
В ней выделяется много отраслей, представляющих
собой относительно самостоятельно развивающиеся
направления научных исследований. Имея
в виду этот факт, а также то обстоятельство,
что в настоящее время система психологических
наук продолжает активно развиваться
(каждые 4—5 лет появляется какое-либо
новое направление), правильнее было бы
говорить не об одной науке психологии,а
о комплексе развивающихся психологических
наук.
Список литературы
1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение
в общую психологию, Москва 2002.-С.
2.Немов Р.С. Психология:
Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
3.Петровский А.В.Введение
в психологию.— Москва: Издательский центр
«Академия», 1996.
4.Психология: Учебник для
студ высш. пед. учеб, заведений. -2-е изд.,
стереотип. - М.: Издательский центр <Академия>;Высшая
школа, 2001
5.Сеченов И.М. Избр. философ,
и психолог, произведения. - М., 1947.
6.Хрестоматия по психологии
.Составитель В. В. МИРОНЕНКО
Под редакцией профессора А.
В. ПЕТРОВСКОГО
Москва «Просвещение» 1987
2.МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ПСИХОЛОГИИ
«Методы научных исследований
— это те приемы и средства, с помощью
которых ученые получают достоверные
сведения, используемые далее для построения
научных теорий и выработки практических
рекомендаций. Сила науки во многом зависит
от совершенства методов исследования,
от того, насколько они валидны и надежны,
как быстро и эффективно данная отрасль
знаний способна воспринять и использовать
у себя все самое новое, передовое, что
появляется в методах других наук. Там,
где это удается сделать, обычно наблюдается
заметный прорыв вперед в познании мира»[1,с.31]
Все сказанное относится и к
психологии. Со временем в ней оказались
интегрированными методы самых разных
наук. Это — методы философии и социологии,
математики и физики, информатики и кибернетики,
физиологии и медицины, биологии и истории,
ряда других наук.
Благодаря применению методов
естественных и точных наук, психология
начиная со второй половины прошлого века
выделилась в самостоятельную науку и
стала активно развиваться. До этого момента
психологические знания получали в основном
путем самонаблюдения (интроспекции),
умозрительных рассуждений, наблюдения
за поведением других людей. Анализ и разумное
обобщение подобного рода жизненных фактов
сыграли свою положительную роль в истории
психологии. Они послужили основой для
построения первых научных теорий, объясняющих
сущность психологических феноменов и
человеческого поведения. Однако субъективизм
этих методов, их недостаточная надежность
и сложность явились причиной того, что
психология долгое время оставалась философствующей,
неэкспериментальной наукой, способной
предполагать, но не доказывать причинно-следственные
связи, существующие между психическими
и другими явлениями. Вместе с тем из-за
чрезмерно выраженного теоретизирования
она была фактически оторвана от практики.
Намерение сделать ее настоящей, более
или менее точной, практически полезной
наукой, не только описывающей, но и объясняющей
явления было связано с внедрением в нее
лабораторного эксперимента и измерения.
Попытки количественной оценки психологических
явлений предпринимаются начиная со второй
половины XIX в. Одной из первых таких попыток
было открытие и формулировка серии законов,
связывающих силу ощущений человека с
выраженными в физических величинах стимулами,
воздействующими на организм. К ним относятся
законы Бугера—Вебера, Вебера—Фехнера,
Стивенса, представляющие собой математические
формулы, при помощи которых определяется
связь между физическими стимулами и ощущениями
человека, а также абсолютный и относительный
пороги ощущений.