Представление о психологии и её принципах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 18:14, контрольная работа

Краткое описание

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в трактате «О душе», стала основой для развития психологии. Так, первоначально психология выступала как наука о душе.

Вложенные файлы: 1 файл

Самостоятельная психология.docx

— 71.83 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовский Государственный Университет имени Н.Г. Чернышевского»

 

Кафедра педагогической психологии и психодиагностики.

 

 

 

 

                               Самостоятельная  работа № 1

студентки заочной формы обучения с применением дистанционных образовательных     технологий 1 курса 106группы

факультета    психолого-педагогического и специального образования

специальность  Педагогическое образование. Дошкольное образование

Бакалавриат на базе СПО

                                           Фетисовой Ирины Ивановны

 

 

 

                                   Проверил: доцент

   И.В.Малышев

 

 

                                           

Саратов  2014

 

1.  Представление о  психологии и её принципах.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в трактате «О душе», стала основой для развития психологии. Так, первоначально психология выступала как наука о душе.

На современном этапе развития психологии предметом является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним.

«Слово «психология» появилось в XVI веке в западноевропейских текстах. Тогда языком учености была латынь. Составили же его из двух древнегреческих слов: «psyche» (душа) и «logia» (понимание, знание). В этих древнегреческих терминах осели смыслы, преобразованные двухтысячелетней работой великого множества умов.

Первоначально  термин «психология» относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека»[6,с.34]. Психология как сложная система развивающихся наук, тесным образом связанных с основными видами человеческой деятельности.

 «Психическая деятельность  как всякое земное явление  происходит во времени и пространстве»[5,с.22]

«Но в те времена психологии как отдельной науки еще не было. Кто же впервые изучил психологию ?Некогда студенты шутили, советуя на экзамене  по любому предмету на вопрос о том, кто его впервые изучал, смело отвечать: «Аристотель» (384—322 до н.э.). Этот древнегреческий философ и естествоиспытатель заложил первые камни в основание многих дисциплин. Его по праву следует считать также отцом психологии как науки. Им был написан первый курс общей психологии «О душе». Сначала он изложил историю вопроса, мнения своих предшественников и объяснил отношение к ним, а затем, используя их достижения и просчеты, предложил свои решения. Заметим, что касаясь предмета психологии, мы следуем в своем подходе к этому вопросу за Аристотелем.

Как бы высоко ни поднялась мысль Аристотеля, обессмертив его имя, невозможно сбрасывать со счетов поколения древнегреческих мудрецов, притом не только философов-теоретиков, но и испытателей природы, натуралистов, медиков. Их труды — это предгорья возвышающейся в веках вершины: учения Аристотеля о душе, которому предшествовали революционные события в истории представлений об окружающем мире»[3,с.34]

«Начало развития психологии  относится к последней четверти XIX в., когда оформилась научная психология. У истоков этой новой психологии стоит французский философ Рене Декарт (1596 - 1650). Латинский вариант его имени - Ренатус Картезиус, отсюда - термины: "картезианская философия", "картезианская интуиция" и т. п.

Декарт окончил иезуитскую школу, где проявил блестящие способности. Декарт считается родоначальником рационалистической философии, но и сделал выдающийся вклад  в развитие психологии»[1,с.53]

«Только к середине XIX века психология из разрозненных знаний стала самостоятельной наукой. Это вовсе не значит, что в предшествующие эпохи представления о психике (душе, сознании, поведении) были лишены признаков научности. Они прорезывались в недрах естествознания и философии, педагогики и медицины, в различных явлениях социальной практики.

Веками осознавались проблемы, изобретались гипотезы, строились концепции, готовившие почву для современной науки о психической организации человека. В.этом вечном поиске научно-психологическая мысль очерчивала грани своего предмета.»[3,с.45]

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний. В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир.

«Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество»[2.с.37]

Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Так, геология отличается от геодезии тем, что, имея предметом исследования Землю, первая из них изучает ее состав, строение и историю, а вторая - ее размеры и форму. Выяснение специфических особенностей явлений, изучаемых    психологией, представляет значительно большую трудность. Понимание этих явлений во многом зависит от мировоззрения, которого придерживаются люди, сталкивающиеся с необходимостью постигнуть психологическую науку.

Трудность состоит прежде всего в том, что явления, изучаемые психологией, издавна выделялись человеческим умом и отграничивались от других проявлений жизни как особые. В самом деле, совершенно очевидно, что мое восприятие пишущей машинки - это нечто совершенно особое и отличное от самой пишущей машинки и т.п. Так постепенно сложились представления о различных разрядах явлений, которые стали именовать психическими (психическими функциями, свойствами, процессами, состояниями и т.д.). Их особый характер видели в принадлежности к внутреннему миру человека, отличающемуся от того, что человека окружает, и относили к области душевной жизни, противопоставляемой реальным событиям и фактам. Эти явления группировались под названиями <восприятие>, <память>, <мышление>, <воля>, <чувства> и др., в совокупности образуя то, что именуется психикой, психическим, внутренним миром человека, его душевной жизнью и т.д. Психика заключает в себе внутреннюю картину мира, неотторжима от тела человека и представляет собой совокупный результат функционирования его организма,прежде всего центральной нервной системы, она обеспечивает возможность существования и развития человека в мире.

Поэтому задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое знание людей друг о друге. Оно закреплялось, передаваясь от поколения к поколению, в языке, в народном творчестве, в произведениях искусства.

Житейские психологические сведения, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания. Они могут быть довольно обширными,могут до известной степени способствовать ориентировке в поведении окружающих людей, могут быть в определенных пределах правильными и соответствующими действительности. Однако в целом такие знания лишены систематичности, глубины, доказательности и по этой причине не могут стать прочной основой для серьезной работы с людьми(педагогической,лечебной,организационной и т.п.), требующей научных, т.е. объективных и достоверных знаний о психике человека, позволяющих прогнозировать его поведение в тех или иных ожидаемых обстоятельствах.

Что же составляет предмет научного изучения в психологии? Это прежде всего конкретные факты психической жизни, характеризуемые качественно и количественно.

Как же можно определить предмет психологии?

Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своего отношения к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

Исторический опыт говорит, что знание о предметной области психологии складывалось и расширялось благодаря связи этой науки с другими науками - естественными, социальными, техническими.

Особое место среди отраслей психологии занимает теоретическая психология.

«Основными  принципами психологической науки, составляющих основу ее методологии, являются:

1. Принцип детерминизма (причинная  обусловленность)

- Психика обусловлена объективной  действительностью

- Все психические явления обусловлены  деятельностью мозга

- При изучении психических явлений  обязательно установить причины  и их вызвавшие

- Психика определяется образом  жизни

2. Принцип единства сознания  и деятельности

- Деятельность – форма активности  сознания

- Сознание – результат поведения  и деятельности

- Сознание образует внутренний  план деятельности

- Изменение содержания деятельности  способствует формированию качественно  нового уровня сознания

3. Принцип генетический – развития

- Психика постоянно развивается  и изменяется как количественно, так и качественно

- Характеристика психического  явления возможна при одновременном  выявлении его особенностей в  данный момент, истории его возникновения  и перспективы его изменений

4. Принцип объективности – единство  теории и практики

- отражение объективной истины

- проверка изученных закономерностей  на практике

5. Принцип научного изучения  психических явлений

- введение в исследование активных  преобразующих факторов (упражнения  в труде, в обучении и воспитании)

6. Принцип историзма»[4,с.135]

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4—5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии,а о комплексе развивающихся психологических наук.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение  в общую психологию, Москва  2002.-С.

2.Немов Р.С.  Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003

3.Петровский А.В.Введение в психологию.— Москва: Издательский центр «Академия», 1996.

4.Психология: Учебник для  студ высш. пед. учеб, заведений. -2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр <Академия>;Высшая школа, 2001

5.Сеченов И.М. Избр. философ, и психолог, произведения. - М., 1947.

6.Хрестоматия  по психологии .Составитель В. В. МИРОНЕНКО

Под редакцией профессора А. В. ПЕТРОВСКОГО

Москва «Просвещение» 1987

 

2.МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ  В ПСИХОЛОГИИ

«Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира»[1,с.31]

Все сказанное относится и к психологии. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это — методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук. 

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.  
Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения. Попытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются начиная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера—Вебера, Вебера—Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений. 

Информация о работе Представление о психологии и её принципах