Принято считать, что физиологической
основой воображения является актуализация
нервных связей, их распад, перегруппировка
и объединение в новые системы. Таким способом
возникают образы, не совпадающие с прежним
опытом, но и не оторванные от него. Сложность,
непредсказуемость воображения, его связь
с эмоциями дают основание предполагать,
что его физиологические механизмы связаны
не только с корой, но и с более глубоко
залегающими структурами мозга. В частности,
большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая
система.
Следует отметить, что воображение из-за
особенностей ответственных за него физиологических
систем в определенной мере связано с
регуляцией органических процессов и
движения.
Виды воображения
В воображении проявляются
все виды и уровни направленности личности;
они порождают и различные уровни воображения.
Различие этих уровней определяется прежде
всего тем, насколько сознательно и активно
отношение человека к этому процессу.
На низших уровнях смена образов происходит
самотеком, непроизвольно, на высших в
ней все большую роль играет сознательное,
активное отношение человека к формированию
образов[2,с.299].
Процессы воображения, как и
процессы памяти, могут различаться по
степени произвольности, или преднамеренности.
Крайним случаем непроизвольной работы
воображения являются сновидения, в которых
образы рождаются непреднамеренно и в
самых неожиданных и причудливых сочетаниях.
Непроизвольной в своей основе также является
деятельность воображения, развертывающаяся
в полусонном, дремотном состоянии, например
перед засыпанием.
Произвольное воображение имеет
для человека гораздо большее значение.
Этот вид воображения проявляется тогда,
когда перед человеком стоит задача создания
определенных образов, намеченных им самим
или заданных ему со стороны. В этих случаях
процесс воображения контролируется и
направляется самим человеком. В основе
такой работы воображения лежит умение
произвольно вызывать и изменять нужные
представления.
Среди различных видов и форм
произвольного воображения можно выделить
воссоздающее воображение, творческое
воображение и мечту. Воссоздающее воображение
проявляется тогда, когда человеку необходимо
воссоздать представление объекта, как
можно более полно соответствующее его
описанию. Чаще всего мы сталкиваемся
с воссоздающим воображением, когда необходимо
воссоздать какое-либо представление
по словесному описанию. Однако бывают
случаи, когда мы воссоздаем представление
о каком-либо предмете не пользуясь словами,
а на основе схем и чертежей. Следовательно,
процесс воссоздающего воображения тесно
связан с мышлением человека и его памятью.
Следующий вид произвольного
воображения - творческое воображение.
Оно характеризуется тем, что человек
преобразует представления и создает
новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно
намечая контуры создаваемого образа
и выбирая для него необходимые материалы
[4,с.286].
Особой формой воображения
является мечта. Суть данного типа воображения
заключается в самостоятельном создании
новых образов. При этом мечта имеет ряд
существенных отличий от творческого
воображения. Во-первых, в мечте человек
всегда создает образ желаемого, тогда
как в образах творческих вовсе не всегда
воплощаются желания их создателя. В мечтах
находит свое образное выражение то, что
влечет к себе человека, к чему он стремится.
Во-вторых, мечта - это процесс воображения,
не включенный в творческую деятельность,
т. е. не дающий немедленно и непосредственно
объективного продукта в виде художественного
произведения, научного открытия, технического
изобретения и т. д.
Главной особенностью мечты
является то, что она направлена на будущую
деятельность, т. е. мечта — это воображение,
направленное на желаемое будущее [4,с.288].
Следует отметить, что эти типы
мечты являются активными, произвольными
и сознательными психическими процессами.
Однако воображение может существовать
и в другой — пассивной форме, которая
характеризуется непроизвольной игрой
воображения. Примером такого непроизвольного
воображения, как мы уже говорили, является
сон.
Если произвольное, или активное,
воображение преднамеренно, т. е. связано
с волевыми проявлениями человека, то
пассивное воображение может быть преднамеренным
и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное
воображение создает образы, не связанные
с волей. Эти образы получили название
грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается
связь воображения с потребностями личности.
Легко предугадать, о чем будет грезить
человек, с волнением ожидающий значимого
для него события. Людям свойственно грезить
о приятном, заманчивом. Но если грезы
начинают подменять деятельность и преобладать
в психической жизни личности, то это уже
свидетельствует об определенных нарушениях
психического развития. Преобладание
грез в психической жизни человека может
привести его к отрыву от реальной действительности,
уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь,
начинает тормозить психическое и социальное
развитие этого человека.
Непреднамеренное пассивное
воображение наблюдается при ослаблении
деятельности сознания, его расстройствах,
в полудремотном состоянии, во сне и т.
д. Наиболее показательным проявлением
пассивного воображения являются галлюцинации,
при которых человек воспринимает несуществующие
объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются
при некоторых психических расстройствах.
Таким образом, при классификации
видов воображения исходят из двух основных
характеристик. Это степень проявления
волевых усилий и степень активности,
или осознанности[4,с.276].
Список литературы
1.Мещерякова Б. Г. и ЗинченкоВ.
П.. Большой психологический словарь. /
— 1983.
2Немов, Р.С. Психология [Текст]:
Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений
в трех книгах/Р.С.Немов.. - 2-е изд. – М. Просвещение:
Владос, 1995. Книга 1. -
3. Овчаренко В.И.Классический
и современный психоанализ. Программы
курсов испецкурсов. М.: Академический
проект, 2000. – 622 с. (Электронная версия
с изменениями и дополнениями
4.Рубинштейн, С.Л. Основы общей
психологии [Текст] / С.Л.Рубинштейн. - СПб.;
Питер, 2007.
.
4. Внимание, его свойства,
функции и вид.
«Внимание — один из тех познавательных
процессов человека, в отношении сущности
и права на самостоятельное рассмотрение
которых среди психологов до сих пор нет
согласия, несмотря на то, что его исследования
ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают,
что как особого, независимого процесса
внимания не существует, что оно выступает
лишь как сторона или момент любого другого
психологического процесса или деятельности
человека. Другие полагают, что внимание
представляет собой вполне независимое
психическое состояние человека, специфический
внутренний процесс, имеющий свои особенности,
несводимые к характеристикам других
познавательных процессов. В качестве
обоснования своей точки зрения сторонники
последнего мнения указывают на то, что
в мозге человека можно обнаружить и выделить
особого рода структуры, связанные именно
с вниманием, анатомически и физиологически
относительно автономные от тех, которые
обеспечивают функционирование остальных
познавательных процессов. Указывалось,
в частности, на роль ретикулярной формации
в обеспечении внимания, на ориентировочный
рефлекс как его возможный врожденный
механизм и, наконец, на доминанту, исследованную
и описанную в связи с вниманием А.Ухтомским.»[1]
Действительно, в системе психологических
феноменов внимание занимает особое положение.
Оно включено во все остальные психические
процессы, выступает как их необходимый
момент, и отделить его от них, выделить
и изучать в «чистом» виде не представляется
возможным. С явлениями внимания мы имеем
дело лишь тогда, когда рассматривается
динамика познавательных процессов и
особенности различных психических состояний
человека. Всякий раз, когда мы пытаемся
выделить «материю» внимания, отвлекаясь
от всего остального содержания психических
феноменов, она как бы исчезает.
Однако нельзя не видеть и особенностей
внимания, красной нитью проходящих через
все другие психические явления, где оно
проявляется, не сводимых к моментам различных
видов деятельности, в которые включен
человек. Это — наличие в нем некоторых
динамических, наблюдаемых и измеримых
характеристик, таких как объем, концентрация,
переключаемость и ряд других, непосредственно
к познавательным процессам типа ощущений,
восприятия, памяти и мышления не относящихся.
Правильное решение обсуждаемой
проблемы состоит в том, чтобы попытаться
соединить и учесть обе точки зрения, т.е.
увидеть во внимании и сторону процессов
и явлений, и нечто самостоятельное, независимое
от них.
В чем же сущность этого процесса
и одновременно состояния психики человека?
Рассмотрим этот вопрос сначала иллюстративно,
а затем в более точном его определении.
Одной из характернейших особенностей
нашей духовной жизни, писал известный
американский психолог Э.Титченер, является
тот факт, что, находясь под постоянным
наплывом все новых и новых впечатлений,
мы отмечаем и замечаем лишь самую малую,
ничтожную их часть1. Только эта
часть внешних впечатлений и внутренних
ощущений выделяется нашим вниманием,
выступает в виде образов, фиксируется
памятью, становится содержанием размышлений.
«Внимание можно определить
как психофизиологический процесс, состояние,
характеризующее динамические особенности
познавательной деятельности. Они выражаются
в ее сосредоточенности на сравнительно
узком участке внешней или внутренней
действительности, которые на данный момент
времени становятся осознаваемыми и концентрируют
на себе психические и физические силы
человека в течение определенного периода
времени.»[3,С.98]
Внимание — это процесс
сознательного или бессознательного (полусознательного)
отбора одной информации, поступающей
через органы чувств, и игнорирования
другой.
Внимание человека обладает
пятью основными свойствами: устойчивостью,
сосредоточенностью, переключаемостью,
распределением и объемом.
Устойчивость внимания проявляется
в способности в течение длительного времени
сохранять состояние внимания на каком-либо
объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь
и не ослабляя внимание. Устойчивость
внимания может определяться разными
причинами. Одни из них связаны с индивидуальными
физиологическими особенностями человека,
в частности со свойствами его нервной
системы, общим состоянием организма в
данный момент времени; другие характеризуют
психические состояния (возбужденность,
заторможенность и т.п.), третьи соотносятся
с мотивацией (наличием или отсутствием
интереса к предмету деятельности, его
значимостью для личности), четвертые
— с внешними обстоятельствами осуществления
деятельности.
Люди со слабой нервной системой
или перевозбужденные могут довольно
быстро утомляться, становиться импульсивными.
Человек, который не очень хорошо чувствует
себя физически, также, как правило, характеризуется
неустойчивым вниманием. Отсутствие интереса
к предмету способствует частому отвлечению
внимания от него, и, напротив, наличие
интереса сохраняет внимание в повышенном
состоянии в течение длительного периода
времени. При обстановке, которая характеризуется
отсутствием внешне отвлекающих моментов,
внимание бывает достаточно устойчивым.
При наличии множества сильно отвлекающих
раздражителей оно колеблется, становится
недостаточно устойчивым. В жизни характеристика
общей устойчивости внимания чаще всего
определяется сочетанием всех этих факторов,
вместе взятых.
Сосредоточенность внимания
(противоположное качество — рассеянность)
проявляется в различиях, которые имеются
в степени концентрированности внимания
на одних объектах и его отвлечении от
других. Человек, к примеру, может сосредоточить
свое внимание на чтении какой-нибудь
интересной книги на занятии каким-либо
увлекательным делом и не замечать ничего,
что происходит вокруг. При этом его внимание
может быть сконцентрировано на определенной
части читаемого текста, даже на отдельном
предложении или слове, а также более или
менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность
внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия
рассматриваются как синонимы.
Переключаемость внимания понимается
как его перевод с одного объекта на другой,
с одного вида деятельности на иной. Данная
характеристика человеческого внимания
проявляется в скорости, с которой он может
переводить свое внимание с одного объекта
на другой, причем такой перевод может
быть как непроизвольным, так и произвольным.
В первом случае индивид невольно переводит
свое внимание на что-либо такое, что его
случайно заинтересовало, а во втором
— сознательно, усилием воли заставляет
себя сосредоточиться на каком-нибудь,
даже не очень интересном самом по себе
объекте. Переключаемость внимания, если
она происходит на непроизвольной основе,
может свидетельствовать о его неустойчивости,
но такую неустойчивость не всегда есть
основание рассматривать как отрицательное
качество. Она нередко способствует временному
отдыху организма, анализатора, сохранению
и восстановлению работоспособности нервной
системы и организма в целом.
С переключаемостью внимания
функционально связаны два разнонаправленных
процесса: включение и отвлечение внимания.
Первый характеризуется тем, как человек
переключает внимание на нечто и полностью
сосредоточивается на нем; второй — тем,
как осуществляется процесс отвлечения
внимания.
Все три обсуждаемые характеристики
внимания связаны, помимо прочего, со специальными
свойствами нервной системы человека,
такими, как лабильность, возбудимость
и торможение. Соответствующие свойства
нервной системы непосредственно определяют
качества внимания, особенно непроизвольного,
и поэтому их следует рассматривать в
основном как при-родно обусловленные.
Виды внимания
Внимание в жизни и деятельности
человека выполняет много различных функций.
С ним связаны направленность и избирательность
познавательных процессов. Рассмотрим
основные виды внимания. Таковыми являются
природное и социально обусловленное
внимание, непосредственное и опосредствованное
внимание, непроизвольное и произвольное
внимание, чувственное и интеллектуальное
внимание.