Представления о времени на разных возрастных этапах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Современная цивилизация характеризуется невиданными скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Сегодня человеку любого возраста, профессии, специальности требуется умение анализировать время, тонко его чувствовать, рациональнее использовать и гораздо больше ценить. Ребенку же жизненно необходима ориентировка во времени, оно служит базисом его личностной культуры. Дети, еще не имеют жизненного опыта, которым обладают взрослые, но они имеют преимущество в том, что у них еще со¬хранились колоссальные природные возможности, к которым, в частности, относится развитие природосообразного эстетического чувства времени. Обладая развитым чувством времени, дети способны управлять собой и любой ситуацией, в которой они оказываются.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое основы развития у детей чувства времени в психолого-педагогической и методической литературе ……………………………………5
1.1. Понятие «чувство времени» ………………………………………………..5
1.2. Время и физиологическая основа временных представлений у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….9
1.3. Особенности формирования времени детьми старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………..14
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса развития у детей старшего дошкольного возраста чувства времени………………………………………..17
2.1. Диагностика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….17
2.2. Особенности развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….19
2.3. Анализ существующих образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений…………………………………………………….25
Заключение ………………………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа рыжков.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

Данное задание дети исполняли охотно. Многие дети прыгали, скакали, некоторые дети танцевали в ритме и темпе выбранного животного. Другие дети в основном чувствовали только темп, однако ритмические особенности музыки в движениях детей практически не наблюдались. При включении в художественную деятельность дети не всегда чувствовали единство ритма, времени и пространства, что соответствует ситуативному уровню проявления чувства времени.

Экспериментальная группа

Уровни

Физическое

Психическое

Художественное

Спонтанный

52%

48%

56 %

Ситуативный

28%

40%

36%

Константный

16 %

8 %

4 %


 

Все эти задания носят не только диагностический, но и развивающий характер. Уже после выполнения этих заданий у детей начинают проявляться те или иные умения, характеризующие чувство времени.

Анализ результатов эксперимента позволил нам обнаружить в целом ситуативный уровень развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. Однако, мы выяснили, что у детей есть потребность и стремление познавать окружающий мир, найти свое место в нем. Дети понимают ценность времени, в котором они живут, которое принадлежит им, но с трудом понимают значимость прошлого опыта людей и того времени, в котором они жили. Им легче ориентироваться в реальном времени, чем в отраженном. Это объясняется тем, что практически освоенное время осознается детьми быстрее, чем интеллектуальным мыслительным способом. Однако наличие детей с константным уровнем проявления чувства времени, позволяют предположить, что у детей можно сформировать адекватные точные представления о разнообразных характеристиках времен и его ценности в жизнедеятельности людей. Но для этого в дошкольном учреждении должны быть созданы определенные условия, разработана система игр, включающая дидактические, творческие игры и игры-упражнения.

 

    1. Анализ современных образовательных программ для дошкольных образовательных программ

 

Лишь при условии выявления возможностей и содержания работы в дошкольном образовательном учреждении, можно развивать чувство времени. Для этого необходимо рассмотреть современные образовательные программы с точки зрения развития чувства времени в образовательной, воспитательной и игровой деятельности детей.

В развитии чувства времени образовательные программы имеют достаточно высокий потенциал, хотя последовательная и плановая работа в данном направлении не предусмотрена.

В основе программы «Радуга» лежит идея развития детей в процессе игры, поскольку авторы считают, что преобладание в течение всего дня игровой деятельности поможет создать в дошкольном учреждении атмосферу эмоционального тепла, защищенности и покоя. В программе во всех видах деятельности используются сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры с правилами. При этом практически не уделяется внимание развитию у детей чувства времени, нет выраженной системы, хотя определенные предпосылки к созданию условий для развития данного качества ребенка имеются.

Программа «Развитие» предполагает развитие интеллектуальных и творческих способностей детей во всех возрастных группах, которое можно рассматривать как возможность развития чувства времени: интеллектуальное развитие включает освоение линейного времени, а творческое основано на развитии художественного времени. Игровая деятельность является существенной составляющей жизни детей в детском саду и может способствовать развитию психического времени. Идея Л.А.Венгера об амплификации (обогащение, наполнение) развития ребенка, предполагает гармонизацию внутренних процессов. Как возможность развития представлений о времени можно рассматривать положение программы об универсальных действиях ориентировки детей в окружающей среде.

Программа «Истоки» нацелена на развитие разносторонних способностей детей. На музыкальных занятиях реализуются задачи формирования запаса впечатлений, как представлений о прошлом; развивается умение выражать в естественных пантомимических движениях динамику музыкального образа, что способствует координации и синхронизации ритма, времени и пространства. Как видно из задач программы, развитие чувства времени особо не выделено. Однако необходимо отметить гармонизирующее начало символики программы («солнышко», «цветок», «яблоко», «детское личико»). По структуре и по направленности эти символы изначально гармонизируют личность, что является немаловажным в развитии чувства времени у детей.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» задача по развитию чувства времени не ставится, но отчасти решается в разделах «Развитие элементарных математических представлений» и «Ориентировка во времени» по методике Т.Д.Рихтерман. Детей знакомят с измерением времени (1, 3, 5, 10 минут), тренируют чувство линейного времени, способность заканчивать задания точно по времени с часами и без часов.

Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Ритмическая мозаика» направлена на развитие ритмической пластики, двигательных умений, умения передавать метроритм, на тренировку психических процессов, что немаловажно для развития психического вида времени. Чувства времени и пространства развиваются в процессе ориентации в пространстве. Детям даются такие понятия, как «большой - маленький», «быстро - медленно», «далеко - близко», «долго - недолго».

Программа «Синтез искусств в эстетическом воспитании» по своему характеру является развивающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия произведений различных видов искусства. Данная программа имеет достаточный потенциал для развития художественного времени средствами различных видов искусств. В ней не вынесены отдельно задачи развития эстетических чувств: чувства ритма, времени и пространства, но в содержании программы даются представления о временном характер произведения литературы, о временном развитии музыкального образа. В процессе ритмически организованной деятельности дети учатся ориентироваться во времени и пространстве, перестраиваться и адаптироваться в нем.

Так же была проанализирована программа «Хронос». Она не повторяет структуру учебных программ и не связана с отдельным видом деятельности. Программа условно разделена на блоки, которые направлены на развитие основных видов времени. Дети знакомятся с различными признаками времени, а также усваивают разные свойства времени. Программа «Хронос» рассчитана на практическое применение приемов и методов в любых ситуациях, на занятиях, в игровой и самостоятельной деятельности, в развлечениях, а так же по мере необходимости организации эстетической среды и эстетической деятельности детей.

Итак, проанализировав современные образовательные программы, можно сделать вывод, что практически все программы используют игровую деятельность как ведущий вид деятельности. В процессе развития разнообразных способностей у детей не предполагается развитие чувства времени как эстетического феномена, кроме программы «Хронос», которая была специально разработана для кинестетического развития детей. Но необходимо отметить, что в рамках каждой программы можно осуществлять организацию игровой, познавательной деятельности по развитию чувства времени. По эстетическому развитию детей наиболее разработана программа «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста», она же имеет большие возможности в развитии чувства времени.

Выводы по первой главе.

Изучив и проанализировав методическую и психолого-педагогическую литературу по формированию чувства времени как эстетического феномена можно сделать некоторые педагогические выводы:

  • Эстетическое чувство времени – это природосообразная эстетическая способность личности гармонизировать, синхронизировать и регулировать виртуальный и реальный мир. Единство художественной, творческой и эстетической деятельности – вот тот путь, который позволяет развивать у ребенка чувство времени как эстетическую способность.
  • Восприятие времени как сбалансированного чувства природных, социальных, космических процессов становится эстетическим феноменом, то есть эстетическим качеством личности, в процессе развития у детей разнообразного чувствования времени. Разные виды времени создают полифонию чувств ребенка и помогают их синхронизировать и гармонизировать.
  • Прежде чем время становится эстетическим чувством, ребенок проходит стадии развития: адаптации, ориентации, вчувствования, осознания.
  • Научившись регулировать психическое и объективное время, чувствовать временные изменения, синхронизировать процессы, ребенок приобретает эстетическую способность управлять чувством времени.
  • Игра, как ведущий вид деятельности дошкольного возраста, является неотъемлемой и существенной частью детской жизни.
  • Практически все программы используют игровую деятельность как ведущий вид деятельности.

Заключение

 

Развитие у детей чувства времени – это лишь одна сторона эстетического развития детей, но она очень действенная и результативная, поскольку процессы чувственного восприятия мира в целом необратимы – они оставляют «след» в душе ребенка и при благоприятных условиях вновь и вновь восстанавливаются и заявляют о себе в полную силу.

Наше исследование развертывалось на основе анализа философских и психолого-педагогических исследований, который позволил нам выявить сложившиеся в науке различные концепции о времени. Оно было посвящено проблеме развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. В ходе исследования гипотеза подтвердилась.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться, самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

 

Список литературы:

 

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества/ М.М. Бахтина. – М.: Искусство, 1986. - 445с.
  2. Буров А.И. Эстетическая сущность / А.И. Буров. – М.: Психология, 1956 – 308 с.
  3. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве / Л.Я. Дорфман. – М.: Смысл, 1997. 424с.
  4. Изард К.Е. Эмоция человека  / К.Е. Изард. – М.: Изд-во МГУ, 1980.- 440с.
  5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 176 с.
  6. Лобова А.Ф. Теоретические основы формирования у детей эстетического отношения к человеку/ А.Ф. Лобова. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2000.-156с.
  7. Лобова А.Ф. , Дрень О. Е. Развитие чувства ритма у детей в музыкально – игровой деятельности / А.Ф. Лобова, О. Е. Дрень. Монография для методистов, воспитателей, музыкальных работников ДОУ/ Уральский государственный университет – Екатеринбург, 2003.- 156с.
  8. Москвин В.А. Попович В.В. Философски-психологические аспекты исследования категории времени // Вопросы психологии 2004. №5
  9. Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Значение текста как внутренний образ / Н.Л. Мусхелишвили, Ю.А. Шрейдер. Вопросы психологии. 1997. №3.
  10. Муравьев В. Овладение временем. М., 1998.
  11. Немировская М.А. Развитие чувства времени: психоаналитическая точка зрения // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. №6.
  12. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. СПб., 2005.
  13. Нурутдинова А.Р. Этико-эстетическое воспитание/ А.Р. Нурутдинова. Педагогика – 2006 - №10 – С. 87-93
  14. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М., 1991.
  15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. М.: Академический проект 1999 – 508 с.
  16. Рубинштейн С.Л. О восприятии времени и пространства // Мир психологии. 1999. №4.
  17. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 - 336с.
  18. Торошилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет/ Е.М. Торошилова Т.В. Морозова. – М.: Деловая книга - 2001 – 287 с.
  19. Тарабанова Т.И., Соколова Е.И. Детям о времени. Ярославль, 1996.
  20. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии/ Г.А. Урунтаева. – М.: Просвещение, 1997.-188с.
  21. Феано. Хронос. М., 2003.
  22. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада/ под ред. Н.А.Ветлугиной – М.: Просвещение – 1985 – 208 с.
  23. Эльконин Д.Б. Психология игры/ Д.Б. Эльконин – М.: Педагогика, 1978. – 304с.
  24. Эльконинова Л.И. Предметность детской игры в контексте понимания игрового и сказочного пространства-времени // Мир психологии. 1999. №4.
  25. Яфальян А.Ф., Дрень О.Е. Развитие у детей чувства времени: Учебно-методическое пособие. – Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2006. – 99с.

 


Информация о работе Представления о времени на разных возрастных этапах