Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 14:19, курсовая работа
Современная цивилизация характеризуется невиданными скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Сегодня человеку любого возраста, профессии, специальности требуется умение анализировать время, тонко его чувствовать, рациональнее использовать и гораздо больше ценить. Ребенку же жизненно необходима ориентировка во времени, оно служит базисом его личностной культуры. Дети, еще не имеют жизненного опыта, которым обладают взрослые, но они имеют преимущество в том, что у них еще со¬хранились колоссальные природные возможности, к которым, в частности, относится развитие природосообразного эстетического чувства времени. Обладая развитым чувством времени, дети способны управлять собой и любой ситуацией, в которой они оказываются.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое основы развития у детей чувства времени в психолого-педагогической и методической литературе ……………………………………5
1.1. Понятие «чувство времени» ………………………………………………..5
1.2. Время и физиологическая основа временных представлений у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….9
1.3. Особенности формирования времени детьми старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………..14
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса развития у детей старшего дошкольного возраста чувства времени………………………………………..17
2.1. Диагностика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….17
2.2. Особенности развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….19
2.3. Анализ существующих образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений…………………………………………………….25
Заключение ………………………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………………………..
Основываясь на выводах первой главы, было выявлено, что диагностика на выявление уровня развития эстетического чувства времени разработана в работах А.Ф. Яфальян и О.Е. Дрень [25]. Она включает в себя выявление физического, психического и художественного времени. В этой диагностике определены компоненты, показатели и уровни сформированности чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.
Уровни проявления чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.
КОМПОНЕНТЫ |
ПОКАЗАТЕЛИ |
Физическое |
1. Умение чувствовать временные отрезки, планировать свою деятельность на это время и заканчивать ее вовремя без контроля по часам. 2. Умение выделять цикличность во времени (дни, недели, месяцы, времена года, годы), определять их последовательность во времени. 3. Умение адекватно реагировать на физическое время. |
Психическое |
|
Художественное |
1. Умение выделять и
характеризовать время в 2. Умение выявлять цикличность
в эмоциональных переживаниях
героев и сопереживать им в
процессе драматургического 3. Умение чувствовать
в художественных |
При определении уровня эстетического развития А.Ф. Яфальян и
О.Е. Дрень учитывали градацию уровней, предложенную А.Ф.Лобовой (неэстетический, предэстетический и собственно эстетический). С учетом особенностей исследуемого качества личности и возрастных особенностей детей дошкольного возраста они предложили иной подход к определению уровней, сохранили не количественные, а качественные характеристики уровней. К ним они относят спонтанный, ситуативный, константный уровни развития чувства времени.
Спонтанный уровень.
1. Физическое время. Не чувствует временные отрезки, не умеет выделять цикличность во времени; неадекватно реагирует на физическое время, постоянно теряет ориентацию во времени.
2. Психическое время. Не может свободно перемещаться в прошедшее время; не умеет создавать образ будущего в деталях и в развитии; не выделяет взаимосвязи ритма, пространства и времени.
3. Художественное время.
Не выделяет и не
Ситуативный уровень.
1. Физическое время. Чувствует временные отрезки при неоднократном повторении, выделяет не все и не полностью временные циклы; неадекватно реагирует на физическое время, если эмоционально нестабилен.
2. Психическое время. С
помощью педагога может
3. Художественное время.
Выделяет и характеризует
Константный уровень.
1. Физическое время. Чувствует временные отрезки; умеет выделять цикличность во времени; адекватно реагирует на физическое время.
2. Психическое время. Может
свободно перемещаться в
3. Художественное время.
Выделяет и характеризует
Каждому уровню соответствуют баллы: спонтанному уровню – 1балл; ситуативному уровню – 2 балла; константному уровню – 3 балла.
2.2 Особенности
развития чувства времени у
детей старшего дошкольного
В соответствии с выделенными критериями, показателями и уровнями проявления чувства времени А.Ф. Яфальян и О.Е. Дрень была составлена система диагностических заданий по выявлению уровней развитости физического, психического и художественного чувства времени в процессе игровой деятельности детей.
В диагностике принимали участие 7 детей подготовительной группы детского сада № 1 с. Ермаковское. Им предлагались задания в трех направлениях:
1) на выявление уровня
восприятия у детей
2) на выявление у них уровня развития психического времени;
3) на выявление уровня
их отношения к
Перед проведением первого и второго заданий мы познакомили детей с приборами, которыми можно измерять время – механическими и песочными часами. Сначала дети смотрели, как в песочных часах пересыпается песок за 1 минуту. После этого было дано задание.
Задание 1. «Нарисуй картинку»
Детям предлагалось на альбомном листе карандашами нарисовать картинку, за одну минуту аккуратно, не торопясь. Можно смотреть на песочные часы и контролировать время, когда весь песок пересыплется, следует прекратить рисовать.
Дети с интересом восприняли задание, но во время выполнения постоянно отвлекались на часы, шумно обсуждали, кто успеет быстрее. В итоге рисунок был нарисован у некоторых детей не аккуратно (Коля А., Дима В.), у других не был закончен к концу минуты (Настя М.). Интересно заметить, что после окончания временного интервала дети продолжили рисовать рисунки, не обращая внимания на часы. Возможно, это говорит о том, что дети не приняли инструкцию.
Задание 2. «Танец листьев»
Детям предлагается в течение одной минуты с закрытыми глазами изображать танец листочков на ветру. Танцевать нужно прекратить в тот момент, когда, по их мнению, истечет минута.
Дети выполняли движения свободно, не задумываясь, не чувствуя временных отрезков (Настя Т.). Лишь при повторении задания, ребята немного собрались, но, тем не менее, постоянно теряли ориентацию во времени.
Задание 3. Игра «Всему свое время»
Детям было предложено встать в круг, а педагог поочередно каждому бросал мяч, задавая вопросы: «Когда люди спят?», «В какое время суток люди просыпаются?», «В какое время суток начинает темнеть?», «В какое время года холодно?», «Когда птицы улетают на юг?», «Когда начинается учебный год?», «В какой день начинается новый год?» и т.д.
С этим заданием справились практически все дети, это говорит о том, что в подготовительной к школе группе ведется систематическая работа по формированию представлений о времени (знакомство со временами года, частями суток, даются понятия о цикличности времени). Уровень восприятия физического времени в этом задании – константный.
II. Диагностика психического
Психические процессы постоянно изменяются, отслеживать их значительно сложнее, чем какие-либо иные умения детей, поэтому следующие диагностические задания проводились индивидуально.
Задание 1. «Путешествие в прошлое».
Ребенку предлагалось на машине времени переместиться в прошлое своей семьи, представляя развитие событий в зеркальном отражении, то есть рассказывать, используя прием обратного «прокручивания» времени. Это задание оказалось сложным для детей. Дети с удовольствием рассказывали о своей семье, но трудность состояла в том, что они не могли свободно перемещаться в прошлое, не использовали прием обратного прокручивания (Коля А., Настя М.). Это задание выявило неумение синхронизировать время и свободно в нем перемещаться.
Задание 2. «Путешествие в будущее».
Способность создавать образ будущего в деталях и в развитии - одна из самых важных способностей в развитии чувства времени.
Продолжая диагностику, мы использовали ту же машину времени. Она перемещала ребенка в будущее. Ему предлагалось рассказать о событиях жизни, которые его ожидают: это может быть ближайшее будущее («как я буду учиться в старших классах»), далекое будущее («когда я стану бабушкой») или будущее на другой планете («что я увижу на другой планете»).
Дети с увлечением включались в эту работу, некоторые дети выбирали ближайшее будущее, другие, очень немногие, будущее на другой планете. Дети выбравшие «путешествие в ближайшее будущее» (Коля К.)составляли рассказ на основе представлений о школе, которые были получены на занятиях с воспитателем. Образы будущего создавались детьми фрагментарно, иногда прослеживалось единство пространства и времени (ситуативный уровень). Дети выбравшие «путешествие на другую планету» (Настя Т., Ваня С.) рассказывали о супергероях из мультфильмов, но дети не могли создать образ будущего в деталях, не могли развить сюжет, не выделяли взаимосвязи пространства и времени (спонтанный уровень).
Задание 3. «Ветер».
Целью этого задания было выявление способности чувствовать единство ритма, пространства и времени в окружающем мире и соотносить это с внутренним чувством времени. Детям предлагалось свободно разместиться в зале и по команде начать передвигаться в разных направлениях. Условия задания: передвигаться нужно так, чтобы не сталкиваться с другими детьми и не мешать им в передвижении. Следует также учитывать характер команды: «Спокойный ветер» - передвигаться медленно, «Сильный ветер» - перемещаться, быстро подпрыгивая, «Вихрь» - очень быстро и легко бежать, меняя направление движения, «Стоп» - сразу же, но очень мягко остановиться.
Выполнение задания особого затруднения не вызвало. Большинство ребят справились с предложенным заданием, однако не все учитывали характер заданий (Настя Т., Коля К.), что говорит о том, что дети плохо чувствуют единство ритма, пространства и времени.
III. Диагностика художественного времени.
Задание 1. Игра «Машина времени».
Это задание-игра позволяет определить умение детей характеризовать художественное время. Детям предлагается по знакомой сказке попутешествовать в машине времени. Каждый раз при перемещении во времени или упоминании о времени машина времени делает остановку и «водитель» машины рассказывает, почему он сделал остановку. Чем больше остановок сделала машина, тем больше очков получает участник игры.
Дети самостоятельно не выделяли время в сказках, это происходило только с помощью педагога. Только после многократного повторения задания дети стали выделять и характеризовать время в художественных произведениях. Это еще раз подтверждает, что эти задания можно использовать не только для диагностики, но и для развития видов времени.
Задание 2. «Что чувствует твой любимый герой».
Это задание направлено на выявление цикличности в эмоциональных переживаниях героев и умения сопереживать им в процессе драматургического построения сюжета. Детям предлагалось вспомнить любимую сказку или рассказ, в котором герой переживает по поводу каких-либо событий.
При проведении этого задания дети выбирали сказки и рассказы знакомые в этом возрасте. Это «Гуси-лебеди», «Сказка о золотой рыбке», «Волк и семеро козлят», «Кто сказал «мяу»?». В этих произведениях действительно ярко прослеживается развитие чувств героев, однако дети (Ваня С.) просто пересказывали сказки, и в их повествовании прослеживалось лишь спонтанное эмоциональное сопереживание героям (спонтанный уровень).
Задание. 3. «Щелкунчик и его друзья» или «Карнавал животных».
Это задание-сказка выявляет умение чувствовать в художественных произведениях единство ритма, времени и пространства и передавать их в собственной художественной деятельности. Детям предлагалось прослушать «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского. Педагог под музыку рассказывал о том, что Щелкунчик собрался на карнавал, а у него нет друзей, но он очень хочет устроить себе и другим праздник. Детям предлагалось придумать разнообразных героев, которые могли бы стать друзьями Щелкунчика. Условие было одно: все герои должны быть разные, и танцевать на балу они должны свой танец, который характеризует их характер, подвижность, особенности, величину. Педагогом давались примеры: черепаха медлительная и малоподвижная, воробей быстрый и легкий, слон тяжелый и неповоротливый, кошка мягкая и изящная и т.д. Во время карнавала включалась та же музыка, и детям предлагалось двигаться свободно по всему залу в ритме и темпе выбранного животного, не сталкиваясь с другими «животными».
Информация о работе Представления о времени на разных возрастных этапах