Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:11, реферат
Цель работы определить сущность конфликтной ситуации и выявить наиболее эффективные способы ее преодоления.
Задачи работы:
обозначить понятие конфликтной ситуации;
указать ее основные особенности;
Введение………………………………………………………………………………..3
1. Конфликтная ситуация
1.1. Понятие конфликтной ситуации…………………………………………………4
1.2. Причины возникновения конфликтных ситуаций………………………………5
2. Конфликт
2.1. Понятие конфликта………………………………………………………………..9
2.2. Типы и виды конфликтов………………………………………………………...11
2.3. Причины конфликтов…………………………………………………………….12
3. Способы преодоления конфликтов, и разрешения конфликтных ситуаций
3.1. Конфликтология………………………………………………………………….15
3.2. Структурные способы преодоления конфликтной ситуации…………….….17
3.3. Способы преодоления межличностных конфликтов…………………………18
Выводы………………………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………
Внутриличностный конфликт может
также возникнуть в результате того,
что производственные требования не
согласуются с личностными
2. Межличностный конфликт самый распространенный. Чаще всего это борьба руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п. Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее начальство выделить их именно ему, а не другому руководителю.
Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей, т.е. люди с разными характерами, несовместимыми темпераментами просто не в состоянии ладить друг с другом.
3. Конфликт между личностью и
группой. В связи с тем, что
производственные группы
4. Межгрупповой конфликт. Поскольку структурно организации обычно состоят из множества как формальных, так и неформальных групп между группами могут возникнуть конфликты.
По степени проявления конфликты бывают скрытые и открытые.
Скрытые конфликты затрагивают обычно двух человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют. Но при нарастании эмоциональной напряженности конфликтная ситуация выходит из-под контроля и превращается в открытый конфликт.
Как разновидность конфликта
2.3. Причины конфликтов
Каждый конфликт имеет свою причину возникновения. Н.И. Кабушкин выделяет следующие группы причин, порождающих конфликты:
1. Недостаточная согласованность
и противоречивость целей
Чтобы избежать конфликта, необходимо уточнить цели и задачи каждого подразделения и работника, передав соответствующие предписания в устной или письменной форме.
2. Нечеткое разграничение прав и обязанностей. Следствием этого является двойное или тройное подчинение исполнителей, когда подчиненный вынужден:
а) сам ранжировать поступившие приказы по степени их важности по своему усмотрению;
б) требовать этого от своего непосредственного руководителя;
в) хвататься за все подряд.
3. Ограниченность ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство решает, как правильно распределить материалы, людские ресурсы, финансы и т.п. между различными группами, чтобы достигнуть целей организации. Выделение большей доли ресурсов одним вызовет недовольство и приведет к различным видам конфликта.
4. Недостаточный уровень
5. Необоснованное публичное
6. Противоречия между функциями, входящими в круг должностных обязанностей работника, и тем, что он вынужден делать по требованию руководителя.
7. Различия в манере поведения
и жизненном опыте.
8. Неопределенность перспектив роста. Если сотрудник не имеет перспективы роста или сомневается в ее существовании, то работает без энтузиазма, и трудовой процесс становится для него тягостным и бесконечным.
9. Неблагоприятные физические
10. Недостаточность
11. Психологический феномен.
Рассматривая причины
Причинами конфликта могут быть
и беспринципность
На сегодняшний день существует множество классификаций видов конфликтов. Приведем некоторые из них.
Классификация Д. Дена делит конфликтные ситуации на стычку, столкновение и кризис. Под стычкой подразумевается небольшая ситуация на уровне каждодневного взаимодействия, которая не затрагивает важных сторон, не угрожает взаимодействию.
Под столкновением ученый понимает серию повторяющихся стычек, объединенных одним противоречием. При этом у участников конфликта уменьшается желание сотрудничать, снижается вера в продолжение позитивных отношений.
При кризисе отрицательные эмоции испытывают уже не только непосредственные участники конфликта, но и ближайшее окружение. На этой стадии становится трудно выявить конфликт интересов. В особо агрессивных формах возникает угроза насилия.
Классификация Рапопорта также предполагает три вида конфликта: схватка, дебаты, игра.
При схватке выявляется непримиримость отношений, она предполагает модель «выигрыш - проигрыш». Состояние нейтралитета в принципе невозможно.
При «дебатах» обе стороны
«Игра» предполагает, что стороны находятся в рамках правил, которые они установили для своих отношений.
Глава 3. Способы преодоления конфликтов, и разрешения конфликтных ситуаций
3.1 Конфликтология
В 80-ые годы XX века на основе социологии и психологии возникла самостоятельная наука конфликтология. Ее основной задачей является разработка принципов и технологий управления конфликтами и конфликтными ситуациями.
Конфликтологами разработаны и продолжают разрабатываться способы предотвращения, профилактики конфликтов и методы их разрешения.
В идеале хороший руководитель должен
не устранять конфликт, а управлять
им и эффективно его использовать.
И первый шаг в управлении конфликтом
состоит в понимании его
После определения причин возникновения конфликта нужно минимизировать количество его участников. Установлено, что чем меньше лиц участвует в конфликте, тем меньше усилий потребуется для его разрешения.
В процессе анализа конфликта, если
руководитель не в состоянии сам
разобраться в природе и источн
Существуют три точки зрения на конфликт:
1) когда конфликт не нужен,
и наносит только вред организа
2) когда конфликт - нежелательный,
но распространенный побочный
продукт организации.
3) когда конфликт неизбежен,
необходим и потенциально
3.2. Структурные способы преодоления конфликтной ситуации
Существует несколько эффективн
Руководитель должен начинать управление конфликтом с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику.
К структурным методам относятся:
Разъяснение требований к работе;
Координационные и
Установление
Использование системы вознаграждений;
Разъяснение требований к работе является одним из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональный конфликт. Он разъясняет какие результаты ожидаются от каждого, подчиненные должны хорошо знать, чего от них ждут в каждой конкретной ситуации.
Координационные и интеграционные механизмы. Один из самых распространенных механизмов – цепь команд. Если два подчиненных или более имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный знает, чьим решением он должен подчиняться.
В управлении конфликтной ситуацией полезны такие средства интеграции, как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы.
Общеорганизационные комплексные цели. Их эффективное осуществление требует совместных усилий двух сотрудников или более, групп или отделов. Основная идея - направить усилия всех участников на достижение общей цели.
Структура системы вознаграждений. Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных последствий.
Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение лиц или групп.
Систематическое скоординированное
использование системы
3.3. Способы преодоления
Особую сложность представляет
нахождение способов разрешения межличностных
конфликтов. Существует несколько возможных
стратегий поведения и
Исследователи выделяют пять основных способов разрешения межличностных конфликтов.
1. Избегание, уклонение (слабая
напористость сочетается с
При выборе этой стратегии действия направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказываний своей позиции, переводя разговор в ответ на предъявленные требования или обвинения в другое русло, на другую тему.
Такая стратегия предполагает также тенденцию не брать на себя ответственность за решение проблем, не видеть спорных вопросов, не придавать значения разногласиям, отрицать наличие конфликта, считать его бесполезным. Важно не попадать в ситуации, которые провоцируют конфликт.
2. Принуждение (противоборство) - высокая напористость сочетается с низкой кооперативностью. При этой стратегии действия направлены на то, чтобы настоять на своем пути открытой борьбы за свои интересы, применения власти, принуждения. Противоборство предполагает восприятие ситуации как победу или поражение, занятие жесткой позиции и проявление непримиримого антагонизма в случае сопротивления партнера. Заставить принять свою точку зрения любой ценой.
Этот стиль эффективен в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Его недостаток в том, что он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения.
3. Сглаживание (уступчивость)- слабая напористость сочетается с высокой кооперативностью. Действия, которые предпринимаются при такой стратегии, направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений, на обеспечение удовлетворенности другого путем сглаживания разногласий, с готовностью ради этого уступить, пренебрегая своими интересами. Эта стратегия предполагает стремление поддерживать другого, не задевать его чувств, учитывать его аргументы.
4. Компромисс, сотрудничество (высокая
напористость сочетается с
Информация о работе Преодоление конфликтных ситуаций в общении