Приемы коррекции графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 16:31, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования – процесс развития графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.
Предмет исследования – приемы коррекции графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1) дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;
2) раскрыть научные основы исследования взаимосвязи интеллектуального развития и развития графомоторных навыков;
3) охарактеризовать типичные нарушения графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта и причины их возникновения;

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты развития графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
1.2 Научные основы исследования взаимосвязи интеллектуального развития и развития графомоторных навыков
1.3 Характеристика типичных нарушений графомоторных навыков у детей с нарушениями интеллекта и причин их возникновения
Глава II. Практическая реализация приемов коррекции нарушений графомоторных навыков у детей с нарушениями интеллекта на уроках письма
2.1 Выявление нарушений графомоторных навыков у детей с нарушениями интеллекта
2.2 Характеристика приемов коррекции нарушений графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением
интеллекта на уроках письма в коррекционной школе VIII вида
2.3 Анализ результатов коррекции нарушений графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

моторика.doc

— 426.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

Забайкальский государственный  гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского

 

Факультет педагогический

Кафедра коррекционной педагогики

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ГРАФОМОТОРНЫХ  НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

 

Специальность (направление): 050714.65 «Олигофренопедагогика»

 

 

 

 

Исполнитель: студентка V курса ОЗО

Масюкова Н.И.

Научный руководитель: к.п.н., доцент

Шибанова Н.М.

 

 

 

 

Чита 2011

 

Содержание

 

Введение

Глава I. Теоретические аспекты развития графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта

1.1 Психолого-педагогическая  характеристика детей младшего  школьного возраста с нарушением интеллекта

1.2 Научные основы исследования  взаимосвязи интеллектуального  развития и развития графомоторных  навыков

1.3 Характеристика типичных  нарушений графомоторных навыков  у детей с нарушениями интеллекта  и причин их возникновения

Глава II. Практическая реализация приемов коррекции нарушений графомоторных навыков у детей с нарушениями интеллекта на уроках письма

2.1 Выявление нарушений  графомоторных навыков у детей  с нарушениями интеллекта

2.2 Характеристика приемов  коррекции нарушений графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением

интеллекта на уроках письма в коррекционной школе VIII вида

2.3 Анализ результатов  коррекции нарушений графомоторных  навыков у детей младшего школьного  возраста с нарушением интеллекта

Заключение

Список литературы

Приложения

 

Введение

 

Современная начальная  школа, опираясь на принцип развивающего обучения, находится в поиске модели общего развития ребёнка.

Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь – явление многогранное. Важной её составляющей считается письмо как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а следовательно и графическими навыками – одна из важнейших сторон общего развития ребёнка.

Развитие письменной речи не может происходить успешно  без овладения самой техникой письма, – без овладения графическим навыком.

Практика показывает, что научение письму остается одним  из сложных и трудных этапов для начинающих учиться в школе. Процесс формирования навыка не представляет для детей интереса, тем более увлечения. Он не дает возможность осознанно сформировать правильный графический навык. При знакомстве с написанием букв работа ведется в большей степени над начертаниями отдельных ее элементов, а не над ее целостным написанием.

Недостаточная теоретическая  разработанность проблемы обучения письму, несовершенство решения этой проблемы на практике заставляют вновь  обращаться к поискам ее дальнейшего теоретического и практического решения.

Количество учащихся в младшем школьном возрасте с  трудностями обучения письму и нарушениями письма увеличивается с каждым годом.

Ключевым понятием в  методике обучения первоначальному письму является «графика». В лингвистическом понятии «графика» определяется, как начертание письменных или печатных знаков, букв.

В исследованиях различных  авторов навык овладения письмом  обозначается как «графомоторный навык», «элементарный графический навык», «базовые графические умения и навыки», «базисные графические движения», «графические умения», «двигательный навык письма» (Н.А. Агаркова, 1978; М.М. Безруких, 2001; О.Б. Иншакова, 2003; Р.Д. Тригер, 1998; Н.С. Пантина, 1967; О.С. Филиппова, 1999 и др.). Понятие «графический навык» вбирает все содержание графики, как раздела лингвистики, включающий в себя начертание письменных букв или печатных знаков букв.

Формирование графомоторных  навыков письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым. Отмечается, что графические навыки в младшем школьном возрасте вырабатываются в процессе длительных упражнений.

Особенно  важна проблема формирования графомоторных  навыков у младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения. Проблемы усвоения навыков письма во многом объясняются особенностями учебной деятельности школьников: учащимся свойственны недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения заданий на уроке. Без напоминания педагогов дети не стремятся себя контролировать, выявлять и исправлять допускаемые ошибки.

А.Н. Граборов, Е.К. Грачева, М.П. Постовская, Г.Я. Трошин указывают, что недостаточное развитие руки, кисти, ручных умений или, как  принято называть, мелкой пальцевой  моторики осложняет формирование графомоторных навыков учеников с интеллектуальными нарушениями (искажение формы и размеров букв, не соблюдение расположения букв по линии строки, ломанность и «заборность» письма, другое).

По мнению Г.Н. Рахмаковой, Е.И. Скиотис, Р.Д. Тригер существенно сниженный уровень сенсорных процессов учащихся с интеллектуальными нарушениями приводит к несформированности навыка зрительно-двигательных образов буквенных знаков, а так же связан с затруднениями на письме, например, выражается в неумении писать буквы связно.

Несмотря на достаточную  изученность вопроса развития графомоторных  навыков детей младшего школьного  возраста, вместе с тем продолжает оставаться актуальной проблема выявления наиболее эффективных приемов их коррекции у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Данная проблема была положена в основу нашего исследования.

В связи с актуальностью  данной проблемы цель исследования состоит в определении взаимосвязи интеллектуального развития и развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, обосновании и практической апробации приемов их коррекции.

Объект исследования – процесс развития графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.

Предмет исследования – приемы коррекции графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.

Задачи исследования:

1) дать психолого-педагогическую  характеристику детей младшего  школьного возраста с нарушением  интеллекта;

2) раскрыть  научные основы исследования  взаимосвязи интеллектуального развития и развития графомоторных навыков;

3) охарактеризовать  типичные нарушения графомоторных  навыков у детей с нарушением  интеллекта и причины их возникновения;

4) выявить  нарушения графомоторных навыков  у детей с нарушениями интеллекта;

5) раскрыть  приемы коррекции нарушений графомоторных  навыков у детей на уроках  письма в коррекционной школе VIII вида;

6) проанализировать  результаты коррекции нарушений  графомоторных навыков у детей  младшего школьного возраста  с нарушением интеллекта.

Гипотеза исследования: процесс развития графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта будет эффективным, если реализуется коррекционно-развивающая работа, основанная на:

- изучении уровня развития  графического навыка у младших  школьников с нарушением интеллекта и индивидуальных трудностей;

- комплексе специально организованных коррекционно-развивающих занятий, направленных на устранение типичных ошибок и целенаправленное научение детей графомоторным навыкам.

Для решения поставленных задач и доказательства гипотезы нами были использованы следующие методы научного исследования:

- теоретические:  анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация и др.;

- эмпирические: наблюдение, изучение продуктов  деятельности детей, изучение  документации, эксперимент, специальные авторские методики.

Методологической  основой исследования являются положения философии, педагогики, психологии о видах деятельности, об этапах ее развития (А.Н. Граборов, Е.К. Грачева, М.П. Постовская, Г.Я. Трошин); о сложности процесса психического развития ребенка, о зависимости его как от внешних (характер обучения), так и от внутренних (внутренний мир ребенка) факторов (Г.Н. Рахмакова, Е.И. Скиотис, Р.Д. Триггер); о взаимосвязи уровня развития мышления и графомоторных навыков у ребенка (М.М. Безруких, О.Б. Иншакова).

База исследования: практическое исследование проводилось на базе Черновской специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида г. Читы. В исследовании принимали участие ученики второго класса с интеллектуальными нарушениями (8-9 лет) в количестве 10 человек.

Новизна исследования состоит в обосновании необходимости осуществления специальной работы с младшими школьниками с нарушением интеллекта по коррекции нарушений, возникающих у ребенка в процессе освоения графомоторного навыка и препятствующие его качественному развитию.

Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации взглядов по проблеме развития графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.

Практическая значимость состоит в том, что была разработана и частично апробирована система занятий по развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта, получены положительные результаты опытно-экспериментальной работы, которые выразились в том, что графомоторные навыки в результате проведенной коррекционной работы несколько улучшились.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

Глава I. Теоретические аспекты развития графомоторных

навыков у детей  с нарушением интеллекта

 

1.1 Психолого-педагогическая  характеристика детей младшего

школьного возраста с нарушением интеллекта

 

Границы младшего школьного  возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются  в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Начало обучения в  школе ведет к коренному изменению  социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества

Ведущей в младшем  школьном возрасте становится учебная  деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к  достижениям. Поэтому основным мотивом  деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива – мотив избегания неудачи.

В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выражение  в просоциальном поведении учет их интересов. Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности.

Способность к сопереживанию  получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок  участвует в новых деловых  отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми – с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.

Таким образом, младший  школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного  детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Нарушения интеллекта и  умственная отсталость обычно выявляются и диагностируются рано, до года или в самые первые годы жизни  ребенка, однако степень дефекта, его структура, темп и характер развития у каждого ребенка могут иметь значительные индивидуальные особенности.

Информация о работе Приемы коррекции графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта