Приемы коррекции графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 16:31, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования – процесс развития графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.
Предмет исследования – приемы коррекции графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1) дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;
2) раскрыть научные основы исследования взаимосвязи интеллектуального развития и развития графомоторных навыков;
3) охарактеризовать типичные нарушения графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта и причины их возникновения;

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты развития графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
1.2 Научные основы исследования взаимосвязи интеллектуального развития и развития графомоторных навыков
1.3 Характеристика типичных нарушений графомоторных навыков у детей с нарушениями интеллекта и причин их возникновения
Глава II. Практическая реализация приемов коррекции нарушений графомоторных навыков у детей с нарушениями интеллекта на уроках письма
2.1 Выявление нарушений графомоторных навыков у детей с нарушениями интеллекта
2.2 Характеристика приемов коррекции нарушений графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением
интеллекта на уроках письма в коррекционной школе VIII вида
2.3 Анализ результатов коррекции нарушений графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

моторика.doc

— 426.50 Кб (Скачать файл)

У учащихся низкого уровня проявлялся слабый зрительный контроль в процессе списывания. Так, учениками производились замены букв, отличающихся пространственным расположением элементов (В-Д в слове «двор»), замены букв, в которых один из элементов отличается по изображению и направлению (И-У в слове «ученики»).

Шесть учеников показали очень низкий уровень развития графомоторных навыков, что составило 60% от общего показателя участвующих в исследовании.

Было отмечено, что неправильное написание слов вследствие оптического  смешения букв встречается у учеников этого уровня чаще, чем у их товарищей  низкого уровня, например, Паша К. написал вместо слова Прозвенел – Нрозвенел, заменив оптически сходную П на Н. Более чаще выявлялись и ошибки, связанные с заменой элементов букв, отличающихся по изображению и направлению, например, Д-Б, И-У.

Отмечена так же неразборчивость букв при рассмотрении написанных слов, так называемая «каша» у Васи М. и Ромы Г.

Следует отметить и темп выполнения задания. Он достаточно низкий, как  у учеников низкого, так и очень  низкого уровня.

Таким образом, можно  прийти к выводу о том, что у учеников с интеллектуальными нарушениями во втором классе преобладает очень низкий уровень развития графомоторных навыков. Учащиеся в процессе выполнения предложенного задания допустили множественные графические ошибки и трудности письма (замены графически сходных букв, оптическое написание, искажения формы буквы и другое).

Результаты  диагностики по методике «Изучение  особенностей графомоторных навыков  в процессе письма под диктовку»  были занесены в таблицу 2.

 

 

Таблица 2. – Особенности графомоторных навыков умственно

отсталых  учеников, проявившиеся в процессе письма под диктовку

Участники исследования

Графические навыки письма под диктовку

Средний уровень

Низкий уровень

О/низкий уровень

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Младшие школьники в возрасте 8-9 лет с интеллектуальными нарушениями

0

0

3

30

7

70


 

Опираясь  на данные, приведенные в таблице 2, можно отметить, что в процессе диагностики высокий и средний уровень развития графомоторных навыков у учащихся второго класса с интеллектуальными нарушениями не выявился.

Низкий уровень развития моторных навыков был отмечен у трех учеников, что составило 30% от общего количества участвующих в исследовании. Отмечено, что ученики данного уровня развития при восприятии текста на слух испытывали трудности, связанные с забыванием начертания букв, осуществляли замены графически сходных букв и букв, состоящих из сходных элементов. Так, например, Вика М. не могла вспомнить, как пишется буква Ж. После показа на доске педагогом образца, девочка воспроизвела её, допустив такую ошибку, как искажение формы буквы.

Очень низкий уровень развития графомоторных  навыков выявлен у семи учеников, что составило 70% от общего количества учеников. Было обращено внимание на такие графические ошибки, как отсутствие элементов букв при воспроизведении графического образа. Например, в слове «Бегут» последний элемент буквы Т не прописан у Паши К.

Было  отмечено смешение верха и низа сходных  букв, например, в слове «Пушистый» (ш на т) у Сергея М.

Таким образом, сделан вывод  о том, что в процессе письма под диктовку графические навыки учеников проявляются на очень низком и низком уровне. При этом очень низкий уровень преобладает. В процессе воспроизведения текста на слух ученики испытывали трудности в связи с забыванием правильного начертания букв, так же они осуществляли замены графически сходных букв и букв, состоящих из сходных элементов. Отмечены пропуски элементов букв, смешение верха и низа сходных букв и другое.

По результатам наблюдения за состоянием графомоторных навыков письма учеников второго класса с интеллектуальными нарушениями составлена таблица 3.

 

Таблица 3. – Оценка состояния графомоторных навыков учеников

второго класса с интеллектуальными нарушениями

Участники исследования

Оценка графомоторных навыков

Средний уровень

Низкий уровень

О/низкий уровень

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Младшие школьники в возрасте 8-9 лет с интеллектуальными нарушениями

0

0

4

40

6

60


 

На основании  анализа данных таблицы 3 видно, что  высокий и средний уровни оценки графомоторных навыков в процессе диагностики не выявились.

Низкий уровень развития выявлен  у четырех учеников, что составило 40% от общего количества участвующих в исследовании. У учеников низкого уровня наблюдалась слабость мышечных усилий ведущей руки, а так же отмечалось отсутствие точности и уверенности при начертании слов (например, у Тани К., Иры Б.). У учеников данного уровня отмечены следующие графические ошибки: не соблюдалось расположение букв по линии строки, то есть не держится линейность при письме; формы букв не соответствуют образцу, не везде соблюдается связность букв при письме. Так же замечено, что ученики не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке.

Очень низкий уровень  развития навыка отмечен у шести  учащихся, что составило 60% от общего показателя исследования. Для учащихся этого уровня характерно неумение соотнести букву и линии в тетради, то есть ученики слабо ориентируются в пространстве листа.

У учеников наблюдалась слабость мышечного  тонуса руки. Вследствие этого ученики  затрудняются писать буквы связно, а безотрывное письмо вызывает нарушение письма формы буквы. Замечено, что при написании предложений под диктовку в рабочем темпе школьного урока (с опорой на слуховое восприятие) ошибки графического навыка связаны с деформацией форм букв. Так же при восприятии на слух больше встречается ошибок, связанных с уподоблением одной буквы другой. Это происходит оттого, что разные буквы пишутся одним и тем же движением, то есть пишутся одинаково.

Общей особенностью всех учащихся является неумение работать в едином темпе под руководством учителя. Многие ученики не стараются при выполнении письменного задания, ошибки, на которые указывает педагог, иногда остаются неисправленными.

Следует так же заметить, что развитие и совершенствование графического навыка требует устойчивого внимания, усидчивости, осознанности восприятия. Данная деятельность вызывает у учащихся с интеллектуальными нарушениями утомление, и многие из них к концу урока становятся раздражительными. Таким образом, графические навыки умственно отсталых учеников второго класса были оценены по низкому и очень низкому уровню. Было отмечено, что трудности письма и графические ошибки учеников связаны с несформированностью зрительно-двигательных образов буквенных знаков, с низким уровнем зрительного контроля. Недостатки процесса восприятия, моторные нарушения так же негативно отражается на точности воспроизведения букв.

В итоге, можно  прийти к выводу о том, развитие графомоторных  навыков умственно отсталых учеников имеет особенности, а процесс формирования навыка сопровождается трудностями, связанными со спецификой нервно-психического развития учащихся данной категории.

Анализ результатов  диагностических методик позволяет  предполагать, что графические ошибки умственно отсталых учащихся младшего школьного возраста связаны как с низким уровнем развития внимания, восприятия и самоконтроля, так и обусловлены недостаточной координированностью движений и слабостью мускулатуры руки. Указанные недостатки негативно отражаются на точности воспроизведения букв, тормозят формирование зрительно – двигательного образа буквы, затрудняют ориентировку на тетрадном листе (в линейку), что в целом препятствует автоматизированности графического навыка младших учеников.

Отмечено, что  умственно отсталые учащиеся в процессе выполнения письменных заданий по русскому языку допускают множественные графические ошибки как при воспроизведении текстового материала из учебника (списывание), так и при воспроизведении на слух (диктанты). При этом количество графомоторных ошибок увеличивается при воспроизведении на слух.

 

2.2 Характеристика  приемов коррекции нарушений

графомоторных навыков у детей младшего школьного  возраста с

нарушением интеллекта на уроках письма в коррекционной школе

VIII вида

 

Задачи обучения русскому языку в школе VIII вида:

  • Научить правильно и осмысленно читать доступные для понимания тексты.
  • Сформировать навыки и умения грамотно писать на основе усвоения звукового состава языка и элементарных сведений по грамматике и правописанию.
  • Повысить уровень общего развития учащихся, развить кругозор.
  • Научить правильно и последовательно излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
  • Нравственно влиять на становление характера.

Коррекционная направленность заключается в том, что весь программный материал по русскому языку нацелен на развитие речи и устранение речевых недостатков учащихся. Программа учитывает недостатки прошлого опыта детей. Структурно она построена так, чтобы перед изучением каждого нового раздела выделялся подготовительный этап, который предназначен для коррекции недостатков прошлого опыта. Программа учитывает недостатки мыслительной деятельности учащихся. Поэтому весь материал располагается концентрически (по нарастанию количества связей). Программа учитывает недостатки дифференциации. В связи с этим сходный материал либо разбивается во времени, либо изучается на основе сопоставления одного с другим. Программа учитывает замедленный темп усвоения материала умственно отсталыми детьми и растягивает изучение на более длительные сроки.

Практическая направленность программного материала заключается  в формировании у детей речевых  навыков, идет установка на развитие речи как средства общения. Выделяются специальные уроки развития речи (1-4 класс). В специальной (коррекционной) школе изучается не теоретическая, а практическая грамматика.

Принципами обучения являются:

  • Воспитывающее обучение.
  • Сознательность и активность в обучении.
  • Наглядность в обучении.
  • Доступность знаний.
  • Прочность знаний.
  • Научность материала и систематичность изложения.
  • Дифференцированный и индивидуальный подход.

Тренировка  пространственно-зрительного восприятия и зрительной памяти, а также предупреждение ошибок на уровне буквы:

  • копирование различных фигур и их сочетаний, дорисовывание фигур;
  • отработка понятий «право», «лево», «верх», «низ»;
  • постановка точки в заданном учителем месте;
  • соединение точек в заданном направлении;
  • выкладывание букв из палочек, элементов-шаблонов, ощупывание букв;
  • нахождение недостающего элемента, написание буквы и т.п.

Предупреждение ошибок на уровне слога:

  • придумывание и записывание слов на заданный слог в разной позиции (сани, лиса);
  • работа со схемой слога и запись слога к схеме и т.п.

Предупреждение  ошибок на уровне слова:

  • отработка понятия «слово», в том числе и предлог;
  • работа над постановкой правильного ударения в слове (протяжно тянем нужную букву);
  • работа со схемой слова и подбор слов к заданной схеме;
  • подбор и запись групп однокоренных слов;
  • составление и запись слов из разбросанных слогов, букв;
  • работа с синонимами и антонимами и т.п.

Предупреждение  ошибок на уровне словосочетания:

  • сочетание существительного с прилагательным (яблоко какое?);
  • сочетания существительных с глаголами;
  • сочетание существительных с числительным и т.п.

Предупреждение  ошибок на уровне предложения:

  • составление предложений к различным схемам;
  • работа с деформированным предложением;
  • работа с предложением, в котором пропущены предлоги;
  • пропуск прилагательного в предложении;
  • пропуск наречия в предложении;
  • пропуск глагола и т.п.

Предупреждение  ошибок на уровне текста:

  • работа с деформированным текстом;
  • составление связного рассказа из смешанных фраз;
  • составление рассказа по серии картинок, по данному началу и концу, по одной картинке, по опорным словам.

Информация о работе Приемы коррекции графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта