Прием подчиненных, общение с коллегами и начальником

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:33, реферат

Краткое описание

Деловое общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, в его процессе ставятся конкретные задачи, которые требуют своего решения, или реализуются определенные цели, У делового общения должен быть конкретный результат – продукт совместной деятельности, информация, карьера, власть, а также сопутствующие им интеллектуальный анализ и эмоциональные переживания.

Содержание

Введение...............................................................................................................................3
Организационная и психологическая структура коллектива..........................................4
Понятие управленческого общения и основные подходы к его рассмотрению...........5
Структура управленческого решения................................................................................5
Коммуникативная сторона.......................................................................................6
Интерактивная сторона.............................................................................................7
Перцептивная сторона..............................................................................................7
Жанры общения руководителя с подчинёнными.............................................................8
Заключение.........................................................................................................................10
Список литературы............................................................................................................11

Вложенные файлы: 1 файл

Упр псих Реферат.docx

— 28.63 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение...............................................................................................................................3

Организационная и психологическая структура коллектива..........................................4

Понятие управленческого общения  и основные подходы к его рассмотрению...........5

Структура управленческого решения................................................................................5

Коммуникативная сторона.......................................................................................6

Интерактивная сторона.............................................................................................7

Перцептивная  сторона..............................................................................................7

Жанры общения  руководителя с подчинёнными.............................................................8

Заключение.........................................................................................................................10

Список литературы............................................................................................................11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Деловое общение – процесс взаимосвязи  и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией  и опытом, предполагающим достижение определенного результата, в его  процессе ставятся конкретные задачи, которые требуют своего решения, или реализуются определенные цели, У делового общения должен быть конкретный результат – продукт совместной деятельности, информация, карьера, власть, а также сопутствующие им интеллектуальный анализ и эмоциональные переживания.

Деловое общение – особый вид общения, который обладает своими специфическими формами и психологическими особенностями. При межличностном общении ценность общения выше конкретных целей, поводов  и обстоятельств встреч. В обычном  дружеском общении чаще всего  не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение  можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.  случае делового общения желание общаться вторично по отношению к необходимости. Принудительность – главный признак, отличающий деловое  общение от межличностного. В целом  деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что  деловом  общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без  потерь для обеих сторон).

В деловом  общении и организационном поведении  люди вынуждены постоянно учитывать  правила служебной иерархии и  профессиональной этики, каждому приходится работать с приятными и неприятными  людьми, учитывать специфику корпоративной  культуры.

 

 

 

 

 

 

 

Организационная и психологическая структура коллектива

Деловое общение в рабочем коллективе включает в себя системы служебных  и профессиональных ролей, которые  исполняются людьми вне зависимости  от их желания. Во-первых, это система  социальных ролей – начальники, коллеги, подчиненные, партнеры, клиенты, в которых выступают субъекты делового общения.

Начальник (руководитель) – человек, обладающий правом распоряжения в заданном социально-профессиональном пространстве – времени в силу формальных обстоятельств (должности, прав собственности и т.п.) и наличия  специальных свойств (знаний, опыта, лидерских качеств и т.п.). Роль начальника требует способности  решать, организовывать, приказывать, контролировать, поощрять и наказывать.

 Коллега  – человек, находящийся с другим  в одном профессиональном сообществе  и близком социальном и служебном  статусе. Эта роль предполагает  отношения равноправия, профессионального  взаимодействия, профессиональной  лояльности и этики. Подчиненный  – эта роль требует способности  исполнять, следовать правилам  и повиноваться. Начальник и Подчиненный  должны соблюдать дистанцию между  собой.

 Клиент  – человек, с которым фирма  поддерживает деловые отношения. 

Долговременная  деятельность фирмы наиболее успешна  в том случае, если между всеми  участниками делового общения устанавливаются  партнерские отношения.

Партнерские отношения означают осознание:

1) взаимовыгодности  сотрудничества;

2) общего  поля деятельности в определенном  пространстве – времени –  «нам не жить друг без друга»;

3) необходимости  выработки стратегии поведения,  позволяющей сохранить отношения  и «лицо» каждого партнера.

Понятие управленческого общения и основные подходы к его рассмотрению

Прежде  чем приступить к рассмотрению содержания и особенностей общения руководителя и подчинённого, необходимо ввести понятие управленческого общения, поскольку термин «деловое общение» является слишком широким для  этой ситуации. Ведь он охватывает и  общение, например, врача и пациента, педагога и учащегося. В общении  руководителя и подчинённого ярко выражен  ролевой характер, неравномерно распределены инициативы и обязанности, ответственности, определяющие зависимость одного участника  общения от другого.

Таким образом, управленческое общение – это  деловое общение между субъектом  и объектом управления в социальных организациях, осуществляемое знаковыми  средствами, обусловленное потребностями  управления их деятельностью.

Общение руководителя с подчинённым неразрывно связано с управленческой деятельностью вообще. Идея «вплетенности общения» в управление позволяет детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности руководителя определяет общение. В целом же можно констатировать, что посредством общения организуется и реализуется управление. Благодаря присущей ему функции воздействия, общение позволяет согласовывать действия различных его участников.

 

Структура управленческого общения

Как правило, в общении выделяют три стороны: коммуникация, понимая в узком  смысле слова как обмен информацией  между субъектом и объектом управления; интеракция – их взаимодействие, предполагающее определённую форму организации  совместной деятельности; межличностная  перцепция – процесс познания объектом и субъектом управления друг друга, как основа для их взаимопонимания.

 

 

 

Коммуникативная сторона

В процессе общения субъект и объект управления обмениваются разного рода информацией. Не менее важен также осуществляемый в ходе общения обмен настроениями, интересами, чувствами. Это предстаёт  как коммуникативный процесс. Комплекс знаков, используемых в данном случае (речь, жесты и так далее), направлены на обеспечение исполнения принятого решения.

Специфика коммуникативных процессов проявляется  в следующих особенностях:

  • В характере процесса обратной связи;
  • Наличии коммуникативных барьеров;
  • Наличии феномена коммуникативного влияния;
  • Существование различных уровней передачи информации.

С точки  зрения эффективности управления, для  руководителя очень важно понимание  этих особенностей и их учёт в повседневной деятельности. Кроме того очень важно правильно понимать назначение и уместность следующих знаковых систем:

  • Вербальные средства коммуникации – речь, пара- и экстралингвистические системы (интонация, неречевые вкрапления в речь – паузы и так далее).
  • Невербальные, или экспрессивные, средства коммуникации – оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика), система организации пространства и времени коммуникации, система «контакта глазами».

Каждая  в отдельности знаковая система  являет собой некий рычаг в  установлении правильного (корректного), зависящего от ситуации, контакта с  подчинёнными, умение влиять на его  психику и его внутреннее состояние  без непосредственного вмешательства. Невозможно, например, создание доброжелательной и доверительной атмосферы в  беседе, если один из её участников своим  внешним видом постоянно подчёркивает своё превосходство. В результате нарушается один из основных принципов проведения беседы – создания атмосферы взаимного доверия. Интеллектуальный потенциал подчинённого в таком общении скорее всего не будет использован.

 

Интерактивная сторона

В результате взаимодействия объекта и субъекта управления решение принимается  последним, то есть вышестоящим. И задача взаимодействия усложняется тем, что  объект управления должен её воспринять на уровне побуждения к действию. Стратегии  общение, избранные руководителем (в  большинстве случаев неосознанно), определяет стиль общения и управления. В литературе описаны пять основных типов управляющих в зависимости от направленности руководителя на интересы дела или на заботу о взаимоотношениях с людьми:

  • «либерал» (максимальное внимание к людям, минимальное внимание к работе);
  • «организатор» (высокая ориентация на эффективную работу в сочетании с доверием и уважением к людям);
  • «манипулятор» (умеренное внимание к работе, незначительное внимание к людям);
  • «пессимист» (незначительное внимание к производству и к людям);
  • «диктатор» (максимальное внимание к работе, незначительное внимание к людям).

 

Перцептивная сторона

   С точки зрения эффективности  управления, процесс восприятия  объекта и субъекта управления  друг другом не являются равноценным.  Каждый руководитель понимает, насколько  важно сформировать необходимый  образ у подчинённого. В менеджменте  существует даже такое понятие  как самопрезентация руководителя. Вместе с тем, особенность именно  этой стороны делового общения  в управлении зачастую не учитывается.

   Межличностная перцепция – процесс познания субъектами общения друг друга как основа для их взаимопонимания. Эта сторона управленческого общения включает в себя определённые механизмы взаимопонимания и прогнозирования поведения партнёра. Важную роль при этом играют коммуникативные барьеры, механизмы психологической защиты личности.

 

Жанры общения руководителя с подчинёнными

   Руководитель  в процессе своей деятельности  проходит несколько стадий поведения:  от самой жёсткой, категоричной, где надо проявлять жёсткость  и нежелание идти на компромисс, до самой мягкой, лояльной, где  руководитель становится равным  собеседником без признаков доминирования.  Но следует различать ситуации, где и как надо себя вести.  В следующей таблице приводятся  виды общения, выделенные по  функциональному назначению, или  жанры общения, как их иногда  называют.

 

Таблица 1.1 Функциональные виды управленческого общения

Вид общения

Состояние управленческого решения

Направление перемещение информации

Приказ

Управленческое решение принято

Информация поступает от начальника к подчинённому

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

  1. Управленческое решение не принято, имеется необходимость в его выработке.
  2. Управленческое решение принято и доведено исполнителю, появилась потребность в дополнительном организационном или морально-психологическом воздействии на подчинённого.
  3. Сложились обстоятельства, в которых необходима корректировка ранее принятого и доведённого исполнителю управленческого решения.

Информация идёт в двух направлениях от подчинённого к начальнику и наоборот.

Совещание

Имеется несколько вариантов управленческого  решения, необходимо определить оптимальное.

Информация перемещается в двух направлениях

Отчёт

Управленческое решение принято  и ранее доведено исполнителю

Информация идёт от подчинённого к  начальнику

Переговоры

Необходимо принятие или выработка  совместного управленческого решения двумя и более субъектами управления.

Информация поступает в любом  направлении, в соответствии с количеством  участников и их статусом.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   Исследования показывают, что  руководитель тратит до 80% рабочего  времени на управленческое общение.  Следовательно, плодотворно может  работать лишь тот руководитель, который умеет организовывать  эффективное деловое общение.  Решение этой задачи невозможно  без знания психологических основ  коммуникации и этики делового  общения.

   Главным условием эффективности  делового общения является осознание  руководителем того, что возможность  реализации целей деятельности  предприятия, фирмы, организации  возрастает, если правильно организовать  общение, добиться при этом  создания атмосферы взаимопонимания,  доверия и сотрудничества. Учёт  особенностей обратной связи,  использование психологических  знаний для преодоление коммуникативных  барьеров, а также правильный  выбор типа коммуникативного  воздействия и некоторые советы  по этике общение существенно  сократят затраты времени как  руководителя, так и подчинённого.

Информация о работе Прием подчиненных, общение с коллегами и начальником