Причины возникновения конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Жизненная практика людей показывает, что межличностные отношения протекают зачастую в условиях конфликтов, которые являются неотъемлемой частью человеческий отношений и поэтому существуют столько, сколько существует человек. Современные исследования немецких, австрийских, американских социологов начала ХХ века: Л. Гумплович, Д. Смолли, У.Самнер, Г.Зиммель, рассматривают конфликты как неизбежное явление в общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы и присущего личности инстинкта агрессивности.
Конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия, это форма отношения между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Содержание

Введение 3
1. Причины возникновения конфликтов 5
1.1 Объективные причины возникновения конфликтов 6
1.2 Организационно-управленческие причины возникновения конфликтов 9
1.3 Социально-психологические причины возникновения конфликтов 13
1.4 Личностные причины возникновения конфликтов 20
2. Функции конфликтов 25
2.1 Деструктивные функции конфликтов 27
2.2 Конструктивные функции конфликтов 32
Заключение 39
Список использованной литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик Причины возникновения конфликтов.docx

— 417.67 Кб (Скачать файл)

Внутригрупповой фаворитизм, то есть предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп, также имеет крайне важное значение в формировании конфликта.

Помимо этого существует конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами.

Ограниченные способности человека к децентрации, то есть к умению поставить себя на место другого человека и понять его интересы, к изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей. Это еще одна социально-психологическая причина возникновения конфликтов.

Желание получать от окружающих больше, чем отдавать им, становится одной из важнейших причин в возникновении конфликта между людьми в процессе их деятельности.

И, наконец, стремление к власти, зачастую становится одним из решающих факторов в возникновении конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Личностные причины возникновения конфликтов.

Личностные причины возникновения конфликтов связанны, прежде всего, с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой          (см. табл. 5).8

Таблица 5

Оценка поведения другого как недопустимого. В процессе социального взаимодействия у человека существует определенный диапазон вариантов ожидаемого поведения, общения, деятельности со стороны другого человека, являющегося партнером по взаимодействию. Варианты ожидаемого поведения могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми. Характер поведения зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, его психического состояния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Если реальное поведение партнера укладывается в рамки желательного или допустимого, то взаимодействие продолжается бесконфликтно. Нежелательное поведение может привести к созданию предконфликтной ситуации, а недопустимое к конфликту.

Некоторые конфликты происходят в силу того, что рамки допустимого поведения со стороны партнера у человека заужены в результате эгоистической ориентации, склонности к лидерству и т.п. Рамки допустимого поведения бывают различными по отношению к различным партнерам. То, что позволяют одному, могут не позволить другому. Наконец, эти рамки зависят от актуального психического состояния человека. Если он раздражен, то он может посчитать обычную шутку в свой адрес.

На содержание каждого из четырех видов поведения влияют устойчивые и ситуативные факторы. В конкретной ситуации человек должен понимать или чувствовать, какое поведение с его стороны партнер может посчитать недопустимым, и учитывать это на входе взаимодействия.

Низкий уровень социально-психологической компетентности. Конфликтная ситуация – это трудная для человека ситуация социального взаимодействия. К конфликту приводит сама неподготовленность человека к эффективным действиям в подобных ситуациях. Он может не знать о том, что существует несколько способов и десятки приемов бесконфликтного выхода из предконфликтных ситуаций без ущерба для собственных интересов. Человек может иметь представление об этих приемах и способах, но не имеет навыков и умений их применения на практике.

Кроме того, он может не обладать достаточной психологической устойчивостью к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия. Поэтому важнейшим направлением разрешения межличностных конфликтов является содержательная и психологическая подготовка людей к оптимальным действиям в предконфликтных и конфликтных ситуациях.

Помимо низкой конфликтоустойчивости, типичной личностной причиной возникновения конфликтов выступает плохо развитая у человека способность к эмпатии, т.е. пониманию эмоционального состояния другого человека, сопереживанию и сочувствованию ему. Недостаточность эмпатийных личностных качеств приводит к тому, что человек ведет себя неадекватно в ситуации социального взаимодействия, поступает не так, как этого ожидают партнеры по общению. Оценка поведения человека, который не понимает эмоций и чувств партнера по взаимодействию, как нежелательного или недопустимого может вызвать конфликтную реакцию. 

Завышенный или заниженный уровень притязаний тоже способствует возникновению межличностных и внутриличностных конфликтов. Уровень притязаний характеризует, во-первых, уровень трудности, достижения которого является общей целью серии будущих действий (идеальная перспективная цель); во-вторых, выбор субъектом цели очередного действия, формирующийся в результате успеха или неудачи прошлых действий; в-третьих, желаемый уровень самооценки личности. Человек нередко переживает внутриличностные конфликты, связанные с завышенными желаниями и недостаточными возможностями для их удовлетворения. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих. Заниженная оценка имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, тенденцию избегать ответственности и т.д.

Одной из наиболее часто встречающихся личностных причин конфликтов является различные акцентуации характера. Они проявляются в чрезмерной выраженности отдельных черт характера или их сочетаний у конкретного человека и представляют крайние варианты нормы, граничащие с психопатией.

Итак, на основе всего вышеизложенного представляется целесообразным сформировать следующую систему выводов:

  1. Причины возникновения конфликтов подразделяются на:
    • Объективные;
    • Организационно-управленческие;
    • Социально-психологические;
    • Личностные.
  1. К объективным причинам относятся:
    • Естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности. 
    • Слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей.
    • Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ.
    • Образ жизни.
    • Достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгруппных отношений граждан России, СССР, Российской Федерации, способствующие возникновению конфликтов.
  1. К организационно-управлеческим причинам относятся:
    • Струтктурно-организационные;
    • Функционально-организационные;
    • Личностно-функциональные;
    • Ситуативно-управленческие.
  1. К социально-психологическим причинам относятся:
    • Возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации.
    • Несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей.
    • Естественный различный подход к оценке сложных событий.
    • Различия в способах оценки результатов деятельности и личности друг друга.
    • Психологическая несовместимость.
    • Напряженные межличностные отношения.
    • Внутригрупповой фаворитизм.
    • Конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами.
    • Ограниченные способности человека к децентрации.
    • Стремление к власти.
    • Желание получать от окружающих больше, чем отдавать им.
  1. К личностным причинам относятся:
    • Оценка поведения другого как недопустимого.
    • Низкий уровень социально-психологической компетентности.
    • Низкая конфликтоустойчивость.
    • Плохо развитая у человека способность к эмпатии.
    • Завышенный или заниженный уровень притязаний.
    • Различные акцентуации характера, типы темперамента.

Все вышеуказанные причины конфликтов не существуют обособленно. Зачастую в формировании конфликта имеет место совокупность причин, относящихся к разным категориям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Функции конфликтов.

В представлениях многих людей конфликты ассоциируются с сугубо отрицательными явлениями: войнами и революциями, междоусобицами и скандалами. Поэтому, как правило, конфликт представляется как явление нежелательное и вредное. На самом же деле это не всегда так. Последствия конфликта могут быть как отрицательными, так и положительными.

Функция конфликта - та роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: социальным группам, организациям и индивидам.

С точки зрения функций, конфликт  — достаточно противоречивое  явление. Вступая в противоборство, люди могут добиться реализации поставленных целей. Но часто трудно предугадать даже не очень отдаленные последствия, которые за этим последуют. При этом последствия могут носить как положительный, так и отрицательный характер для участников конфликта. Работник, который вступил в конфликтные отношения с администрацией, может добиться своей ближайшей цели, например, выплаты компенсации за вынужденный прогул. Но через какое-то время за этим может последовать увольнение его с работы под каким-либо благовидным предлогом. Для уволенного сотрудника это скорее всего будет отрицательная функция. Но вслед за этим он может устроиться и на более привлекательное, чем прежде, место работы. И тогда это будет положительная функция конфликта.

Если функция конфликта положительная для его участников, говорят о  функциональном  конфликте, в противном случае - это дисфункциональный конфликт, результаты которого являются негативными для его участников, и на которые они не рассчитывали.

Следует особо подчеркнуть, что оценка функций конфликта в качестве положительной или отрицательной всегда носит конкретный характер. С точки зрения одного субъекта конфликта, он может рассматриваться как положительный, с точки зрения другого — как отрицательный. Другими словами, существует субъектная относительность в оценке характера функции конфликта. Кроме того, один и тот же конфликт в разных отношениях и в разное время может оцениваться с различных или даже противоположных позиций. Это свидетельствует о релятивистском характере функций конфликта.

Так, Октябрьская социалистическая революция так же, как и победа в начале 90-х годов сил, которые выступали под лозунгом реформ, у нас в стране рассматривались по-разному в разное время и различными социальными слоями.

Все это свидетельствует о том, что конфликт — это функционально противоречивое явление,  а соотношение его положительных и отрицательных функций всегда должно рассматриваться конкретно.

Однако, несмотря на всю релятивность оценок функций конфликта, по своему смыслу, значению и роли их можно разделить на две группы:

1) конструктивные (положительные) функции конфликта;

2) деструктивные (отрицательные) функции конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Деструктивные  функции конфликтов.

Рассмотрим более подробно деструктивные функции конфликтов. В первую очередь необходимо отметить, что они имеют влияние, как на личностном, так и на групповом уровне. На личностном уровне деструктивные функции отражаются следующим образом  (см. табл. 6)9:

Таблица 6

  1. Истощение личностных ресурсов — материальных, духовных и жизненных сил — в результате конфликтного взаимодействия. Любой конфликт требует от личности мобилизации значительной части возможностей, которые направляются на его завершение. Часто ориентиром становится достижение собственных целей.
  2. Деструкция системы межличностных отношений, сложившихся между субъектами взаимодействия до начала конфликта. Какими бы ни были взаимоотношения в момент возникновения противоречий, противодействие, ставшее реальностью, резко изменяет их характер. С момента первого инцидента появляющаяся неприязнь и возрастающая враждебность к другой стороне нарушают сложившиеся до конфликта взаимные связи.
  3. Негативное отражение на эффективности деятельности оппонентов. Конфликт требует максимальной концентрации. В результате меньше внимания уделяется основной деятельности. Задачи остаются прежними, но отдачи от любого из участников конфликта может не быть. Да и после конфликта оппоненты не всегда способны быстро восстановить прежнюю продуктивность.
  4. Выраженное негативное воздействие на психическое состояние участников конфликта. Чаще всего здесь упоминают резкое изменение настроения участников конфликта, но это не единственная проблема. Изменяется восприятие ситуации, возрастает нервное напряжение, что мешает адекватно оценивать обстановку.
  5. Психологическое и физическое насилие. Большое количество умышленных убийств — последствие эскалации конфликтов. Сама форма взаимодействия — противодействие — становится генератором для поиска средств в целях нанесения максимального ущерба. В определенный момент насилие способно стать еще одним средством завершения противоречия.
  6. Закрепление в социальном опыте агрессивных способов решения проблем. Зачастую встречающееся стремление к достижению результата любой ценой, победы, ставшие результатом агрессивного давления, безальтернативное желание взять верх над оппонентом могут стать обычной практикой в подобных ситуациях социального взаимодействия. Успех, достигнутый таким путем, становится стереотипом поведения.
  7. Возникновение стрессовых состояний, резкое возрастание вероятности заболеваний, особенно сердечно-сосудистых, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта. Достаточно ярким примером может быть положение руководителя, как роль достаточно конфликтная и одновременно ведущая к подобным заболеваниям.
  8. Формирование негативного образа «другого» — «образа врага», который способствует созданию негативной установки по отношению к оппоненту, готовности действовать в ущерб ему.
  9. Отрицательное влияние на развитие личности, что способствует формированию у человека неверия в справедливость, убежденность, что сильный всегда прав, мнения о том, что в данном коллективе ничего нового внедрить не удастся.

Информация о работе Причины возникновения конфликтов