На групповом уровне деструктивные
функции имеют следующие формы (см. табл.
7)10:
Таблица 7
- Формируется установка
на приемлемость насильственных действий: успех применения насилия в
отстаивании интересов группы формирует
ее убежденность в необходимости его использования.
- Происходит «деиндивидуализация» взаимного восприятия
сторон конфликта, что является результатом эмоциональной
напряженности. Противостояние оппонентов,
их групп поддержки в коллективе ослабляет
самосознание каждого в отдельности и
ориентирует на цели группы. Поскольку
позиция и цели такой группы «единственно
правильные» и значимые, противоположная
сторона всегда не права, каких бы взглядов
ни придерживались отдельные ее члены.
Восприятие друг друга осуществляется
по принципу «Мы — Они».
- Разрушаются традиции
общения, коммуникативных взаимосвязей
в коллективе, организации. Конфликтное
взаимодействие в любых своих проявлениях
предполагает общение оппонентов. Оно
выступает как средство воздействия, оказания
давления, приобретая в условиях эскалации
ярко выраженный негативный характер.
- Возрастает возможность
отрицательного влияния на взаимоотношения
в коллективе. Анализ конфликтной ситуации
показывает, что достаточно часто на стороне
обеих конфликтующих сторон выступают
другие члены коллектива. Подобное разделение
способно не только внести разлад в функциональные
взаимосвязи, но и породить новые конфликты
между сторонниками противоположных позиций.
В конечном итоге снижается удовлетворенность
бывших коллег принадлежностью к своему
коллективу, вернуть которую зачастую
оказывается невозможно.
- Ослабевает ценностно-ориентационное
единство группы, снижается групповая сплоченность.
При всем разнообразии мнений, установок
в коллективе фиксируется совпадение
позиций по ключевым целям. Связующим
звеном выступает деятельность, объединяющая индивидуальности. Конфликтная
ситуация приводит к разделению коллектива,
разрушая сложившееся положение.
- Ухудшается качество
совместной деятельности коллектива, которое происходит,
когда конфликт медленно затухает; когда
своих целей добился оппонент, который
был неправ; когда конфликт оказался длительным
и др.
- Возрастает возможность подкрепления
деструктивного лидерства в коллективе того, кто способен
играть такую роль только в конфликтной
ситуации.
- Ухудшается социально-психологический
климат в группе.
Таковы основные деструктивные
последствия конфликта, которые между
собой взаимосвязаны и носят конкретный
и относительный характер. Здесь уместно
вспомнить известное положение: абстрактной
истины нет, истина всегда конкретна. Победа
одного чаще всего означает поражение
другого.11
2.2 Конструктивные
функции конфликтов.
Как и деструктивные, конструктивные
функции отражаются на личностном и групповом
уровнях. Рассмотрим личностный уровень
(см. табл. 8)12:
Таблица 8
- Происходит полное
или частичное устранение противоречия, возникающего в силу несовершенства
организации деятельности, ошибок управления,
отдельных работников и т. п. Конфликт
высвечивает нерешенные вопросы, которые
привели к возникновению непримиримых
противоречий. Данная функция стоит одной
из первых в ряду факторов, обеспечивающих
жизнестойкость конфликтного поведения.
- Позволяет более
глубоко оценить индивидуально-психологические
особенности людей, их порядочность и деловитость,
тестирует ценностные ориентации человека,
относительную силу его мотивов, направленных
на деятельность, на себя и т. д. Наконец,
важным итогом конфликтной ситуации становится
выявление степени психологической устойчивости
к стрессовым факторам, которую члены
коллектива будут обязательно учитывать
в ходе совместной деятельности, влекущей
новые трудные ситуации.
- Позволяет ослабить
психическую напряженность — реакцию участников на конфликт,
одной из характеристик которого всегда
являются негативные эмоции. Конфликтное
взаимодействие способно снять у человека
эмоциональную напряженность, вызванную
осознанием трудноразрешимых противоречий.
Впоследствии разрешение конфликта через
компромисс или сотрудничество может
и вовсе свести их на нет.
- Служит источником
развития личности, опыта в межличностных
отношениях. Процессы социализации и адаптации,
сопровождающие человека, проходят и через
плоскость конфликтных отношений, в значительной
мере обогащая информацией о возможностях
и вариантах преодоления противоречий.
Это, безусловно, расширяет сферу и способы
взаимодействия человека с окружающими,
дает новый социальный опыт решения трудных
ситуаций.
- Может улучшить качество
индивидуальной деятельности. Парадоксальная, на первый взгляд,
функция конфликта нашла подтверждение
в исследовательской практике. В первую
очередь это характерно для начальных
этапов конфликта, когда демонстрация
персональных результатов может способствовать
занятию более выгодной позиции, влиянию
на общественное мнение. Наиболее выражено
это в деятельности молодежи.
- При отстаивании
справедливых целей в конфликте оппонент
повышает свой авторитет у окружающих. Несмотря на то, что в целом справедливость целей может быть достаточно относительным понятием, для группы сторонников оппонента, да и за пределами этого круга, в коллективе представления о ней однозначны. Решение идти на конфликт ради нее становится
в восприятии людей вполне конструктивным
шагом.
- Является одним из
средств самоутверждения личности. Попытка решения противоречий,
пусть и конфликтным путем, может стать
возможностью проявления своей позиции
по отношению к проблемам коллектива,
возможностью выделиться как личности,
имеющей собственный взгляд на них. В конечном
итоге это становится путем формирования
активной позиции во взаимодействии с
окружающими.
На групповом уровне конструктивные
функции конфликта выглядят следующим
образом (см. табл. 9)13:
Таблица 9
- Высвечивает нерешенные
проблемы в деятельности группы, особенно там, где члены группы
привыкли скрывать или гасить их. В одном
случае конфликт дает возможность выработки
мер «по канализации социального недовольства и негативных эмоций»14, а в другом — выступает инструментом
превентивного пресечения недобросовестного
поведения, с помощью которого руководитель
или группа могут регулировать поведение
отдельных лиц.
- Зондирует общественное
мнение, коллективные настроения, социальные
установки, актуализирует гуманистические
ценности, позволяет оценить их общность
и антагонизм. Как указывает Л. Козер: «Борьба может соединять вместе индивидуумов и группы, не связанных какими-либо отношениями. Коалиции и временные союзы в большей степени, чем постоянные и сплоченные группы, будут являться результатом конфликтов, в которых затрагиваются, в первую очередь, прагматические интересы участников».15
- Выступает средством
активизации социальной жизни группы
или общества, поддерживает социальную активность
людей, способствует предотвращению застоя,
служит источником развития. Нужно учесть
и тот факт, что отсутствие конфликтов
может быть свидетельством слабости групповой
структуры, которая накапливает негативизм
и враждебность вместо того, чтобы открыто
разрешать противоречия, осознав конфликт
как допустимое при определенных условиях
средство.
- Способствует созданию
новых, более благоприятных условий, к которым легче адаптируются
члены коллектива. Обстановка, в которой
существует группа, деятельность, которой
она занимается, подвержены изменениям. Гибкое отношение к конфликту дает возможность учесть это и сформировать новые нормы, традиции, позволяющие успешно жить и работать с учетом изменений.
- Выполняет функцию
сплочения группы перед лицом внешних трудностей,
группа приобретает качественно новое
состояние. В первую очередь это касается
ситуаций конфликтов с другой группой, имеющей иные интересы и ценности.
В таких конфликтах мобилизуются усилия
всех членов и стираются внутренние различия.
- Способствует поиску
продуктивных решений проблем. Данная функция проявляется
особенно ярко там, где при наличии четких
критериев оценки деятельности значим
вклад каждого члена коллектива и имеется опыт конструктивного преодоления противоречий. В первую очередь это касается групп, ориентированных на предметно-познавательную деятельность.
- Оптимизирует межличностные
отношения, может благоприятно влиять
на взаимоотношения в коллективе. Конфликт
позволяет устранить проблемы в отношениях.
Факт снижения напряженности между оппонентами
играет стабилизирующую роль, в результате
чего устанавливается более доброжелательная
обстановка, что происходит почти в каждом
втором конфликте. В то же время ярче всего
это проявляется в ситуациях, когда ключевые
интересы и ценности не затронуты.
Итак, вышеперечисленные функции
конфликтов показывают и доказывают нам,
что конфликт может нести в себе не только
негативные последствия, но и положительные
результаты, как для личности, так и для
коллектива.
На основе изложенной информации
следует сделать следующие выводы:
- Функция конфликта – это та роль, которую выполняет
конфликт по отношению к обществу и его
различным структурным образованиям:
социальным группам, организациям и индивидам.
- Функции конфликтов подразделяются
на 2 группы:
- Деструктивные функции проявляются
на личностном уровне:
- Истощает личностные ресурсы;
- Негативно влияет на эффективность
деятельности оппонентов;
- Может сопровождаться насилием
и гибелью людей;
- Сопровождается стрессом, способен вызывать ухудшение здоровья;
- Отрицательное влияние на развитие
личности;
- Формирует негативный образ
«другого»;
- Закрепляет в социальном опыте
агрессивные способе завершения противоречий;
- Негативно воздействует на
психику участников;
- Создает деструкцию межличностных
отношений.
- Также деструктивные функции
проявляются на групповом уровне:
- Частые конфликты ослабляют
ценностно-ориентационное единство группы;
- Ухудшается социально-психологический
климат в группе;
- Нарушается сложившаяся система
взаимоотношений в коллективе;
- Разрушение традиций общения
в группе;
- «Деиндивидуализация» взаимного восприятия оппонирующих
сторон в одной группе;
- Способствует ухудшению качества
совместной деятельности;
- Формирует установку на приемлемость
насильственных действий;
- Способствует деструктивному
лидерству в коллективе.
- Конструктивные функции на
личностном уровне имеют следующие выражения:
- Происходит полное или частичное
устранение противоречия;
- Позволяет более глубоко оценить
индивидуально-психологические особенности
людей;
- Позволяет ослабить психическую
напряженность;
- Служит источником развития
личности;
- Может улучшить качество индивидуальной
деятельности;
- При отстаивании справедливых
целей в конфликте оппонент повышает свой
авторитет у окружающих;
- Является одним из средств самоутверждения
личности.
- Конструктивные функции на
групповом уровне:
- Высвечивает нерешенные проблемы
в деятельности группы;
- Зондирует общественное мнение;
- Выступает средством активизации
социальной жизни группы или общества;
- Способствует созданию новых,
более благоприятных условий;
- Выполняет функцию сплочения
группы;
- Способствует поиску продуктивных
решений проблем;
- Оптимизирует межличностные
отношения.
Заключение
Из изложенного в курсовой работе
можно сделать вывод, что конфликт – это
естественная форма межличностных отношений,
обусловленная особенностями характера
и поведения личности.
Регулировать и управлять возникающими
повсеместно конфликтами возможно и целесообразно
лишь в том случае, если известны механизмы
их функционирования. В первую очередь,
причины их возникновения.
На основе проведенного исследования
можно сделать вывод о том, что существуют
4 категории причин возникновения конфликтов:
объективные; организационно-управленческие;
социально-психологические; личностные.
Все они являются «плодородной
почвой» для возникновения конфликтов.
Также следует отметить, что вышеуказанные
причины не существуют и не воздействуют
на поведение людей изолированно. Послужить
катализатором возникновения конфликта
может совокупность различного рода причин,
принадлежащих к разным группам.