Причины возникновения конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Жизненная практика людей показывает, что межличностные отношения протекают зачастую в условиях конфликтов, которые являются неотъемлемой частью человеческий отношений и поэтому существуют столько, сколько существует человек. Современные исследования немецких, австрийских, американских социологов начала ХХ века: Л. Гумплович, Д. Смолли, У.Самнер, Г.Зиммель, рассматривают конфликты как неизбежное явление в общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы и присущего личности инстинкта агрессивности.
Конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия, это форма отношения между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Содержание

Введение 3
1. Причины возникновения конфликтов 5
1.1 Объективные причины возникновения конфликтов 6
1.2 Организационно-управленческие причины возникновения конфликтов 9
1.3 Социально-психологические причины возникновения конфликтов 13
1.4 Личностные причины возникновения конфликтов 20
2. Функции конфликтов 25
2.1 Деструктивные функции конфликтов 27
2.2 Конструктивные функции конфликтов 32
Заключение 39
Список использованной литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик Причины возникновения конфликтов.docx

— 417.67 Кб (Скачать файл)

На групповом уровне деструктивные функции имеют следующие формы (см. табл. 7)10:

Таблица 7

  1. Формируется установка на приемлемость насильственных действий: успех применения насилия в отстаивании интересов группы формирует ее убежденность в необходимости его использования.  
  2. Происходит «деиндивидуализация» взаимного восприятия сторон конфликта, что является результатом эмоциональной напряженности. Противостояние оппонентов, их групп поддержки в коллективе ослабляет самосознание каждого в отдельности и ориентирует на цели группы. Поскольку позиция и цели такой группы «единственно правильные» и значимые, противоположная сторона всегда не права, каких бы взглядов ни придерживались отдельные ее члены. Восприятие друг друга осуществляется по принципу «Мы — Они».
  3. Разрушаются традиции общения, коммуникативных взаимосвязей в коллективе, организации. Конфликтное взаимодействие в любых своих проявлениях предполагает общение оппонентов. Оно выступает как средство воздействия, оказания давления, приобретая в условиях эскалации ярко выраженный негативный характер.
  4. Возрастает возможность отрицательного влияния на взаимоотношения в коллективе. Анализ конфликтной ситуации показывает, что достаточно часто на стороне обеих конфликтующих сторон выступают другие члены коллектива. Подобное разделение способно не только внести разлад в функциональные взаимосвязи, но и породить новые конфликты между сторонниками противоположных позиций. В конечном итоге снижается удовлетворенность бывших коллег принадлежностью к своему коллективу, вернуть которую зачастую оказывается невозможно.
  5. Ослабевает ценностно-ориентационное единство группы, снижается групповая сплоченность. При всем разнообразии мнений, установок в коллективе фиксируется совпадение позиций по ключевым целям. Связующим звеном выступает деятельность, объединяющая индивидуальности. Конфликтная ситуация приводит к разделению коллектива, разрушая сложившееся положение.
  6. Ухудшается качество совместной деятельности коллектива, которое происходит, когда конфликт медленно затухает; когда своих целей добился оппонент, который был неправ; когда конфликт оказался длительным и др.
  7. Возрастает возможность подкрепления деструктивного лидерства в коллективе того, кто способен играть такую роль только в конфликтной ситуации.
  8. Ухудшается социально-психологический климат в группе.

Таковы основные деструктивные последствия конфликта, которые между собой взаимосвязаны и носят конкретный и относительный характер. Здесь уместно вспомнить известное положение: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Победа одного чаще всего означает поражение другого.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Конструктивные  функции конфликтов.

Как и деструктивные, конструктивные функции отражаются на личностном и групповом уровнях. Рассмотрим личностный уровень (см. табл. 8)12:

Таблица 8

  1. Происходит полное или частичное устранение противоречия, возникающего в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, отдельных работников и т. п. Конфликт высвечивает нерешенные вопросы, которые привели к возникновению непримиримых противоречий. Данная функция стоит одной из первых в ряду факторов, обеспечивающих жизнестойкость конфликтного поведения.
  2. Позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, их порядочность и деловитость, тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя и т. д. Наконец, важным итогом конфликтной ситуации становится выявление степени психологической устойчивости к стрессовым факторам, которую члены коллектива будут обязательно учитывать в ходе совместной деятельности, влекущей новые трудные ситуации.
  3. Позволяет ослабить психическую напряженность — реакцию участников на конфликт, одной из характеристик которого всегда являются негативные эмоции. Конфликтное взаимодействие способно снять у человека эмоциональную напряженность, вызванную осознанием трудноразрешимых противоречий. Впоследствии разрешение конфликта через компромисс или сотрудничество может и вовсе свести их на нет.
  4. Служит источником развития личности, опыта в межличностных отношениях. Процессы социализации и адаптации, сопровождающие человека, проходят и через плоскость конфликтных отношений, в значительной мере обогащая информацией о возможностях и вариантах преодоления противоречий. Это, безусловно, расширяет сферу и способы взаимодействия человека с окружающими, дает новый социальный опыт решения трудных ситуаций.
  5. Может улучшить качество индивидуальной деятельности. Парадоксальная, на первый взгляд, функция конфликта нашла подтверждение в исследовательской практике. В первую очередь это характерно для начальных этапов конфликта, когда демонстрация персональных результатов может способствовать занятию более выгодной позиции, влиянию на общественное мнение. Наиболее выражено это в деятельности молодежи.
  6. При отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих. Несмотря на то, что в целом справедливость целей может быть достаточно относительным понятием, для группы сторонников оппонента, да и за пределами этого круга, в коллективе представления о ней однозначны. Решение идти на конфликт ради нее становится в восприятии людей вполне конструктивным шагом.
  7. Является одним из средств самоутверждения личности. Попытка решения противоречий, пусть и конфликтным путем, может стать возможностью проявления своей позиции по отношению к проблемам коллектива, возможностью выделиться как личности, имеющей собственный взгляд на них. В конечном итоге это становится путем формирования активной позиции во взаимодействии с окружающими.

На групповом уровне конструктивные функции конфликта выглядят следующим образом (см. табл. 9)13:

Таблица 9

  1. Высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы, особенно там, где члены группы привыкли скрывать или гасить их. В одном случае конфликт дает возможность выработки мер «по канализации социального недовольства и негативных эмоций»14, а в другом — выступает инструментом превентивного пресечения недобросовестного поведения, с помощью которого руководитель или группа могут регулировать поведение отдельных лиц.
  2. Зондирует общественное мнение, коллективные настроения, социальные установки, актуализирует гуманистические ценности, позволяет оценить их общность и антагонизм. Как указывает Л. Козер: «Борьба может соединять вместе индивидуумов и группы, не связанных какими-либо отношениями. Коалиции и временные союзы в большей степени, чем постоянные и сплоченные группы, будут являться результатом конфликтов, в которых затрагиваются, в первую очередь, прагматические интересы участников».15
  3. Выступает средством активизации социальной жизни группы или общества, поддерживает социальную активность людей, способствует предотвращению застоя, служит источником развития. Нужно учесть и тот факт, что отсутствие конфликтов может быть свидетельством слабости групповой структуры, которая накапливает негативизм и враждебность вместо того, чтобы открыто разрешать противоречия, осознав конфликт как допустимое при определенных условиях средство.
  4. Способствует созданию новых, более благоприятных условий, к которым легче адаптируются члены коллектива. Обстановка, в которой существует группа, деятельность, которой она занимается, подвержены изменениям. Гибкое отношение к конфликту дает возможность учесть это и сформировать новые нормы, традиции, позволяющие успешно жить и работать с учетом изменений.
  5. Выполняет функцию сплочения группы перед лицом внешних трудностей, группа приобретает качественно новое состояние. В первую очередь это касается ситуаций конфликтов с другой группой, имеющей иные интересы и ценности. В таких конфликтах мобилизуются усилия всех членов и стираются внутренние различия.
  6. Способствует поиску продуктивных решений проблем. Данная функция проявляется особенно ярко там, где при наличии четких критериев оценки деятельности значим вклад каждого члена коллектива и имеется опыт конструктивного преодоления противоречий. В первую очередь это касается групп, ориентированных на предметно-познавательную деятельность.
  7. Оптимизирует межличностные отношения, может благоприятно влиять на взаимоотношения в коллективе. Конфликт позволяет устранить проблемы в отношениях. Факт снижения напряженности между оппонентами играет стабилизирующую роль, в результате чего устанавливается более доброжелательная обстановка, что происходит почти в каждом втором конфликте. В то же время ярче всего это проявляется в ситуациях, когда ключевые интересы и ценности не затронуты.

Итак, вышеперечисленные функции конфликтов показывают и доказывают нам, что конфликт может нести в себе не только негативные последствия, но и положительные результаты, как для личности, так и для коллектива.

На основе изложенной информации следует сделать следующие выводы:

  1. Функция конфликта – это та роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: социальным группам, организациям и индивидам.
  2. Функции конфликтов подразделяются на 2 группы:
    • Деструктивные;
    • Конструктивные.
  1. Деструктивные функции проявляются на личностном уровне:
    • Истощает личностные ресурсы;
    • Негативно влияет на эффективность деятельности оппонентов;
    • Может сопровождаться насилием и гибелью людей;
    • Сопровождается стрессом, способен вызывать ухудшение здоровья;
    • Отрицательное влияние на развитие личности;
    • Формирует негативный образ «другого»;
    • Закрепляет в социальном опыте агрессивные способе завершения противоречий;
    • Негативно воздействует на психику участников;
    • Создает деструкцию межличностных отношений.
  1. Также деструктивные функции проявляются на групповом уровне:
    • Частые конфликты ослабляют ценностно-ориентационное единство группы;
    • Ухудшается социально-психологический климат в группе;
    • Нарушается сложившаяся система взаимоотношений в коллективе;
    • Разрушение традиций общения в группе;
    • «Деиндивидуализация» взаимного восприятия оппонирующих сторон в одной группе;
    • Способствует ухудшению качества совместной деятельности;
    • Формирует установку на приемлемость насильственных действий;
    • Способствует деструктивному лидерству в коллективе.
  1. Конструктивные функции на личностном уровне имеют следующие выражения:
    • Происходит полное или частичное устранение противоречия;
    • Позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей;
    • Позволяет ослабить психическую напряженность;
    • Служит источником развития личности;
    • Может улучшить качество индивидуальной деятельности;
    • При отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих;
    • Является одним из средств самоутверждения личности.
  1. Конструктивные функции на групповом уровне:
    • Высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы;
    • Зондирует общественное мнение;
    • Выступает средством активизации социальной жизни группы или общества;
    • Способствует созданию новых, более благоприятных условий;
    • Выполняет функцию сплочения группы;
    • Способствует поиску продуктивных решений проблем;
    • Оптимизирует межличностные отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Из изложенного в курсовой работе можно сделать вывод, что конфликт – это естественная форма межличностных отношений, обусловленная особенностями характера и поведения личности.

Регулировать и управлять возникающими повсеместно конфликтами возможно и целесообразно лишь в том случае, если известны механизмы их функционирования. В первую очередь, причины их возникновения.

На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что существуют 4 категории причин возникновения конфликтов: объективные; организационно-управленческие; социально-психологические; личностные.

Все они являются «плодородной почвой» для возникновения конфликтов. Также следует отметить, что вышеуказанные причины не существуют и не воздействуют на поведение людей изолированно. Послужить катализатором возникновения конфликта может совокупность различного рода причин, принадлежащих к разным группам.

Информация о работе Причины возникновения конфликтов