Причины неэффективного взаимодействия людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 14:22, реферат

Краткое описание

Взаимодействие является определяющим фактором того, что человек является существом социальным, и что без взаимодействия с обществом или другим человеком, человек не сможет реализовать себя и свои возможности. И сущность взаимодействия заключается в самореализации и самоактуализации человека в социальной среде обитания, и именно взаимодействие является важным способом социализации человека и имеет большое значение для его существования в целом.

Содержание

Содержание:
Введение .......................................................................................3
1.Понятие взаимодействия. Структура взаимодействия.................................................................................................6
Основные критерии и типы взаимодействия.......................................................................................9

Особенности взаимодействия людей.......................................................................................................15
2.Место взаимодействия в структуре общения.............................................19
3.Причины неэффективного общения............................................................25
4.Проблемы взаимодействия людей...............................................................27
Конфликт, классификация конфликтов.............................................................................................28

Заключение.....................................................................................33
Список литературы............................................................

Вложенные файлы: 1 файл

реферат психология.docx

— 247.13 Кб (Скачать файл)

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация — необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.

Каким же образом соединяется непосредственный результат деятельности каждого  участника с конечным результатом  совместной деятельности? Средством  такого соединения являются развившиеся  в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы прежде всего  в кооперации. Важным показателем  «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Поэтому экспериментальные  исследования кооперации чаще всего  имеют дело с анализом вкладов  участников взаимодействия и степени  их включенности в него.

Что касается другого типа взаимодействий — конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован  на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте. При изучении конфликта  социальной психологией прежде всего  необходимо определение собственного угла зрения в этой проблеме, поскольку  конфликты выступают предметом  исследования и в ряде других дисциплин: социологии, политологии и пр.

Социальная  психология сосредоточивает свое внимание на двух вопросах: с одной стороны, на анализе вторичных социально-психологических  аспектов в каждом конфликте (например, осознание конфликта его участниками); с другой — на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфическими социально-психологическими факторами. Обе эти задачи могут быть успешно  решены лишь при наличии адекватной понятийной схемы исследования. Она должна охватить как минимум четыре основные характеристики конфликта: структуру, динамику, функцию и типологию конфликта [9].

Структура конфликта описывается по-разному  разными авторами, но основные элементы практически принимаются всеми. Это — конфликтная ситуация, позиции  участников (оппонентов), объект, «инцидент» (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта.

Обыденное представление о том, что всякий конфликт обязательно имеет негативное значение, опровергнуто рядом специальных  исследований. Так, в работах М. Дойча, одного из наиболее видных теоретиков конфликта, называются две разновидности конфликтов: деструктивные и продуктивные.

Определение деструктивного конфликта в большей  степени совпадает с обыденным  представлением. Именно такого типа конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Деструктивный  конфликт чаще становится не зависимым  от причины, его породившей, и легче  приводит к переходу «на личности», чем и порождает стрессы. Для  него характерно специфическое развитие, а именно расширение количества вовлеченных  участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок  в адрес друг друга и остроты  высказываний («экспансия» конфликта). Другая черта — «эскалация» конфликта  означает наращивание напряженности, включение все большего числа  ложных восприятий как черт и качеств  оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост предубежденности против партнера. Понятно, что разрешение такого типа конфликта особенно сложно, основной способ разрешения — компромисс — здесь реализуется с большими затруднениями.

Продуктивный  конфликт чаще возникает в том  случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а  порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию более всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения — она становится более «легитимной». Сам факт другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешения, а значит, и нахождения оптимального решения дискутируемой проблемы.

Представление о двух возможных разновидностях конфликтного взаимодействия дает основание  для обсуждения важнейшей общетеоретической  проблемы конфликта: пониманию его  природы как психологического феномена. В самом деле: есть ли конфликт лишь форма психологического антагонизма или это обязательно наличие конфликтных действий.Подробное описание различных конфликтов в их сложности и многообразии позволяет сделать вывод о том, что оба названные компоненты есть обязательные признаки конфликта.

 Проблема  исследования конфликта имеет  много практических приложений  в плане разработки различных  форм отношения к нему (разрешение конфликта, предотвращение конфликта, профилактика его, ослабление и т.д.) и прежде всего в ситуациях делового общения: например в производстве.

При анализе  различных типов взаимодействия принципиально важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия. Так  можно констатировать кооперативную  форму взаимодействия не только в  условиях производства, но, например, и  при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков — совместного  ограбления, кражи и т.д. Поэтому  кооперация в социально-негативной деятельности не обязательно та форма, которую необходимо стимулировать: напротив, деятельность, конфликтная в условиях асоциальной деятельности, может оцениваться позитивно. Кооперация и конкуренция лишь формы «психологического рисунка» взаимодействия, содержание же и в том и в другом случае задается более широкой системой деятельности, куда кооперация или конкуренция включены. Поэтому при исследовании как кооперативных, так и конкурентных форм взаимодействия недопустимо рассматривать их обе вне общего контекста деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности взаимодействия людей

При рассмотрении особенностей связей между людьми обычно выделяют два вида взаимозависимости - кооперацию и конкуренцию. В первом случае (кооперация) некоторое количество индивидов вступает в контакт  друг с другом и осуществляет согласованные  действия с целью достижения определенной цели. Обычно речь идет о цели, которую  невозможно достичь, действуя в одиночку. Уровень кооперации возрастает по мере того, как люди осознают свою взаимозависимость  и необходимость доверия друг к другу. Во втором случае (конкуренция) действия нескольких индивидов происходят в условиях соревнования, где выигрыш  возможен только для одного человека. Например, игра в шахматы.

Указанные два вида взаимодействия не следует  противопоставлять, рассматривая как  взаимоисключающие. Так, существует немало соревновательных по форме ситуаций, в которых обе участвующие  стороны могут выиграть посредством  кооперативных действий. Возьмем, например, научную дискуссию. Конечно, каждому  из ее участников хочется, чтобы его  позиция возобладала над остальными. Однако в процессе научного спора, высказывая собственные аргументы в пользу своей концепции, все его участники  движутся в направлении поиска истины. Дипломатия также представляет собой  взаимозависимые отношения, которые  включают и соревновательные, и кооперативные  элементы.

В целом, зависимость одного человека от другого  увеличивает возможности влияния. Такой вид взаимозависимых отношений, при котором подверженность влиянию  сравнительно велика, можно отметить в случаях доминирования, включая  власть. Хотя термины «власть» и  «влияние» иногда используют как  взаимозаменяемые, отождествлять эти  понятия нельзя. Обычно власть ассоциируется  с тем или иным принуждением, пусть  даже в «мягкой» форме. В самом  крайнем случае наличие власти предполагает ситуацию принудительного доминирования. При этом люди, на которых направлено воздействие власти, не имеют никаких альтернатив, кроме подчинения. Когда мы говорим о влиянии, то обычно имеем в виду передачу информации, для того, чтобы изменить мнение или поведение индивида (группы лиц). При этом данные индивиды располагают более чем одной альтернативой в качестве ответной реакции.

Самый важный аспект власти (это касается и межличностных  отношений) состоит в том, что  она является функцией зависимости. Так, чем больше индивид Б зависит  от индивида А, тем большей властью  обладает А над Б. Если вы обладаете  чем-то таким, что требуется другим людям, но что контролируется только вами, то вы ставите этих людей в  зависимость от вас. Поэтому вы получаете  власть над ними. Порой человек, находящийся  в организации на сравнительно низком иерархическом уровне, обладает важными  знаниями, которыми могут не располагать  другие сотрудники, занимающие более  высокие места на служебной лестнице. В подобных случаях чем важнее данная информация, тем больше власти имеет первый над вторыми. Способность  человека уменьшать неопределенность ситуации для своей группы также  увеличивает его доминирование  и индивидуальную потенциальную  власть. Вот почему иные работники  утаивают информацию или окутывают  свои действия покровом секретности. Подобная практика может создать впечатление, что деятельность такого работника  является более сложной и важной, чем она есть на самом деле.

Обычно  психологи выделяют три следующих  процесса, благодаря которым люди оказываются под тем или иным влиянием. Это уступчивость, идентификация  и интернализация. Одно и то же поведение может быть производным любого из этих процессов или же их сочетания. Допустим, вы говорите другому человеку, чтобы он что-то сделал, и тот это делает. Поведение данного человека может являться следствием его уступчивости, идентификации или интернализации. Рассмотрим эти процессы.

Уступчивость  проистекает из того, что человек (иногда неосознаваемо) прикидывает про себя, во что ему обойдется невыполнение данного требования или приказа, какова может быть «цена» непослушания. Индивид следует какому-либо приказу, но сам, возможно, испытывает чувство негодования, или, наоборот, чувство покорности. Любое влияние человека, имеющего власть, например, руководителя в организации, может основываться на уступчивости, особенно, когда есть страх наказания или желание получить вознаграждение. При этом руководители имеют основания рассчитывать на уступчивость в течение всего времени, пока они контролируют то, в чем нуждаются их подчиненные.

Идентификация отмечается тогда, когда один человек  оказывается под влиянием другого  человека вследствие привлекательности  последнего. Этот другой может вызывать у первого симпатию или предоставлять  нечто, к чему первый стремится, например, значительную позицию, положение в  обществе. В социальной психологии обычно под идентификацией понимают отождествление индивидом себя с  другим человеком, группой лиц. Осознаваемо  или неосознаваемо индивид приписывает себе определенные свойства другого лица или группы. Многие лидеры, в том числе политические деятели, часто оказывают воздействие на других людей именно потому, что те идентифицируют себя с этими лидерами.

 

Интернализация осуществляется тогда, когда некто (часто официальный или неофициальный лидер) обладает достаточной компетентностью, чтобы пользоваться доверием других людей. В таком случае люди полагают, что предложения данного лица являются для них наилучшим курсом действий. Его мнения и оценки считаются надежными, заслуживающими доверия. Итог процесса интернализации состоит в том, что требования, высказываемые этим авторитетным человеком, безоговорочно принимаются другим лицом и становятся его собственными требованиями к себе самому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Место взаимодействия в структуре общения

Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые  связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Исследование проблемы взаимодействия имеет в  социальной психологии давнюю традицию. Интуитивно легко допустить несомненную  связь, которая существует между  общением и взаимодействием людей, однако трудно развести эти понятия  и тем самым сделать эксперименты более точно ориентированными. Часть  авторов просто отождествляют общение  и взаимодействие, интерпретируя  и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т.е. как  обмен информацией), другие рассматривают  отношения между взаимодействием  и общением как отношение формы  некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о связанном, но все же самостоятельном существовании  общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции. Часть этих разночтений  порождена терминологическими трудностями, в частности тем, что понятие  «общение» употребляется то в  узком, то в широком смысле слова. Если придерживаться предложенной при  характеристике структуры общения  схемы, т.е. полагать, что общение  в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком  смысле слова (как обмен информацией), то логично допустить такую интерпретацию  взаимодействия, когда оно предстает  как другая — по сравнению с  коммуникативной — сторона общения. Какая «другая» — на этот вопрос еще надо ответить.

 Если  коммуникативный процесс рождается  на основе некоторой совместной  деятельности, то обмен знаниями  и идеями по поводу этой  деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание  реализуется в новых совместных  попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно  многих людей в этой деятельности  означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

В ходе ее для участников чрезвычайно важно  не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. При  этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида планами, созревшими в голове другого, которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общения раскрывается понятием «взаимодействие», можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий.

В истории  социальной психологии существовало несколько  попыток описать структуру взаимодействий. Так, например, большое распространение  получила так называемая теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах  предлагалось описание индивидуального  акта действия. К этой идее обращались и социологи: (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс) и социальные психологи. Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. Задача всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии.

Примером  того, как реализовалась эта идея, может служить теория Т. Парсонса, в которой была предпринята попытка наметить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия. В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она — результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий. Каждый акт берется сам по себе, изолированно, с точки зрения абстрактной схемы, в качестве элементов которой выступают: а) деятель, б) «другой» (объект, на который направлено действие); в) нормы (по которым организуется взаимодействие), г) ценности (которые принимает каждый участник), д) ситуация (в которой совершается действие). Деятель мотивирован тем, что его действие направлено на реализацию его установок (потребностей). В отношении «другого» деятель развивает систему ориентации и ожиданий, которые определены как стремлением к достижению цели, так и учетом вероятных реакций другого. Может быть выделено пять пар таких ориентации, которые дают классификацию возможных видов взаимодействий. Предполагается, что при помощи этих пяти пар можно описать все виды человеческой деятельности.

Информация о работе Причины неэффективного взаимодействия людей