Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 14:22, реферат
Взаимодействие является определяющим фактором того, что человек является существом социальным, и что без взаимодействия с обществом или другим человеком, человек не сможет реализовать себя и свои возможности. И сущность взаимодействия заключается в самореализации и самоактуализации человека в социальной среде обитания, и именно взаимодействие является важным способом социализации человека и имеет большое значение для его существования в целом.
Содержание:
Введение .......................................................................................3
1.Понятие взаимодействия. Структура взаимодействия.................................................................................................6
Основные критерии и типы взаимодействия.......................................................................................9
Особенности взаимодействия людей.......................................................................................................15
2.Место взаимодействия в структуре общения.............................................19
3.Причины неэффективного общения............................................................25
4.Проблемы взаимодействия людей...............................................................27
Конфликт, классификация конфликтов.............................................................................................28
Заключение.....................................................................................33
Список литературы............................................................
Эта попытка
оказалась неудачной: схема действия,
раскрывающая его «анатомию», была
настолько абстрактной, что никакого
значения для эмпирического анализа
различных видов действий не имела.
Несостоятельной она оказалась
и для экспериментальной
Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским социологом Я. Щепаньским. Для Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: а) пространственного контакта, б) психического контакта (по Щепаньскому, это взаимная заинтересованность), в) социального контакта (здесь это — совместная деятельность), г) взаимодействия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...»), наконец, д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий). Хотя все сказанное относится к характеристике «социальной связи», такой ее вид, как «взаимодействие», представлен наиболее полно. Выстраивание в ряд ступеней, предшествующих взаимодействию, не является слишком строгим: пространственный и психический контакты в этой схеме выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимодействия, и потому схема не снимает погрешностей предшествующей попытки. Но включение в число предпосылок взаимодействия «социального контакта», понятого как совместная деятельность, во многом меняет картину: если взаимодействие возникает как реализация совместной деятельности, то дорога к изучению его содержательной стороны остается открытой. Довольно близкой к описанной схеме является схема, предложенная в отечественной социальной психологии В.Н. Панферовым.
Наконец,
еще один подход к
Жена
обращается к мужу с
Второй
показатель эффективности — адекватное
понимание ситуации (как и в
случае обмена информацией) и адекватный
стиль действия в ней. В социальной
психологии существует много классификаций
ситуаций взаимодействия. Уже упоминалась
классификация, предложенная в отечественной
социальной психологии А.А. Леонтьевым
(социально-ориентированные, предметно-ориентированные
и личностно-ориентированные
Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. На примере использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать «Прекрасно!»,как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Что касается использования манипулятивного или гуманистического стиля взаимодействия, то это отдельная большая проблема, особенно в практической социальной психологии [9].
Важно
сделать общий вывод о том,
что расчленение единого акта
взаимодействия на такие
3.Причины неэффективного общения
Часто причиной
неэффективного общения, взаимонепонимания
и даже конфликтов между людьми становятся
неверные психологические установки
и представления, которые называются
психологическими барьерами в общении.
выделяют следующие наиболее часто встречающиеся
барьеры в общении
1. Барьер
«авторитет». Каждый человек,
сам того не замечая,
2. Барьер
«избегание». Так сложилось,
3. Барьер
«непонимание». Такой
— Фонетический барьер. Непонимание
из-за фонетического барьера
— Семантический барьер. Непонимание
из-за семантического барьера
происходит в том случае, когда
собеседник использует в своей
речи слова, имеющие несколько
значений, т.е. собеседнику знакомы
эти слова, но он не может
понять, в каком именно значении
они употреблены в данном
— Стилистический барьер. Непонимание
из-за стилистического барьера
возникает тогда, когда стиль
речи говорящего не
— Логический барьер. Непонимание
из-за логического барьера
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать следующий вывод: коммуникативные барьеры у каждого человека возникают на уровне подсознания и защищают его мозг от массы ненужной информации. Но помимо положительной, существует также и отрицательная сторона таких барьеров: нужная, но переданная в тяжелой форме информация часто бывает упущена слушателем.
4. Проблемы взаимодействия людей
Общаясь
между собой, люди не только передают
и получают информацию, так или
иначе воспринимают друг друга, но и
определенным образом взаимодействуют.
Социальное взаимодействие является характерной
чертой человеческой жизнедеятельности.
Каждый наш день включает множество
различных по форме и содержанию
типов взаимодействия с другими
людьми. Не случайно многие исследователи
считают, что проблемы взаимодействия
должны занимать центральное место
в социально-психологической
Социальное взаимодействие может также рассматриваться как одна из сторон общения, как коммуникационный процесс, направленный на то, чтобы повлиять на действия и взгляды индивидов, вовлеченных в этот процесс.
Конфликт, классификация конфликтов
Процесс взаимодействия не всегда происходит в желаемом направлении. Между людьми, которые контактируют, могут возникнуть частичные противоречия, а может проявляться и антагонизм позиций, порождённый наличием в них ценностей, целей и мотивов, что взаемозаперечуються. Тогда отношения осложняются до такой степени, что говорят о возникновении межличностного конфликта, под которым принято понимать столкновение противоположных взглядов, интересов и действий отдельных людей и групп. На психологическом уровне противоречие проявляется в сильных негативных переживаниях участников относительно ситуации, оппонентов и самих себя. То есть в конфликтов высокая психологическая цена - многообразие негативных эмоций, стрессов, переживаний, разочарований, потерь, грехов. Конфликт может привести к изменению системы отношений и ценностей. В условиях конфликта люди словно по-другому начинают воспринимать реальность, прибегать к действиям, которые обычно им не свойственные. Важно подчеркнуть, что в конфликт перерастает не будь-яка противоречие, а, как правило, такая, в которой представлены самая потребности, стремления, интересы, цели людей, социальный статус личности, ее престиж.
Если конфликт своевременно не решается, то это может привести к неврозов, болезненных состояний, стойкого расстройства отношений между индивидами, которые взаимодействуют.
С точки
зрения социальной психологии нужно
определить собственный аспект анализа
в конфликте, поскольку эта проблема
является предметом изучения ряда других
дисциплин, таких как социология,
политология и т.д. Поэтому социальная
психология очередь сосредоточивает
внимание на таких аспектах конфликта,
как осознание ситуации конфликта
его участниками; выделение социально-
Относительно структуры конфликта, то можно выделить следующие его основные элементы:
• участники конфликта, которые называются оппонентами (от лат. Opponens - тот, что отрицает), соперниками, противниками и представляют не менее двух сторон;
Информация о работе Причины неэффективного взаимодействия людей