Причины неэффективного взаимодействия людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 14:22, реферат

Краткое описание

Взаимодействие является определяющим фактором того, что человек является существом социальным, и что без взаимодействия с обществом или другим человеком, человек не сможет реализовать себя и свои возможности. И сущность взаимодействия заключается в самореализации и самоактуализации человека в социальной среде обитания, и именно взаимодействие является важным способом социализации человека и имеет большое значение для его существования в целом.

Содержание

Содержание:
Введение .......................................................................................3
1.Понятие взаимодействия. Структура взаимодействия.................................................................................................6
Основные критерии и типы взаимодействия.......................................................................................9

Особенности взаимодействия людей.......................................................................................................15
2.Место взаимодействия в структуре общения.............................................19
3.Причины неэффективного общения............................................................25
4.Проблемы взаимодействия людей...............................................................27
Конфликт, классификация конфликтов.............................................................................................28

Заключение.....................................................................................33
Список литературы............................................................

Вложенные файлы: 1 файл

реферат психология.docx

— 247.13 Кб (Скачать файл)

• позиция  сторон (внутренняя и внешняя);

• конфликтная  ситуация;

• инцидент, то есть действие, которое направлено на создание конфликта;

• объект конфликта (реально имеющаяся объективная  причина, по которой оппоненты вступают в «борьбу»); • предмет конфликта (и внутренняя причина, например, личная неприязнь, которую имеет каждый оппонент, который вступает в конфликт);

• развитие и разрешение конфликта. Поскольку  в конфликтах участвуют отдельные  лица, прежде всего защищает не собственные  интересы, а интересы группы, то оппоненты, которые вступают в конфликт, имеют  разную «силу», которая и определяет возможность победы. Указанную характеристику «силы» в теории и практике конфликта  называют рангом оппонента. При этом оппонентом первого ранга становится человек, который действует от своего имени и преследует в конфликте  достижения личных целей.

Социально-психологическая  сущность конфликта осознается и  понимается скорее и эффективнее, если проведена некоторая классификация (типология) конфликтов по их признакам. Хотя единой классификации не создано  через разнообразие форм проявления конфликтов, различий в характере их протекания, возможных последствий и т.п., однако обычно для создания классификации выбирается основная отличительная признак и за ней осуществляется группировки.

За непосредственными  социально-психологическими причинами  выделяют такие виды межличностных  конфликтов:

• конфликты, вызванные недоразумениями в  передаче и восприятия информации (отсутствие или недостаток информации; ошибочная  информация; различия в понимании  важности информации; различия в интерпретации  информации; непохожесть в порядке  и способах оценки информации);

• конфликты, вызванные особенностями взаимодействия (выразительные эмоции; неправильное толкование и стереотипность мышления; отсутствие обратной связи; часто повторяющиеся  негативные поступки, различия в критериях  оценки идей и поведения и т.д.);

• конфликты, возникшие на уровне служебно-коммуникативной  взаимодействия, т.е. «вертикальные» и  «горизонтальные» (первые могут быть типа «работник - руководитель» или  наоборот, в зависимости от того, кто является инициатором конфликта, а вторые - типа «работник - работник »; инициатива может идти от одного из сотрудников или же от обоих  одновременно).

По признаку «объективность - субъективность причины» конфликты разделяют на деловые (в основе делового конфликта лежит  вполне конкретная объективная причина, связанная с предметно-деловыми разногласиями) и эмоциональные (источники  эмоциональных конфликтов кроются  прежде всего в личностно-прагматических интересах оппонентов, их психологической  несовместимости.

Среди общих  причин возникновения конфликтов, связанных  с психологическими и социально-психологическими особенностями участников межличностные взаимодействия, можно назвать следующие:

• ценностные факторы (принципы, которые провозглашает  человек или отвергает; личностные системы убеждений, верований и  т.п.);

• особенности  отношений, связанных с чувством удовлетворения от взаимодействия или  его отсутствием (учитываются их основа, сущность, баланс силы, значимость для себя и других, продолжительность, совместимость / несовместимость сторон и др.);

• поведенческие  факторы (ущемлению интересов, пидривання самооценки, эгоизм, безответственность, несправедливость, скептицизм, сосредоточение внимания на мелочах, грубость, давление и т.д.);

• незнание тех или иных характерологичних, психологических свойств другого лица;

• неправильное толкование мыслей, поступков (отсутствие неформального общения, в результате чего создается поверхностное представление  о собеседника; психологическая  скованность, неумение или боязнь продемонстрировать свои истинные качества; психологическая  насыщенность, когда однообразие  лиц, условий работы, ритма труда  вызывает негативные эмоции);

• несоблюдение общепринятых моральных норм, переоценка собственных возможностей и недооценка возможностей других. Динамика протекания конфликта зависит от поведения  его оппонентов. Поскольку люди неодинаково  ведут себя во время конфликта, то вопрос, который является предметом  разногласий, может решаться как  в форме советы, просьбы, так и  в форме коренной ломки взаимоотношений. Известны такие формы протекания конфликта:

• открытый конфликт, который характеризуется  очевидным, ярко выраженным, эмоционально насыщенной столкновением сторон;

• скрытый  конфликт (реальные различия скрываются оппонентами за внешне безупречными формами отношений);

• так  называемый «слепой» конфликт (один или  оба участника вообще не осознают его наличии);

• «неизвестный»  конфликт (реальные противоречия замасковуються, а на поверхности отношений остается слабо выражена неприязнь).

Этап  решения межличностного конфликта  является самой сложной задачей  для его участников, которое требует  проявления творчества. Именно межличностных  уровень очередь требует вникнуть в психологическую сущность разногласий  между сторонами, которые конфликтуют, не отдавая предпочтения тому или  иному оппоненту. Исходя из этого  предлагается немало практических рекомендаций и по предупреждению конфликтов, и  в отношении его профилактики или ослабления.

При этом выбор способов и методов преодоления  конфликта зависит как от объективной  ситуации, психического состояния оппонентов, так и от направленности конфликта, то есть ли он будет способствовать более глубокому пониманию проблемы, а следовательно и развитию элементов  кооперативного взаимодействия внутри конфликта, или, наоборот, приведет к  розхитування и несогласованности взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение хотелось отметить, что сфера социального  взаимодействия охватывает широкий  круг разнообразных межличностных  контактов. В их процессе осуществляются определенные совместные действия, которые  далее приводят к новым контактам  и взаимодействиям, и т. д. Почти  все поведение любого человека является результатом социальных взаимодействий в настоящем или прошлом. При  этом передача и прием информации людьми, восприятие, понимание и  оценка ими друг друга, их взаимодействие находятся в непрерывном единстве, составляя в итоге то, что можно  назвать межличностным общением.

Взаимодействие  представляет собой систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую  реакцию со стороны других людей. Сущность взаимодействия проявляется  в непосредственном или опосредованном влиянии индивидов друг на друга, порождающем их взаимную обусловленность  и связь. Во взаимодействии реализуется  отношение человека к другому  человеку как к субъекту, у которого есть свойсобственный мир и свое сознание. Взаимодействие человека с человеком в обществе — это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, оценки другого индивида, его эмоциональное состояние. Взаимодействие имеет свою специфическую структуру, проявляется в различных формах и на различных уровнях, может быть различных видов и типов.

Поведение как одна из сторон взаимодействия проявляется в виде внешней (двигательной, выразительной) и внутренней (психической) активности людей. Всякое поведение  реализуется через посредство психологических  и социально-психологических механизмов. Термин «поведение» в то же время  высвечивает внутренние взаимосвязи  взаимодействия людей, а также их отношения друг к другу и к  различным группам в обществе. «Поведение людей ворганизации» представляет собой закономерный результат совместной деятельности и взаимодействия ее членов и осуществляется по установленным обществом и ими закономерностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1.Андреева Г.М. «Социальная психология».-М., «Аспект Пресс», 1996 г., 200 с.

2. Блонский П.П. Очерк научной психологии.-М., 2004. С 186.

3. Горянина В.А. Психология общения.- М., Наука 2002.- 416 c

4. Артемов В.А. Введение в социальную психологию.-М., 2007.С 160.

5. Рогов. Е.И. «Общая психология».-М., «ВЛАДОС», 1995 г. 240 с.

6. И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых.Психология как учебный предмет общеобразовательной школы // Вестник практической психологии образования -2007- №4-с.56.

7.Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М. НМЦ СПО, 1999. — 538 с.

8.Леонтьев А. А. Психология общения.—  3-е изд.— М.:  Смысл, 1999. — 365 с.

9.Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с.


Информация о работе Причины неэффективного взаимодействия людей