Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 14:22, реферат
Взаимодействие является определяющим фактором того, что человек является существом социальным, и что без взаимодействия с обществом или другим человеком, человек не сможет реализовать себя и свои возможности. И сущность взаимодействия заключается в самореализации и самоактуализации человека в социальной среде обитания, и именно взаимодействие является важным способом социализации человека и имеет большое значение для его существования в целом.
Содержание:
Введение .......................................................................................3
1.Понятие взаимодействия. Структура взаимодействия.................................................................................................6
Основные критерии и типы взаимодействия.......................................................................................9
Особенности взаимодействия людей.......................................................................................................15
2.Место взаимодействия в структуре общения.............................................19
3.Причины неэффективного общения............................................................25
4.Проблемы взаимодействия людей...............................................................27
Конфликт, классификация конфликтов.............................................................................................28
Заключение.....................................................................................33
Список литературы............................................................
• позиция сторон (внутренняя и внешняя);
• конфликтная ситуация;
• инцидент, то есть действие, которое направлено на создание конфликта;
• объект
конфликта (реально имеющаяся
• развитие и разрешение конфликта. Поскольку в конфликтах участвуют отдельные лица, прежде всего защищает не собственные интересы, а интересы группы, то оппоненты, которые вступают в конфликт, имеют разную «силу», которая и определяет возможность победы. Указанную характеристику «силы» в теории и практике конфликта называют рангом оппонента. При этом оппонентом первого ранга становится человек, который действует от своего имени и преследует в конфликте достижения личных целей.
Социально-психологическая
сущность конфликта осознается и
понимается скорее и эффективнее, если
проведена некоторая
За непосредственными социально-психологическими причинами выделяют такие виды межличностных конфликтов:
• конфликты, вызванные недоразумениями в передаче и восприятия информации (отсутствие или недостаток информации; ошибочная информация; различия в понимании важности информации; различия в интерпретации информации; непохожесть в порядке и способах оценки информации);
• конфликты,
вызванные особенностями
• конфликты, возникшие на уровне служебно-коммуникативной взаимодействия, т.е. «вертикальные» и «горизонтальные» (первые могут быть типа «работник - руководитель» или наоборот, в зависимости от того, кто является инициатором конфликта, а вторые - типа «работник - работник »; инициатива может идти от одного из сотрудников или же от обоих одновременно).
По признаку
«объективность - субъективность причины»
конфликты разделяют на деловые
(в основе делового конфликта лежит
вполне конкретная объективная причина,
связанная с предметно-деловыми
разногласиями) и эмоциональные (источники
эмоциональных конфликтов кроются
прежде всего в личностно-
Среди общих причин возникновения конфликтов, связанных с психологическими и социально-психологическими особенностями участников межличностные взаимодействия, можно назвать следующие:
• ценностные факторы (принципы, которые провозглашает человек или отвергает; личностные системы убеждений, верований и т.п.);
• особенности отношений, связанных с чувством удовлетворения от взаимодействия или его отсутствием (учитываются их основа, сущность, баланс силы, значимость для себя и других, продолжительность, совместимость / несовместимость сторон и др.);
• поведенческие факторы (ущемлению интересов, пидривання самооценки, эгоизм, безответственность, несправедливость, скептицизм, сосредоточение внимания на мелочах, грубость, давление и т.д.);
• незнание тех или иных характерологичних, психологических свойств другого лица;
• неправильное
толкование мыслей, поступков (отсутствие
неформального общения, в результате
чего создается поверхностное
• несоблюдение общепринятых моральных норм, переоценка собственных возможностей и недооценка возможностей других. Динамика протекания конфликта зависит от поведения его оппонентов. Поскольку люди неодинаково ведут себя во время конфликта, то вопрос, который является предметом разногласий, может решаться как в форме советы, просьбы, так и в форме коренной ломки взаимоотношений. Известны такие формы протекания конфликта:
• открытый конфликт, который характеризуется очевидным, ярко выраженным, эмоционально насыщенной столкновением сторон;
• скрытый конфликт (реальные различия скрываются оппонентами за внешне безупречными формами отношений);
• так называемый «слепой» конфликт (один или оба участника вообще не осознают его наличии);
• «неизвестный» конфликт (реальные противоречия замасковуються, а на поверхности отношений остается слабо выражена неприязнь).
Этап
решения межличностного конфликта
является самой сложной задачей
для его участников, которое требует
проявления творчества. Именно межличностных
уровень очередь требует
При этом
выбор способов и методов преодоления
конфликта зависит как от объективной
ситуации, психического состояния оппонентов,
так и от направленности конфликта,
то есть ли он будет способствовать
более глубокому пониманию
Заключение
В заключение
хотелось отметить, что сфера социального
взаимодействия охватывает широкий
круг разнообразных межличностных
контактов. В их процессе осуществляются
определенные совместные действия, которые
далее приводят к новым контактам
и взаимодействиям, и т. д. Почти
все поведение любого человека является
результатом социальных взаимодействий
в настоящем или прошлом. При
этом передача и прием информации
людьми, восприятие, понимание и
оценка ими друг друга, их взаимодействие
находятся в непрерывном
Взаимодействие
представляет собой систематическое,
постоянное осуществление действий,
имеющих целью вызвать
Поведение
как одна из сторон взаимодействия
проявляется в виде внешней (двигательной,
выразительной) и внутренней (психической)
активности людей. Всякое поведение
реализуется через посредство психологических
и социально-психологических
Список литературы
1.Андреева Г.М. «Социальная психология».-М., «Аспект Пресс», 1996 г., 200 с.
2. Блонский П.П. Очерк научной психологии.-М., 2004. С 186.
3. Горянина В.А. Психология общения.- М., Наука 2002.- 416 c
4. Артемов В.А. Введение в социальную психологию.-М., 2007.С 160.
5. Рогов. Е.И. «Общая психология».-М., «ВЛАДОС», 1995 г. 240 с.
6. И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых.Психология как учебный предмет общеобразовательной школы // Вестник практической психологии образования -2007- №4-с.56.
7.Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М. НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
8.Леонтьев А. А. Психология общения.— 3-е изд.— М.: Смысл, 1999. — 365 с.
9.Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с.
Информация о работе Причины неэффективного взаимодействия людей