Причины социальных конфликтов. Типология конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 20:03, реферат

Краткое описание

Об актуальности темы свидетельствует тот факт, что столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни Поэтому, чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, необходимо знать, что такое конфликт и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении. Конфликт, в особенности социальный, весьма интересное явление в общественной жизни людей, и в связи с этим не случаен интерес к нему многих крупных ученых, занимающихся весьма широким спектром наук. Так профессор Н.В.Михайлов писал: “Конфликт - это стимул и тормоз прогресса, развитие и деградация, добро и зло”.

Содержание

Введение………………………………………………...…………………..3стр.

Глава I Природа конфликта…………………………………………….4стр.
1.1. Определение конфликта
1.2. Причины, типология и структура конфликта………………5стр.

Глава II Способы разрешения конфликтов…………………………………………………………………10стр.
2.1. Методы определения причин конфликтного поведения.
2.2 Способы управления конфликтом.………………………...15стр
2.3. Принципы, которыми следует руководствоваться при разрешении конфликта. ………………………………………………………………….17стр.
Заключение…………………………………………………………………19стр.
Список использованной литературы…………………………………………………………………...20стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 57.29 Кб (Скачать файл)

Министерство науки и образования  Российской Федерации

Российская  Академия Народного Хозяйства и  государственной службы при президенте РФ

 

 

 

Кафедра Социологии и психологии.

Реферат по : «Социальная психология и конфликтология»

 

На  тему: Причины социальных конфликтов. Типология конфликтов

 

 

 

 

 

Выполнила:________________

 

Студентка гр.___________________

 

Научный руководитель:__________________

 

 

 

 

 

Нижний Новгород  2011

 

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………...…………………..3стр.

 

Глава I   Природа конфликта…………………………………………….4стр.        

          1.1. Определение конфликта                                                   

          1.2. Причины, типология и структура конфликта………………5стр.                       

 

Глава II   Способы разрешения конфликтов…………………………………………………………………10стр.                             

          2.1.     Методы определения причин конфликтного поведения.   

          2.2      Способы управления конфликтом.………………………...15стр

          2.3. Принципы, которыми следует руководствоваться при разрешении конфликта. ………………………………………………………………….17стр.                                                                  

                                                                              Заключение…………………………………………………………………19стр.

Список использованной литературы…………………………………………………………………...20стр.                                                              

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Введение

      Социальная неоднородность общества, различия уровней дохода, власти, престижа и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание к исследованию конфликтов. Широкое распространение этого явления и послужило основой для данной работы.

    Вопросы о возможности существования общества без конфликтов, является ли конфликт проявлением дисфункций организаций, аномалией в общественной жизни или же это нормальная, необходимая форма социального взаимодействия между людьми в некоторой мере освещает данное исследование.

       Об актуальности темы свидетельствует тот факт, что столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни Поэтому, чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, необходимо знать, что такое конфликт и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

          Конфликт, в особенности социальный, весьма интересное явление в общественной жизни людей, и в связи с этим не случаен интерес к нему многих крупных ученых, занимающихся весьма широким спектром наук. Так профессор Н.В.Михайлов писал: “Конфликт - это стимул и тормоз прогресса, развитие и деградация, добро и зло”.

         Эйнштейн замечал, что природа сложна, но не злонамеренна. Природа конфликтов иная: конфликтирующие стороны могут быть злонамеренными, доброжелательными или нейтральными, порою сами не ведая и тем более не зная истинных тенденций другой стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Природа  конфликта   

          Определение конфликта.

 

     Конфликт (от лат. “столкновение”) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п.

      Д. Майерс определяет конфликт как “воспринимаемую несовместимость действий и целей”. Взаимоотношения или организации, в которых отсутствуют конфликты, по всей видимости, обречены на угасание. Конфликты порождают ответственность, решимость и неравнодушие. Будучи распознаны и поняты, они могут стимулировать обновление и улучшение отношений между людьми. В отсутствие конфликтов люди редко осознают и решают свои проблемы.

        Конфликт - это такое состояние отношений между людьми, когда  по крайней мере один из них сердит, раздражен, враждебен по   отношению к другому, критикует его действия, что ведет к  остановке продуктивной работы и нарушению морального равновесия;

        Источник любого конфликта (происходит ли он между двумя людьми, группами или странами) находится внутри индивидуальности и является продолжением восприятия реальности;

        Конфликт - функция степени или количества взаимозависимости и   взаимодействия между людьми: чем больше наша зависимость от других или чем больше мы от них ожидаем, тем больше вероятность конфликта и того, что он будет сильным;

          Конфликт - интерактивное состояние, проявляющееся в несогласии,  различиях или несовместимости внутри или между социальными   единицами: индивидуальностями, группами, организациями и т.д. Конфликт возникает на разных интра- и интер- персональных уровнях:  а) интраиндивидуальный конфликт возникает, когда человек должен выполнить определенные действия, роли, которые не соответствуют его умениям, интересам, целям или ценностям; б) интрагрупповой конфликт относится к конфликту между членами группы;  в) интергрупповой конфликт - конфликт между представителями двух или более групп; 

        Люди и группы находятся в конфликте, когда одна или обе стороны   не обладают тем, к чему стремятся и активно действуют для достижения своей цели.

 

 

 

 

1.2           Причины, типология и структура конфликта.

       Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть - приводящие к конфликту непосредственно.

         Коварную суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Есть такой афоризм: "Женщины не придают никакого значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами" На самом деле этим грешим все мы, а не только представительницы прекрасного пола.

        Эта особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и поэтому не так строго следим за своими словами и действиями (то есть, не особенно задумываясь, "запускаем на орбиту" своих взаимоотношений с окружающими нас людьми различные конфликтогены).

         Однако сам по себе "одиночный" конфликтоген не способен, как правило, привести к конфликту. Должна возникнуть "цепочка конфликтогенов" – их, так называемая, эскалация.

      Эскалация конфликтогенов - на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

           Какова же общая схема этого процесса "обмена любезностями"? Все происходит до невозможного просто. Получив в свой адрес конфликтоген, "пострадавший" хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив "обидой на обиду". При этом ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с "запасом". Ведь трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтоб впредь не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает.

           В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя), межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками); между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса.

         Возможны также классификация конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех остальных. Они также наиболее нежелательны для руководителя, так как в них он как бы "связан по рукам и ногам". Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.

            Конфликты различают и по их значению для организации, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкомх снижению эффективности работы группы или организации.

По формам проявления конфликты имеют место во всех областях общественной жизни. И.Е.Ворожейкин с соавторами (Ворожейкин, 2000) выделяют социально - экономические, этнические, межнациональные, политические, идеологические, религиозные, военные, юридические, семейные, социально - бытовые и иные типы конфликтов .

По источникам и причинам возникновения конфликты делят на объективные и субъективные. В первом случае конфликт способен развиться вне воли и желания его участников, в силу складывающихся в организации или ее подразделении обстоятельств. Но конфликтная ситуация может создаться также из-за мотивов поведения, преднамеренных устремлений того или иного субъекта социальных связей.

        Существует огромное многообразие причин возникновения конфликтов, обусловленное различными ситуациями взаимодействия между людьми. В целом, как утверждает А.А.Бодалев, конфликт вызывается следующими тремя группами причин, обусловленных :

· трудовым процессом;

· психологическими особенностями  человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя плохой психологогической  коммуникацией и т.д.;  

личностным своеобразием членов группы, например неумением  контролировать свое эмоциональное  состояние, агрессивностью, нокоммуникабельностью, бестактностью.

По мнению Е.Мелибруды  поведение человека в конфликтной  ситуации зависит от следующих психологических  факторов:

· адекватность восприятия конфликта;

· открытость и эффективность  общения, готовность к всестороннему  обсуждению проблем;

· способность к созданию атмосферы взаимного доверия  и сотрудничества;

· адекватность самооценки своих возможностей и способностей;

· стремление доминировать;

· консерватизм мышления, взглядов, убеждений;

· принципиальность и прямолинейность  в высказываниях;

· определенный набор эмоциональных  качеств личности, агрессивность, упрямство, раздражительность .

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует различать объективные  причины и их восприятие индивидами.

Объективные причины в  достаточной степени условно  можно представить в виде нескольких укрепленных групп:

·         ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;

·         различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;

·         взаимозависимость заданий, неправильное распределение ответственности;

·         плохие коммуникации.

         Вместе с тем объективные причины только тогда явятся причинами конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные и/или групповые интересы. Реакция индивида во многом определяется социальной зрелостью личности, допустимыми для нее формами поведения, принятыми в коллективе социальными нормами и правилами. Кроме того, участие индивида в конфликте определяется значимостью для него поставленных целей и тем, насколько возникшее препятствие мешает их реализовать. чем более важная цель стоит перед субъектом, чем больше усилий он прилагает, чтобы ее достичь, тем сильнее будет сопротивление и жестче конфликтное взаимодействие с теми, кто этому мешает.

       Выбор способа преодоления препятствий будет, в свою очередь, зависеть от эмоциональной устойчивости личности, располагаемых средств защиты своих интересов, объема располагаемой власти и многих других факторов.

       В некоторых случаях восприятие ситуации индивидом может быть далеким от реального положения дел, но реакция человека на ситуацию будет формироваться исходя из его восприятия, из того, что ему кажется и это обстоятельство существенно затрудняет решение конфликта. Возникшие в результате конфликта отрицательные эмоции достаточно быстро могут быть перенесены с проблемы на личность оппонента, что дополнит конфликт личностным противодействием. Чем больше усиливается конфликт, тем непригляднее выглядит образ оппонента, что дополнительно усложняет его решение. Появляется порочный круг, который крайне сложно разорвать. Целесообразно это сделать на начальной стадии развертывания события, пока ситуация не вышла из-под контроля.

Информация о работе Причины социальных конфликтов. Типология конфликтов