Причины социальных конфликтов. Типология конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 20:03, реферат

Краткое описание

Об актуальности темы свидетельствует тот факт, что столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни Поэтому, чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, необходимо знать, что такое конфликт и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении. Конфликт, в особенности социальный, весьма интересное явление в общественной жизни людей, и в связи с этим не случаен интерес к нему многих крупных ученых, занимающихся весьма широким спектром наук. Так профессор Н.В.Михайлов писал: “Конфликт - это стимул и тормоз прогресса, развитие и деградация, добро и зло”.

Содержание

Введение………………………………………………...…………………..3стр.

Глава I Природа конфликта…………………………………………….4стр.
1.1. Определение конфликта
1.2. Причины, типология и структура конфликта………………5стр.

Глава II Способы разрешения конфликтов…………………………………………………………………10стр.
2.1. Методы определения причин конфликтного поведения.
2.2 Способы управления конфликтом.………………………...15стр
2.3. Принципы, которыми следует руководствоваться при разрешении конфликта. ………………………………………………………………….17стр.
Заключение…………………………………………………………………19стр.
Список использованной литературы…………………………………………………………………...20стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 57.29 Кб (Скачать файл)

                Одним из эффективных методов преодоления конфликтов является формирование в коллективе определенного общественного мнения о конфликтующих сторонах. Общественное мнение - очень мощный регулятор поведения людей (не случайно мы посвятили ему отдельную лекцию). Многие люди очень зависимы от отношения окружающих, нуждаются в одобрении, поддержке. Конфликтуя, они могут оказаться в изоляции, что переживают очень болезненно, причем настолько болезненно, что готовы даже прекратить конфронтацию.

           В психологических рекомендациях можно найти интересный прием разрешения конфликтов - обращение к "третейскому судье". Он может быть весьма эффективным, если оппоненты договорятся при взаимных обязательствах полностью подчиниться его решению. В качестве "третейского судьи" целесообразно выбирать наиболее авторитетного человека в коллективе, лучше всего, если таковым является сам менеджер. Для "третейского судьи" очень важно суметь отделить предмет конфликта от его объекта, поэтому иногда целесообразно разрешить оппонентам давать эмоциональные оценки друг другу. Если конфликт держится на деловой основе, оппоненты от нее не перейдут на другие вопросы, в иных случаях оппоненты, начав с объекта, очень быстро перейдут на предмет, тем самым выдав истинные источники конфликта.

               Теперь познакомимся еще с одним приемом преодоления конфликтов - объективизацией конфликта. Он является, пожалуй, наиболее действенным. Суть его состоит опять же в обращении к "третейскому судье", но "судья" должен вести себя несколько необычно. Во-первых, разбор конфликта должен происходить в два этапа. Первый этап называется "откровенный разговор": оппонентам разрешается давать друг другу оценки, высказываться практически как угодно, главное, чтобы они выговорились, а "судья" сумел отделить предмет конфликта от объекта. Второй этап - собственно объективизация. При разборе оппонентам уже не разрешается давать эмоциональные оценки. Конфликт как бы раскладывается на составные части, каждый из оппонентов должен изложить свои версии и объяснение причин, без оценок другого оппонента. Отмечено наукой и подтверждено практикой, что если конфликт "разложить" на его составляющие, рассмотреть беспристрастно каждое действие оппонентов, то он утрачивает эмоциональную напряженность и превращается из эмоционального в деловой. У оппонентов "снимаются" ложные образы ситуации и друг друга, которые неизбежны при конфликте в силу пристрастности позиций, они начинают понимать ошибочность своих оценок и установок, устраняются психологические барьеры между оппонентами. А деловой конфликт разрешить значительно легче, чем эмоциональный.

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

     Итак, можно сделать вывод, что поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, основываясь на опыте, накопленном в весьма богатой и многообразной литературе по этой проблематике, усвоении теоретических и практических знаний, полученных в рамках данного направления социологической мысли, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей.

     Подводя итог исследования социальных конфликтов, можно утверждать, что существования общества без конфликтов невозможно. Нельзя категорично назвать конфликт проявлением дисфункции организаций, отклоняющимся поведением индивидов и групп, феноменом общественной жизни, вероятнее всего конфликт - необходимая форма социального взаимодействия между людьми.

        В связи с тем, что социальный конфликт - явление многоплановое, в работе он представлен с разных ракурсов обозрения этой проблемы. Выделены основные аспекты социальных конфликтов и дана их характеристика по основным составляющим. Так в данной работе раскрыты причины, острота, длительность и последствия конфликтных ситуаций.

        Основываясь на исследованиях ведущих специалистов в области конфликтологии представлена классификация конфликтов, включающая в себя деления конфликтов по их природе от специфическо-психологических (личностные, эмоциональные) до социально-психологических (межгрупповой) и собственно социальных (конфликт принадлежности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Андреева Г. М. Социальная  психология. М.:Аспект Пресс, 2000.-376 с.

2.МайерсД. Социальная  психология. СПб, Питер, 2001.-752 с. 

3. Ворожейкин И.Е., Кибанов  А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. - М.: Инфра-М, 2000. - 224 с.

4. Бодалев А.А. Личность  и общение. М.: Педагогика, 1983. - 272 с.

5. Гришина Н.В. Психология  конфликта.-СПб.:Изд-во “Питер”, 2000. -464 с.

6. Анцупов А.Я., Шипилов  А.И. Конфликтология. - М.: Юнити, 2000. - 551 с.

7. Джини Грехем Скотт  Конфликты. Пути их разрешения. Киев, Внешторгиздат, 1991. -     192 с.

8.   Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М.: Стрингер, 1992. - 116 с.

9.    Дмитриев. Конфликтология. М, 2003-356 с.

10. Леонов Н.И. Основы  конфликтологии. - Ижевск. Изд-во УдГУ., 2000. - 122 с.

11. Морозов А.В. Деловая  психология. СПб.: Союз, 2000. - 576 с.

 

12б.Руденский Е.В. Социальная  психология. М.: Инфра - М., 1999. - 224 с.

 

 


Информация о работе Причины социальных конфликтов. Типология конфликтов