Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 07:27, курсовая работа
Цель работы – исследовать разницу между оценкой своих личностных качеств(необходимых для безопасности деятельности оператора) операторов железнодорожного транспорта (машинистов, помощников машинистов) и оценкой их личностных качеств инструктором.
Объект исследования – безопасность деятельности.
Предмет исследования – оценка личностных качеств необходимых для безопасности деятельности операторов.
Гипотеза исследования – существует ли значительная различие в оценках личностных качеств, необходимых для безопасности деятельности операторов, работников локомотивных бригад и их инструктором.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Личностные качества, обеспечивающие безопасность деятельности оператора…………………………………………………………………………6
1.1.Человеческий фактор в сложных и опасных профессиях……………….6-9
1.2. Способы уменьшения влияния человеческого фактора на возникновение опасных ситуаций и несчастных случаев…………………………………..10-14
1.3. Интеллект и другие личностные качества……………………………..15-17
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы безопасности деятельности операторов……………………………………………………………………….18
2.1. Организация исследования……………………………………………..18-19
2.2. Метод исследования……………………………………………………….20
2.3. Анализ и интерпретация результатов………………………………….21-27
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………………..29
Приложение
Очевидно, что
для безопасного труда эти
причины должны быть устранены.
1.2.
Способы уменьшения
влияния человеческого
фактора на возникновение
опасных ситуаций
и несчастных случаев.
1. Мотивационная часть - пропаганда и воспитание.
Для воспитания безопасного поведения используют два метода воздействия:
1. Одноканальные коммуникации, когда существует канал воздействия, но отсутствует канал обратной связи для контроля за восприятием этого воздействия.
Средством одноканального воздействия являются печатные издания (инструкции, наставления, правила и т.д.), плакаты по безопасности, стенные газеты, доклады, телевидение, кино.
2. Двухканальная коммуникация, при которой в процессе воздействия имеется возможность контролировать его восприятие.
Двухканальное
воздействие реализуется
2. Ориентировочная часть.
Активизация человеческого фактора в целях обеспечения безопасности невозможна без использования адекватных методов обучения.
1. Качественное обучение работающих является одним из наиболее действенных средств обеспечения безопасности.
Обучение должно быть организовано так, чтобы с помощью знаний, полученных в процессе учебы, формировалось бы положительное отношение работающих к охране труда.
2. Ситуационные тренировки
Ситуационная неподготовленность - одна из основных причин травматизма.
Трудовой
процесс оператора
Ситуационные тренировки способствуют психической адаптации к сложным условиям и вырабатыванию автоматических реакций управления в критических ситуациях.
В ходе таких тренировок необходимо увеличить объем и распределяемость внимания и подготовить человека к тому, чтобы в аварийной ситуации он воспринимал не все элементы производственной ситуации, а только необходимые.
Готовность человека к успешным действиям сложных ситуациях складывается из его личностных особенностей, уровня подготовленности, полноты информации о случившемся, наличии времени и средств для ликвидации аварийной ситуации, наличия информации об эффективности предпринимаемых мер. [3]
3. Предупреждение об опасных ситуациях – рассматривается как один из действенных методов психологического настроя на безопасное поведение.
На основе анализов статистического материала представляется возможным выделить не только ситуации, в которых чаще всего возникают несчастные случаи, но и отдельные внешние условия, которые им сопутствуют. Можно указать конкретные данные: при каких действиях, операциях, в какие дни месяца, недели, в каком часе работы и т.п. наиболее вероятны ошибки, ведущие к несчастным случаям. Эта информация в виде плакатов-предупреждений может вывешиваться как средство, направленное на снижение травматизма.
4. Метод “актуализации предпосылок” нацелен на выявление обстоятельств, которые привели к возникновению опасных ситуаций, не завершившихся несчастными случаями, и основан на следующих соображениях.
Обстоятельства зафиксированных несчастных случаев обычно разносторонне изучаются, анализируются, и по ним делаются соответствующие выводы.
Предпосылки к несчастным случаям - опасные ситуации, которые по тем или иным причинам не привели к несчастным случаям.
Авторы метода считают, что следует специально восстанавливать в памяти людей, у которых были подобные предпосылки, эти ситуации, анализировать их, обобщать и принимать по ним меры.
Главной задачей этого метода является изучение возможностей возникновения опасных ситуаций до того, как появится несчастный случай и связанный с ним материальный ущерб. Авторы метода обращают внимание на трудности восстановления реальных условий несчастного случая, поскольку пострадавшие обычно не любят вспоминать о происшествии – люди охотнее говорят о ситуациях, где им удалось избежать несчастного случая, т.е. о предпосылках к нему.
Предупреждение
об опасных точках производства –
можно рассматривать
3. Исполнительная часть - профотбор.
Безопасность отдельного человека и коллектива становится функцией психофизиологического соответствия человека требованиям профессии.
Профотбор состоит в научно обоснованном допуске человека к определенному труду в случае обнаружения у него задатков, достаточной физической, психической, интеллектуальной и образовательной подготовки.
Виды профессионального отбора
1. Медицинский отбор заключается в выявлении лиц, состояние здоровья и уровень физического развития которых позволяет успешно, в установленные сроки овладеть специальностью и эффективно работать по данной специальности достаточно длительное время без ущерба для здоровья.
При медицинском отборе особое значение придается оценке нервно-психического статуса, выявляются лица с нервно-эмоциональной неустойчивостью.
2. Социально-психологический отбор
В процессе социально-психологического отбора выявляются и оцениваются социально обусловленные черты личности: ее направленность и мотивация в виде целей, стремлений, интересов; моральные и нравственные качества и т.д.
Для
проведения профессионального отбора
по социально-психологическим
Психофизиологический отбор предназначен для выявления профессионально важных психофизиологических свойств человека, которые необходимы для успешного овладения профессиональными знаниями, навыками, умениями, определяющими успешность обучения в установленные сроки и эффективность последующей профессиональной деятельности по конкретной специальности.
Важной
основой профессионального
1.3. Интеллект и другие личностные качества.
С безошибочностью деятельности операторов нередко связывают такое личностное качество, как интеллект. К сожалению, в психологии нет однозначного определения этого важного понятия. Однако среди многих качеств, которые включают в него, нам представляются наиболее существенными следующие:
При управлении транспортными средствами, когда их оператору приходится действовать в постоянно меняющихся ситуациях, правильная их оценка и прогноз развития оказывается одной из важнейших способностей к его успешной работе. Здесь можно говорить о двух прогнозах: глобальном и конкретном. Глобальный прогноз определяет общую готовность оператора к встрече с определёнными категориями ситуаций и действиям в них, а конкретный определяет уже готовность к восприятию к определённой ситуации и действиям в ней. Очевидно в зависимости от того, на сколько определены знания и прогнозы оператора по поводу ожидаемой ситуации, его уверенность в её наступлении, будет и степень его безошибочной работы.
Однако
способность оператора
Следующий интересующий нас показатель интеллекта – способность к обучению – оказывается так же актуальным при подготовке безошибочно действующих операторов водительских профессий. Д. Клебельсберг отмечает, что наряду с профессиональной пригодностью по медицинским и психофизиологическим показателям, чтобы стать водителем, требуется ещё и пригодность к обучению, вождению транспортных средств.
При изучении влияния интеллекта на безопасность труда польский учёный А. Суханёк заметил, что у людей с пессимистическим складом ума всякие происшествия и несчастные случаи возникают чаще, чем у тех, кто настроен на наиболее оптимистические прогнозы. Однако автор не указывает, что является первичным: то ли пессимистический склад ума способствует происшествию, то ли частые происшествия делают человека пессимистом?
Как же формируются личностные качества оператора, способствующие его склонности к несчастным случаям? Если подобные психофизиологические качества мы связывали с природными, физиологическими способностями человека, то происхождение личностных качеств приходится искать прежде всего в условиях настоящей и предшествующей жизни и деятельности субъекта.
Итак, в результате проведённого рассмотрения обнаружился большой перечень личностных и социальных качеств оператора, в той или иной мере негативно отражающихся на его способности к безошибочной и безопасной деятельности. Как некоторое обобщение выделим основные группы таких качеств:
- неуважение к правилам, нормам, безразличие к общественному мнению, к людям, безответственность, стремление к свободе поведения;
- склонность к конфликтам, несдержанность, агрессивность по отношению к окружающим, нетерпимость к их мнению, поведению, которое не совпадает с желаемым;
- чрезмерная
самоуверенность, стремление
- низкие
способности к установлению
- повышенная
авантюрность, склонность к риску или,
наоборот, большая боязнь неудачи, нерешительность.
[2]
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы безопасности деятельности операторов.
2.1. Организация исследования.
Базой исследования являются работники локомотивных бригад (машинисты, помощники машинистов) колоны № 21 «Хозяйственные работы». В исследовании участвовали 12 респондентов: 8 машинистов и 4 помощника машиниста. В возрасте от 22 до 57 лет.
Процедура исследования состояла из трёх этапов.
1 этап. Мы провели метод экспертных оценок. Испытуемым предлагалось оценить свои личностные качества, обеспечивающие безопасность их деятельности по пятибалльной шкале. Анкета состоит из 7 оцениваемых качеств личности оператора в которых нужно отметить соответствующую цифру. «2» - крайне редко, «3» - редко, «4» - часто (почти всегда), «5» - постоянно.
Информация о работе Проблема безопасности операторской деятельности