Проблема безопасности операторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 07:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать разницу между оценкой своих личностных качеств(необходимых для безопасности деятельности оператора) операторов железнодорожного транспорта (машинистов, помощников машинистов) и оценкой их личностных качеств инструктором.
Объект исследования – безопасность деятельности.
Предмет исследования – оценка личностных качеств необходимых для безопасности деятельности операторов.
Гипотеза исследования – существует ли значительная различие в оценках личностных качеств, необходимых для безопасности деятельности операторов, работников локомотивных бригад и их инструктором.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Личностные качества, обеспечивающие безопасность деятельности оператора…………………………………………………………………………6
1.1.Человеческий фактор в сложных и опасных профессиях……………….6-9
1.2. Способы уменьшения влияния человеческого фактора на возникновение опасных ситуаций и несчастных случаев…………………………………..10-14
1.3. Интеллект и другие личностные качества……………………………..15-17

Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы безопасности деятельности операторов……………………………………………………………………….18
2.1. Организация исследования……………………………………………..18-19
2.2. Метод исследования……………………………………………………….20
2.3. Анализ и интерпретация результатов………………………………….21-27
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………………..29
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

безопасность деятельности оператора.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

 

Очевидно, что  для безопасного труда эти  причины должны быть устранены.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Способы уменьшения  влияния человеческого  фактора на возникновение  опасных ситуаций  и несчастных случаев. 

     1. Мотивационная часть - пропаганда и воспитание.

     Для воспитания безопасного поведения  используют два метода воздействия:

     1. Одноканальные коммуникации, когда существует канал воздействия, но отсутствует канал обратной связи для контроля за восприятием этого воздействия.

     Средством одноканального воздействия являются печатные издания (инструкции, наставления, правила и т.д.), плакаты по безопасности, стенные газеты, доклады, телевидение, кино.

     2. Двухканальная коммуникация, при которой в процессе воздействия имеется возможность контролировать его восприятие.

     Двухканальное воздействие реализуется методом  бесед, коллективного обсуждения с  рабочими несчастных случаев, путей использования средств защиты. Каждый из названных методов должен избираться применительно к конкретной решаемой задаче, но значительно более эффективными являются средства двухканальной коммуникации.

     2. Ориентировочная часть.

     Активизация человеческого фактора в целях  обеспечения безопасности невозможна без использования адекватных методов обучения.

     1. Качественное обучение  работающих является одним из наиболее действенных средств обеспечения безопасности.

     Обучение  должно быть организовано так, чтобы  с помощью знаний, полученных в  процессе учебы, формировалось бы положительное  отношение работающих к охране труда.

     2. Ситуационные тренировки

     Ситуационная  неподготовленность - одна из основных причин травматизма.

     Трудовой  процесс оператора характеризуется  динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения в ситуациях, в которых могут быть недостаточность информации, её противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность, критические обстоятельства или риск при принятии решения. [1]

     Ситуационные  тренировки способствуют психической  адаптации к сложным условиям и вырабатыванию автоматических реакций управления в критических ситуациях.

     В ходе таких тренировок необходимо увеличить  объем и распределяемость внимания и подготовить человека к тому, чтобы в аварийной ситуации он воспринимал не все элементы производственной ситуации, а только необходимые.

     Готовность  человека к успешным действиям сложных ситуациях складывается из его личностных особенностей, уровня подготовленности, полноты информации о случившемся, наличии времени и средств для ликвидации аварийной ситуации, наличия информации об эффективности предпринимаемых мер. [3]

     3. Предупреждение об  опасных ситуациях – рассматривается как один из действенных методов психологического настроя на безопасное поведение.

     На  основе анализов статистического материала представляется возможным выделить не только ситуации, в которых чаще всего возникают несчастные случаи, но и отдельные внешние условия, которые им сопутствуют. Можно указать конкретные данные: при каких действиях, операциях, в какие дни месяца, недели, в каком часе работы и т.п. наиболее вероятны ошибки, ведущие к несчастным случаям. Эта информация в виде плакатов-предупреждений может вывешиваться как средство, направленное на снижение травматизма.

     4. Метод “актуализации  предпосылок” нацелен на выявление обстоятельств, которые привели к возникновению опасных ситуаций, не завершившихся несчастными случаями, и основан на следующих соображениях.

     Обстоятельства  зафиксированных несчастных случаев  обычно разносторонне изучаются, анализируются, и по ним делаются соответствующие выводы.

     Предпосылки к несчастным случаям - опасные ситуации, которые по тем или иным причинам не привели к несчастным случаям.

     Авторы  метода считают, что следует специально восстанавливать в памяти людей, у которых были подобные предпосылки, эти ситуации, анализировать их, обобщать и принимать по ним меры.

     Главной задачей этого метода является изучение возможностей возникновения опасных  ситуаций до того, как появится несчастный случай и связанный с ним материальный ущерб. Авторы метода обращают внимание на трудности восстановления реальных условий несчастного случая, поскольку пострадавшие обычно не любят вспоминать о происшествии – люди охотнее говорят о ситуациях, где им удалось избежать несчастного случая, т.е. о предпосылках к нему.

Предупреждение  об опасных точках производства –  можно рассматривать одновременно как метод углубления профессиональных знаний и как метод настроя на безопасный труд.

     3. Исполнительная часть - профотбор.

     Безопасность  отдельного человека и коллектива становится функцией психофизиологического соответствия человека требованиям профессии.

     Профотбор состоит в научно обоснованном допуске человека к определенному труду в случае обнаружения у него задатков, достаточной физической, психической, интеллектуальной и образовательной подготовки.

     Виды  профессионального отбора

     1. Медицинский отбор заключается в выявлении лиц, состояние здоровья и уровень физического развития которых позволяет успешно, в установленные сроки овладеть специальностью и эффективно работать по данной специальности достаточно длительное время без ущерба для здоровья.

     При медицинском отборе особое значение придается оценке нервно-психического статуса, выявляются лица с нервно-эмоциональной  неустойчивостью.

     2. Социально-психологический отбор

     В процессе социально-психологического отбора выявляются и оцениваются социально обусловленные черты личности: ее направленность и мотивация в виде целей, стремлений, интересов; моральные и нравственные качества и т.д.

     Для проведения профессионального отбора по социально-психологическим критериям  используют документы, характеризующие человека в период, предшествующий отбору, а также проводятся наблюдения, беседы, анкетирование. Кроме того, могут быть использованы личностные опросники, методы социометрического исследования, а также оценки нервно-психической устойчивости.

     Психофизиологический отбор предназначен для выявления профессионально важных психофизиологических свойств человека, которые необходимы для успешного овладения профессиональными знаниями, навыками, умениями, определяющими успешность обучения в установленные сроки и эффективность последующей профессиональной деятельности по конкретной специальности.

     Важной  основой профессионального отбора по психофизиологическим показателям  служат особенности функций органов  чувств, в частности, физиологические признаки, связанные с порогами чувствительности анализаторных систем, органов человека, к которым профессией предъявляются специфические требования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         1.3. Интеллект и другие  личностные качества.

     С безошибочностью деятельности операторов нередко связывают такое личностное качество, как интеллект. К сожалению, в психологии нет однозначного определения этого важного понятия. Однако среди многих качеств, которые включают в него, нам представляются наиболее существенными следующие:

  • Способность к обобщению и прогнозированию ситуации
  • Способность адаптироваться к её реальности
  • Способность к обучению.

      При управлении транспортными средствами, когда их оператору приходится действовать  в постоянно меняющихся ситуациях, правильная их оценка и прогноз развития оказывается одной из важнейших способностей к его успешной работе. Здесь можно говорить о двух прогнозах: глобальном и конкретном. Глобальный прогноз определяет общую готовность оператора к встрече с определёнными категориями ситуаций и действиям в них, а конкретный определяет уже готовность к восприятию к определённой ситуации и действиям в ней. Очевидно в зависимости от того, на сколько определены знания и прогнозы оператора по поводу ожидаемой ситуации, его уверенность в её наступлении, будет и степень его безошибочной работы.

      Однако  способность оператора адекватно  оценивать внешнюю сложившуюся  ситуацию и прогнозировать её развитие ещё полностью не определяет успешность его работы. Он должен, кроме того, уметь правильно оценивать и  свои возможности по разрешению различных  задач, возникающих в этой ситуации. В этом смысле следует заметить, что чрезмерная самоуверенность может явиться причиной поверхностных прогнозов со своими вытекающими отсюда последствиями.

      Следующий интересующий нас показатель интеллекта – способность к обучению – оказывается так же актуальным при подготовке безошибочно действующих операторов водительских профессий. Д. Клебельсберг отмечает, что наряду с профессиональной пригодностью по медицинским и психофизиологическим показателям, чтобы стать водителем, требуется ещё и пригодность к обучению, вождению транспортных средств.

      При изучении влияния интеллекта на безопасность труда польский учёный А. Суханёк  заметил, что у людей с пессимистическим складом ума всякие происшествия и несчастные случаи возникают чаще, чем у тех, кто настроен на наиболее оптимистические прогнозы. Однако автор не указывает, что является первичным: то ли пессимистический склад ума способствует происшествию, то ли частые происшествия делают человека пессимистом?

      Как же формируются личностные качества оператора, способствующие его склонности к несчастным случаям? Если подобные психофизиологические качества мы связывали с природными, физиологическими способностями человека, то происхождение личностных качеств приходится искать прежде всего в условиях настоящей и предшествующей жизни и деятельности субъекта.

      Итак, в результате проведённого рассмотрения обнаружился большой перечень личностных и социальных качеств оператора, в той или иной мере негативно  отражающихся на его способности  к безошибочной и безопасной деятельности. Как некоторое обобщение выделим основные группы таких качеств:

    - неуважение  к правилам, нормам, безразличие  к общественному мнению, к людям,  безответственность, стремление к  свободе поведения;

    - склонность  к конфликтам, несдержанность, агрессивность по отношению к окружающим, нетерпимость к их мнению, поведению, которое не совпадает с желаемым;

    - чрезмерная  самоуверенность, стремление выделиться, эгоцентризм, импульсивность, беспечность,  ветреность и, наоборот повышенная  тревожность, напряжённость, скованность, неуверенность в себе, подозрительность;

    - низкие  способности к установлению связи  между отдельными факторами, их  обобщению, прогнозированию развития  события, к научению, самоконтролю, приспособлению к ситуации;

    - повышенная авантюрность, склонность к риску или, наоборот, большая боязнь неудачи, нерешительность. [2] 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы безопасности деятельности операторов.

    2.1. Организация исследования.

   Базой исследования являются работники локомотивных бригад (машинисты, помощники машинистов) колоны № 21 «Хозяйственные работы». В исследовании участвовали 12 респондентов: 8 машинистов и 4 помощника машиниста. В возрасте от 22 до 57 лет.

Процедура исследования состояла из трёх этапов.

     1 этап. Мы провели метод экспертных оценок. Испытуемым предлагалось оценить свои личностные качества, обеспечивающие безопасность их деятельности по пятибалльной шкале. Анкета состоит из 7 оцениваемых качеств личности оператора в которых нужно отметить соответствующую цифру. «2» - крайне редко, «3» - редко, «4» - часто (почти всегда), «5» - постоянно.

Информация о работе Проблема безопасности операторской деятельности