Проблема безопасности операторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 07:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать разницу между оценкой своих личностных качеств(необходимых для безопасности деятельности оператора) операторов железнодорожного транспорта (машинистов, помощников машинистов) и оценкой их личностных качеств инструктором.
Объект исследования – безопасность деятельности.
Предмет исследования – оценка личностных качеств необходимых для безопасности деятельности операторов.
Гипотеза исследования – существует ли значительная различие в оценках личностных качеств, необходимых для безопасности деятельности операторов, работников локомотивных бригад и их инструктором.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Личностные качества, обеспечивающие безопасность деятельности оператора…………………………………………………………………………6
1.1.Человеческий фактор в сложных и опасных профессиях……………….6-9
1.2. Способы уменьшения влияния человеческого фактора на возникновение опасных ситуаций и несчастных случаев…………………………………..10-14
1.3. Интеллект и другие личностные качества……………………………..15-17

Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы безопасности деятельности операторов……………………………………………………………………….18
2.1. Организация исследования……………………………………………..18-19
2.2. Метод исследования……………………………………………………….20
2.3. Анализ и интерпретация результатов………………………………….21-27
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………………..29
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

безопасность деятельности оператора.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

Оцениваемые качества:

  1. Моральная устойчивость;
  2. Интеллектуальный уровень;
  3. Обязательность;
  4. Оперативность;
  5. Самодисциплина;
  6. Стрессоустойчивость;
  7. Работоспособность.

Форма исследования: индивидуальная.

Методы  обработки информации: математические методы статистической обработки, качественная и количественная обработка.  

     2 этап. Мы провели метод экспертных  оценок, с теми же  оцениваемыми  качествами, которые приводятся  выше. Эксперту (инструктору колоны № 21) было предложено объективно оценить личностные качества по пятибалльной шкале каждого испытуемого (машиниста, помощника машиниста).

Форма исследования: индивидуальная.

3 этап. Провели сравнительный анализ между субъективной и объективной оценкой личностных качеств с помощью критерия j* - угловое преобразование Фишера. Эмпирическое значение j* подсчитывалось по формуле:

     

   (1)

     где j1 – угол, соответствующий большей процентной доле;

     j2 – угол, соответствующей меньшей процентной доле;

     n1 – количество наблюдений в выборке 1;

     n2 – количество наблюдений в выборке 2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Метод исследования.    

     МЕТОД ОЦЕНКИ ЭКСПЕРТНОЙ (метод экспертной оценки, метод внешней экспертной оценки) — метод психодиагностики, опирающийся на мнение экспертов, хорошо знающих оцениваемое явление и способных дать ему достоверную оценку. Предполагает изучение и обобщение мнений всех участвующих экспертов. Широко применяется в психологии личности. В качестве экспертов могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемых: воспитатели, классные руководители, руководители коллективов и пр. Оценки экспертные целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств — это лучше сделать в последующей беседе с экспертами, а в виде количественной оценки выраженности этих свойств иди элементов поведения. Эксперты должны фиксировать выраженность более или менее дробных, частных элементов поведения, однозначно понятных. Обобщение этих элементов — дело самого исследователя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         2.3. Анализ и интерпретация  результатов.    

     Мы  провели метод экспертных оценок на 12 респондентах (машинистах и помощниках машинистов). Им предлагалось оценить свои личностные качества по пятибалльной шкале. По результатам опроса была построена таблица №2.

     Таблица № 2

Оцениваемые качества Частота ответа % в общем  массиве оценок
  2 3 4 5 2 3 4 5
Моральная устойчивость 2 4 4 2 16,6 33,3 33,3 16,6
Интеллектуальный уровень 2 6 3 1 16,6 50 25 8,3
Обязательность 0 2 7 3 0 16,6 58,3 25
Оперативность 1 3 7 1 8,3 25 58,3 8,3
Самодисциплина 0 4 7 1 0 33,3 58,3 8,3
Стрессоустойчивость 1 3 6 2 8,3 25 50 16,6
Работоспособность 0 5 4 3 0 41,6 33,3 25

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ряд 1 –  оценка 2

Ряд 2 –  оценка 3

Ряд 3 – оценка 4

Ряд 4 – оценка 5 
 
 
 

     Анализ  таблицы № 2 показал, что:

     Личностное  качество «моральная устойчивость» 33,3% опрошенных оценили на 3 и 4, 16, 6% оценили на 2 и 5.

     Личностное  качество «интеллектуальный уровень» 8,3% опрошенных оценили на 5, 16, 6% оценили на 2, 25% оценили на 4, 50% оценили на 3.

     Личностное  качество «Обязательность» 0 % опрошенных оценили на 2, 16,6% на 3, 25% на 5 , 58, 3% на 4.

     Личностное  качество «Оперативность» 8,3% опрошенных оценили на 2 и 5, 25% на 3, 58,3% на 4.

     Личностное  качество «Самодисциплина» 0% оценили на 2, 8,3 % на 5, 33,3% на 3, 58,3% на 4.

     Личностное  качество «Стрессоустойчивость» 8,3% опрошенных на 2, 16,6 % на 5, 25% на 3, 50% на 4.

     Личностное  качество «Работоспособность» 0% опрошенных оценило на 2, 25% на 5, 33,3% на 4, 41,6% на 3.

     Анализ  гистограммы показал, что в выборке испытуемых самый большой процент (58,3%) отдаёт предпочтение оценке 4 по таким личностным качествам как «оперативность», «самодисциплина» и «обязательность». Это говорит о том, что респонденты хорошо оценивают эти свои личностные качества. На втором месте стоит оценка 3, таким личностным качествам как «интеллектуальный уровень» (50%) и «работоспособность» (41,6%). Это говорит о том, что респонденты эти качества оценивают удовлетворительно. Третий ранговый номер заняла оценка 5, по таким личностным качествам как «обязательность», «работоспособность» - 25% респондентов оценивают эти качества на отлично. Самый низкий бал выявлен по оценке 2 «моральная устойчивость», «интеллектуальный уровень» - 16,6% респондентов оценили себя неудовлетворительно по этим качествам.

     Так же анализируя данные гистограммы можно  сказать, что «моральную устойчивость» испытуемые в основном оценивают на 3 и 4, «интеллектуальный уровень» на 3, «обязательность» на 4, «оперативность» на 4, «самодисциплину» на 4, «стрессоустойчивость» на 4 и «работоспособность» на 3.  

     Мы  провели метод экспертных оценок в котором предложили инструктору  колоны № 21 «Хозяйственные работы»  оценить машинистов и помощников машинистов, находящихся у него в  подчинении. По результатам опроса была построена таблица № 3.

     Таблица № 3

Оцениваемые качества Частота ответа   % в общем  массиве оценок
  2 3 4 5 2 3 4 5
Моральная устойчивость 0 3 9 0 0 25 75 0
Интеллектуальный  уровень 0 6 4 2 0 50 33,3 16,6
Обязательность 0 4 6 2 0 33,3 50 16,6
Оперативность 0 5 7 0 0 41,6 58,3 0
Самодисциплина 0 2 10 0 0 16,6 83,3 0
Стрессоустойчивость 0 2 10 0 0 16,6 83,3 0
Работоспособность 0 3 6 3 0 25 50 25

 

 

Ряд 1 –  оценка 2

Ряд 2 –  оценка 3

Ряд 3 –  оценка 4

Ряд 4 –  оценка 5 
 
 

     Анализ  таблицы № 3 показал, что:

     Личностное  качество «моральная устойчивость»  инструктор оценил 25% работников на 3, 75% на 4, оценок 2 и 5 нет.

     Личностное  качество «интеллектуальный уровень» инструктор оценил 50% работников на 3, 33,3% на 4, 16,6% на 5, оценки 2 нет.

     Личностное качество «Обязательность» инструктор оценил 50% работников на 4, 33,3% на 3, 16,6% на 5, оценки 2 нет.

     Личностное  качество «Оперативность» инструктор оценил 58,3% работников на 4, 41,6% на 3, оценок 2 и 5 нет.

     Личностное  качество «Самодисциплина» инструктор оценил 83,3% работников на 4, 16,6% на 3, оценок 2 и 5 нет.

     Личностное  качество «Стрессоустойчивость» инструктор оценил 83,3% работников на 4, 16,6% на 3, оценок 2 и 5 нет.

     Личностное  качество «Работоспособность» инструктор оценил 25% работников на 3, 50% на 4, 25% на 5.

       Анализ гистограммы показал, что инструктор в своих оценках  самый большой процент (83,3%) предпочитает оценке 4 по таким личностным качествам как «самодисциплина» и «стрессоустойчивость». Это говорит о том, что в большей степени инструктор оценивает эти качества хорошо. На втором месте стоит оценка 3 по таким личностным качествам как «интеллектуальный уровень» (50%) и «оперативность» (41,6%). Это говорит о том, в большей степени инструктор оценивает эти личностные качества удовлетворительно. Самый низкий бал выявлен по оценке 5 по таким личностным качествам как «работоспособность» (25%), а так же «интеллектуальный уровень», «обязательность» (16,6%). Это говорит о том, что в большей степени инструктор оценивает эти личностные качества работников удовлетворительно. Оценки неудовлетворительно нет.

     Так же анализируя данные гистограммы можно  сказать, что «моральную устойчивость»  инструктор у работников в основном оценивает на 4, «интеллектуальный  уровень» на 3, «обязательность» на 4, «оперативность» на 4, «самодисциплину» на 4, «стрессоустойчивость» на 4, «работоспособность» на 4.   

     Таблица № 4 «Сравнительный анализ субъективных и объективных оценок»

     Таблица № 4

Оцениваемые качества 5 j* Уровень значимсти 4 j* Уровень значимсти 3 j* Уровень значимсти 2 j* Уровень значимсти
Инст.% Опер.% Инст.% Опер.% Инст.% Опер.% Инст.% Опер.%
Моральная устойчивость 0 16,6 5,034 р≤0,01 75 33,3 5,046 р≤0,01 25 33,3 1,09 р≤0,05 0 16,6 5,034 р≤0,01
Интеллектуальный  уровень 16,6 8.3 1,53 р≤0,05 33,3 25 1,98 р≤0,05 50 50 0 р≤0,05 0 16,6 5,034 р≤0,01
Обязательность 16,6 25 1,24 р≤0,05 50 58,3 1,67 р≤0,05 33,3 16,6 2,34 р≤0,01 0 0 0 р≤0,05
Оперативность 0 8,3 3,504 р≤0,01 58,3 58,3 0 р≤0,05 41,6 25 2,13 р≤0,01 0 8,3 3,504 р≤0,01
Самодисциплина 0 8,3 3,504 р≤0,01 83,3 58,3 2,9 р≤0,01 16,6 33,3 2,34 р≤0,01 0 0 0 р≤0,05
Стрессоустойчивость 0 16,6 5,34 р≤0,01 83,3 50 3,9 р≤0,01 16,6 25 1,98 р≤0,05 0 8,3 3,504 р≤0,01
Работоспособность 25 25 0 р≤0,05 50 33,3 2,46 р≤0,01 25 41,6 2,13 р≤0,01 0 0 0 р≤0,05

Информация о работе Проблема безопасности операторской деятельности