Проблема и методы диагностики творческого мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 17:54, курсовая работа

Краткое описание

Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются по нынешний день. Так же современная действительность выдвигает особые требования к методам диагностики творческого мышления. А именно к созданию новых методик.
Цель и задачи работы: цель данной работы заключается в определение понятия творчества и рассмотрения методов диагностики творческого мышления

Содержание

Введение……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Проблема творчество в философии 4
1.1 Античность 4
1.2 Возрождение и реформация 5
1.3 Немецкая классическая философия 6
1.4 Зарубежная философия конца Х1Х - начала ХХ века. 7
Глава 2. Проблема творческого мышления в психологии 10
Глава 3. Методы творческого мышления 14
4. Заключение 21
5. Список используемой литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая..doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

     Творчество рассматривается, прежде всего, как изобретательство, цель которого - решать задачу, поставленную определенной ситуацией.

10    http://bse.sci-lib.com

11    Бердяев Н. Смысл творчества, - М.: Прогресс, 1989г.                                                                                            12    Кедров Б.М. Диалектический анализ великого научного открытия. - "Вопросы философии", 1969г., № 3.                  

Продолжая линию эмпиризма в трактовке творчества, рассматривая его как удачную комбинацию идей, приводящую к решению задачи, инструментализм тем самым раскрывает те стороны научного мышления, которые стали предпосылкой технического применения результатов науки. Творчество выступает при этом как интеллектуально выраженная форма социальной деятельности. Другой вариант интеллектуалистического понимания творчества представлен отчасти неореализмом, отчасти феноменологией (Александер, Уайтхед, Э. Гуссерль, Н. Гартман). Большинство мыслителей этого типа, в своем понимании творчества ориентируется на науку, но не столько на естествознание (Дьюи, Бриджмен), сколько на математику (Гуссерль, Уайтхед), так что в поле зрения их оказывается не столько наука в ее практических приложениях, сколько так называемая "чистая наука". Основой научного познания оказывается не деятельность, как в инструментализме, а скорее интеллектуальное созерцание, так что это направление оказывается ближе всего к платоновско-античной трактовке творчества: культ гения уступает место культу мудреца. Таким образом, если для

     Бергсона творчество выступает как самозабвенное углубление в предмет, как саморастворение в созерцании, то для Дьюи творчество есть сообразительность ума, поставленного перед жесткой необходимостью решения определенной задачи и выхода из опасной ситуации.13

     Вывод: В таких эпохах как античность и христианство, творчество предписывают воле бога. В эпоху возрождения и реформации творчество рассматривается уже не как воля бога, а как искусство в широком смысле слова, которое в своей глубинной сущности рассматривается как творческое созерцание. В немецкой классической философии и философии марксизма творчество понимают уже как предметно практическую деятельность, направленную на «производство». В зарубежной философии конца Х1Х и начала ХХ века творчество рассматривают уже как изобретательство, цель которого – решать задачу, поставленную определенной ситуацией. Представленный выше спектр философских взглядов на творчество, показывает, что нет однозначного толкования творчества.

В следующей главе мы рассмотрим творческое мышление в психологии.

 

 

 

 

 

13 Кедров Б.М. Диалектический  анализ великого научного открытия. - Вопросы философии, 1969, №3.               

Глава 2. Проблема творческого мышления в психологии

     Идеи о творческом мышлении человека, о его специфике, взаимоотношениях с другими процессами, с памятью, интеллектом, вниманием, о закономерностях его развития разрабатывались в исследованиях многих советских психологов (Ананьев Б.Г., Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Костюк Г.С., Леонтьев А.Н., Теплов Б.М. и др.). Широкое обобщение положений о сущности и специфике творческого мышления было осуществлено Рубинштейном С.Л. «В процессе мышления на более творческом его этапе объект вступает в новые связи и отношения, проявляясь в новых свойствах и качествах, из него как бы «вычерпывается» все новое содержание».14

     В трудах русских психологов продуктивность выступает как наиболее характерная, специфическая черта творческого мышления, отличающая его от других психических процессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь её с репродукцией.

     Основание деления творческого мышления на продуктивное и репродуктивное мышление - степень новизны для субъекта полученных в процессе решения знаний. В литературе данные компоненты мыслительной деятельности называют по-разному. Как синонимы к понятию продуктивного мышления употребляют термины: творческое мышление, инверсионное, эвристическое, креативное, латеральное. Однако, определив результат творческой деятельности как объективно или субъективно новый, в дальнейшем будем употреблять понятие творческое мышление. Мы применяем термин творческое мышление как высшую степень продуктивного мышления.15

     Творческое  мышление выступает как объединение и перекомбинация сходных элементов, в результате чего не возникает ничего принципиально нового. С позиции механического материализма творческое мышление есть репродукция сформированных ранее моторных навыков, внешних двигательных актов, в учебном процессе связь между внешними стимулами и реакциями на них формируются путем механических проб или подражания. В репродуктивных теориях творческого мышления, новое выступало как результат усложнения или перекомбинации на основе, главным образом, сходства имеющихся знаний, не рассматриваются внутренние процессы. Само решение задачи протекает на основе либо механических проб и ошибок с последующим закреплением случайно найденного верного решения, либо актуализация определенной системы ранее сформированных операций.16

   

14    Лук А.Н. Психология  творчества. М., 1978г.  стр. 47                                                                                                                                                                15    Кедров Б.М. Диалектический анализ великого научного открытия. - Вопросы философии, 1969, № 3.                16    Николаенко Н.Н. Психология творчества / под ред. Л.М. Шипицыной, - СПб.: Речь, 2005.

 

 Гельштат-психологи в исследованиях творческого мышления широко использовали задачи, при решении которых у испытуемых возникал конфликт между имеющимися знаниями и требованиями задачи, и они вынуждены были преодолевать барьер прошлого опыта, вследствие чего сам процесс поисков неизвестного выступал особенно явно.

    Благодаря этому ученые получили весьма ценный материал об особенностях мыслительной деятельности. Например, Дункер К.17 считал что необходимым осмысленно варьировать соответствующие свойства ситуации под углом зрения той цели, к которой стремимся. Это стремление входит в собственную сущность возникновения решения, находимого мышлением с помощью эвристических методов мышления. Найденное решение «опосредуется рядом промежуточных переформулировок задачи, эти переформулировки (стадии решения) опосредованы эвристическими процессами». Секей Л. специально останавливается на вопросе о соотношении мышления и знаний, им указывается следующая взаимосвязь: 18

1) существование исходного  знания.

2) в процессе продуктивного мышления часть знаний реорганизуется.

3) реорганизация выступает  главным образом в мыслительном  объекте.

4) преобразование не обнаруживается  интроспективно, а выступает как молниеносная догадка.

     Характеризуя репродуктивное мышление, автор отмечает, что оно предполагает воспроизведение процессов, имевших место в прошлом, допускает в них некоторые незначительные видоизменения.

В процессах продуктивного (творческого) мышления знания выступают как а) исходный пункт, б) средство, в) результат мышления, в результате создаётся новое, не встречающееся прежде в индивидуальном опыте, причём проблемное обучение «даёт больше шансов для последующего творческого применения знаний».

     По нашему мнению творческое мышление характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его основе продукта, его оригинальностью. Это мышление появляется тогда, когда человек, попытавшись решить задачу на основе её формально-логического анализа с прямым использованием ему известных способов, убеждается в бесплодности таких попыток и у него возникает потребность в новых знаниях, которые позволяют решить проблему:

17    Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М., 1965г.             18    Кедров Б.М. Диалектический анализ великого научного открытия. - Вопросы философии, 1969, № 3.                   

 

эта потребность и обеспечивает высокую активность решающего проблему субъекта. Осознание самой потребности говорит о создании у человека проблемной ситуации.

     По нашему мнению творческое мышление - есть процесс образования новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью. Творческое мышление характеризуется новизной своего продукта, своеобразием процесса получения, существенным влиянием на уровень развития, осуществляет движение к новым знаниям. Качественными показателями будут гибкость, экономичность, последовательность, оригинальность, беглость.

     Узнадзе Д.Н., Элиава Н.Л. выделяя в творческом мышлении его имманентные, неосознаваемые компоненты, нашли экспериментальные приёмы, позволяющие выявить некоторые особенности этих компонентов. Так же Узнадзе Д.Н., и Элиава Н.Л. установили, что большое влияние на решение проблемы может оказать наличие установки, т.е. внутреннего неосознаваемого состояния готовности к действию, определяющей специфику всей осуществляемой мыслительной деятельности.19 Пономарёв Я.А. выявил ряд закономерностей влияния вспомогательных задач на решение проблем. Интуитивные решения подразумевают построение психологических моделей, моделирование условий творческой деятельности, то есть действия, соотносимые с подлинным творческим мышлением.20

Жариков Е.С. приводит следующие характерные черты творческого мышления:

1) эвристичность - способность  решать задачи, требующие открытия  закономерностей, свойств, отношений;

2) креативность - умение создавать  новые вещи и новые методы;

3) мобильность - способность  переходить в смежные сферы  науки, решать комплексные проблемы;

4) независимость - способность  противостоять сложившимся в  науке традициям и взглядам, мешающим  получению принципиально нового  знания;

5) экспрезентность - умение  видеть перспективу изучаемого  объекта на основе ограниченной  информации о предмете рассмотрения, предсказывать его будущее состояние, строить гипотезы о его прошлых состояниях;

6) системность - способность  охватывать объект как целое;

19    Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. — М., 1966г.                                                                                                        20    Пономарев Я. А. Психология творчества. М., Педагогика, 1976г..                                                                                               

 

7) разумность - способность  диалектически отрицать старые системы знаний, мешающие качественному изменению науки;

8) открытость - способность  принимать и преломлять любые  идеи;

9) антиномичность - видеть  единство противоположенностей  или исключающих друг друга  определений предмета;

10) способность к обобщению материала, позволяющая подниматься от эмпирической конкретности к выводам об общих свойствах.

Описание характерных черт творческого мышления предпринималось и такими учёными, как А.В. Барабанщикова, Афанасьев В.В., Буш Г.Я, Варламова Е.П., Морозов М.Н., Паховамова Т.И. и т.д. 21

     Мы в данной главе рассмотрели представленный выше спектр взглядов на сущность понятия «творческое мышление», и пришли к выводу, что в психологии пока нет однозначного толкования. Такая ситуация, по нашему мнению, в значительной мере определяется не только глобальностью и сложностью проблемы, но и разнонаправленностью подходов к её исследованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21   Галину А.Л. Психологические особенности творческого поведения - Новосибирск 2001.г

Глава 3. Методы творческого мышления

     Среди методов исследования творческого мышления, прежде всего, следует выделить две относительно самостоятельные категории: 1) методы получения исходных данных и 2) методы их регистрации и предварительной обработки. В наше время внимание, уделяемое второй категории частных методов (регистрация и обработка), затмило вопросы первой (получение исходных данных). Поэтому актуальным становится сейчас специальный анализ путей получения исходных данных.22

     Методы получения исходных данных, мы разделим на две основные группы: первая из них представлена методами традиционной психологии творчества (существенный признак данной группы состоит в том, что границы возможностей входящих в нее методов определяются пределами использования непосредственного опыта).

     А вторая группа представлена нетрадиционными методами (их существенный признак — проникновение в область непосредственно не отображаемых явлений). Обратим вначале внимание к первой группе методов получения исходных данных (использование непосредственного опыта). К ней относятся:

1)   самонаблюдение  творцов за ходом собственного  творчества;

2) изучение биографических данных творцов (включая сюда и факты, непосредственно связанные с ходом творческого процесса); 3)  анкетирование; 4) интервьюирование.

     Эти методы можно было бы назвать универсальными — они приспособлены для исследования любых традиционных проблем психологии творчества (процесса творчества, творческих способностей, качеств личности и т. п.). Наряду с универсальными существуют и специальные методы. К ним относятся:  5) экспериментальные методы традиционной психологии (приуроченные к изучению процесса творчества) и 6) метод тестов (предназначенный для изучения творческих способностей и качеств личности творца). Из всех выше перечисленных методов наблюдения, ведущее место в традиционной психологии творчества отводилось самонаблюдению творцов.

Автор  Б. А. Лезин (1907)23  допускал мысль о возможности преднамеренного самонаблюдения за процессом творчества. Он полагал, что наблюдать за процессом собственного творчества может каждый человек.

Он говорил, что таким путем можно добыть лишь скромную аналогию подлинных оснований для суждения об этом процессе; гораздо большее внимание следует уделять «признаниям» подлинных творцов.

22     Пономарев Я. А. Психология творчества. М., Педагогика, 1976г.                                                                                                    23     Вопросы психологии и творчества  - под редакцией Б.А.Лезина  1907 г.                   

Информация о работе Проблема и методы диагностики творческого мышления