Проблема и методы диагностики творческого мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 17:54, курсовая работа

Краткое описание

Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются по нынешний день. Так же современная действительность выдвигает особые требования к методам диагностики творческого мышления. А именно к созданию новых методик.
Цель и задачи работы: цель данной работы заключается в определение понятия творчества и рассмотрения методов диагностики творческого мышления

Содержание

Введение……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Проблема творчество в философии 4
1.1 Античность 4
1.2 Возрождение и реформация 5
1.3 Немецкая классическая философия 6
1.4 Зарубежная философия конца Х1Х - начала ХХ века. 7
Глава 2. Проблема творческого мышления в психологии 10
Глава 3. Методы творческого мышления 14
4. Заключение 21
5. Список используемой литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая..doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

Такая тенденция, прежде всего связана с окончательным признанием того факта, что многие звенья мыслительной деятельности не сознаются самим творцом. Отсюда, естественно, следует необходимость в разработке специальных методов, позволяющих объективно фиксировать эти неосознаваемые звенья.

     К числу таких методов можно отнести, например, анализ результата предметного действия путем выявления в нем прямого и побочного продуктов, кинорегистрацию движения глаз и некоторые другие, аналогичные ей приемы, многие из которых широко применялись уже и раньше при изучении перцептивных процессов (В. Н. Пушкин, О. К. Тихомиров, В. П. Зинченко и др.)35

    

34  Пономарев Я. А. Психология творчества. ., Педагогика, 1976 г.                                                                            35  Большая Советская Энциклопедия: в 30 томах. – гл. ред. Прохоров А.М., изд. 3-е, М., 1978г

 

Вносят ли эти методы что-либо принципиально новое в область получения исходных данных о психологии процесса творчества, открываются ли с их помощью новые факты?

     Отвечая на этот вопрос, важно заметить, что экспериментальная психология мышления и прежде сталкивалась, конечно, с фактами (правда, грубо выраженными), аналогичными тем, которые добываются теперь новыми методами. Метод самонаблюдения использовался в чистом виде лишь очень немногими психологами, изучавшими мышление. В большинстве же случаев он дополнялся внешним наблюдением, связывался с выполнением предметных действий (манипуляции с предметами при наглядно-действенных задачах, вычерчивание всякого рода схем, фиксирование тех или иных выкладок и т. п., сопровождаемое «мышлением вслух» и т. д.).

     Однако информация о неосознаваемых звеньях при этом терялась, в общем ее потоке, специально не выделялась. Ценность новых методов состоит, прежде всего, в том, что они дают возможность различать осознаваемый компонент действия человека (прямой продукт), который отражается в самонаблюдении, доступен ему и может быть зарегистрирован с его помощью, и неосознаваемый компонент (побочный продукт), который в самонаблюдении не представлен и для регистрации которого необходимы иные, специальные приемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

     На протяжение времени от античности до ХХ века в философии не было однозначного толкования творчества. В каждой эпохе, творчество рассматривали по-разному: если в начальных эпохах творчество предписывали воле бога, то в ХХ веке творчество рассматривали уже как изобретательство, цель которого – решать задачу, поставленную определенной ситуацией. В психологии на нынешний день нет, однозначного толкования понятия «творческого мышления». Такая  ситуация по нашему мнению в значительной мере определяется не только глобальностью и сложностью проблемы, но и разнонаправленностью подходов к её исследованию.                                               а    По нашему мнению, рассмотрение  методов традиционной психологии творческого мышления показывает, что все они, не теряя актуальности в частных случаях, исчерпали свои возможности по линии приобретения принципиально новых данных. Методы эти стимулированы традиционным пониманием психологии как конкретной науки. Они пригодны в целях описания конкретных явлений, доступных непосредственному опыту построения эмпирических моделей этих явлений, но не дают возможности выхода за его пределы. Вместе с тем важно подчеркнуть, что ограниченность методов определяется в первую очередь ограниченностью традиционной психологической теории. Такая тенденция, прежде всего связана с окончательным признанием того факта, что многие звенья мыслительной деятельности не сознаются самим творцом.

    Таким образом, мы можем сказать что, для разработки новых методов нужно, больше расширить психологическую теорию. Но если, даже в будущем  расширится психологическая теория, и на этой основе начнутся разработки новых методов. Внесут ли эти методы что-либо принципиально новое в область получения исходных данных о психологии творческого мышления, откроются ли с их помощью новые факты?   Отвечая на этот вопрос, нельзя сказать, что они не помогут открыть новые факты о творческом мышлении. Ценность новых методов будет состоять, прежде всего, в том, что они дадут возможность различать осознаваемый компонент действия человека (прямой продукт), который отражается в самонаблюдении, доступен ему и может быть зарегистрирован с его помощью. И неосознаваемый компонент (побочный продукт), который в самонаблюдении не представлен и для регистрации которого необходимы иные, специальные приемы.

 

 

 

Список использованной литературы:
  1. Бердяев Н. Смысл творчества; М.: Прогресс, 1989г.
  1. Большая Советская Энциклопедия: в 30 томах. – гл. ред. А.М. Прохоров, изд. 3-е, М., 1978г.
  1. Виндельбанд В. История философии. 1898г.
  1. Вопросы теории и психологии творчества; /под редакцией Лезина Б.А. 1907г.          
  1. Грузенберг С.О. Гений и творчество: Основы теории и психологии творчества. Изд.2 2010г.                                                                                        
  1. Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения; Новосибирск: 2001г.
  1. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М., 1965г.
  1. Кедров Б.М. Диалектический анализ великого научного открытия. - "Вопросы философии", 1969г., № 3
  2. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978г.
  3. Матюшкина А.М. Психологическая диагностика одаренности. 1976г.
  4. Николаенко Н.Н. Психология творчества / под ред. Шипицыной Л.М., - СПб.: Речь, 2005г.
  5. Нечаев А.П. Психология технического изобретательства. 1984г.
  6. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., Педагогика, 1976г.
  7. Психология шахматной игры;/ под ред: Дьяков И. Н., Петровский Н. В.  и Рудик П. А. 1965г.
  8. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. — М., 1966г.
  9. Якобсон П.М. Процесс творческой работы изобретателя, 1934г.         
  10. http://ru.wikipedia.org
  11. http://bse.sci-lib.com
  12. http://www.studfiles.ru    
  13. http://psyjournals.ru 

 

 

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. Виндельбанд В. История философии. 1898., с. 7
  3. http://bse.sci-lib.com

Информация о работе Проблема и методы диагностики творческого мышления