Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 17:54, курсовая работа
Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются по нынешний день. Так же современная действительность выдвигает особые требования к методам диагностики творческого мышления. А именно к созданию новых методик.
Цель и задачи работы: цель данной работы заключается в определение понятия творчества и рассмотрения методов диагностики творческого мышления
Введение……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Проблема творчество в философии 4
1.1 Античность 4
1.2 Возрождение и реформация 5
1.3 Немецкая классическая философия 6
1.4 Зарубежная философия конца Х1Х - начала ХХ века. 7
Глава 2. Проблема творческого мышления в психологии 10
Глава 3. Методы творческого мышления 14
4. Заключение 21
5. Список используемой литературы 22
Такая тенденция, прежде всего связана с окончательным признанием того факта, что многие звенья мыслительной деятельности не сознаются самим творцом. Отсюда, естественно, следует необходимость в разработке специальных методов, позволяющих объективно фиксировать эти неосознаваемые звенья.
К числу таких методов можно отнести, например, анализ результата предметного действия путем выявления в нем прямого и побочного продуктов, кинорегистрацию движения глаз и некоторые другие, аналогичные ей приемы, многие из которых широко применялись уже и раньше при изучении перцептивных процессов (В. Н. Пушкин, О. К. Тихомиров, В. П. Зинченко и др.)35
34 Пономарев Я. А. Психология творчества.
., Педагогика, 1976 г.
Вносят ли эти методы что-либо принципиально новое в область получения исходных данных о психологии процесса творчества, открываются ли с их помощью новые факты?
Отвечая на этот вопрос, важно заметить, что экспериментальная психология мышления и прежде сталкивалась, конечно, с фактами (правда, грубо выраженными), аналогичными тем, которые добываются теперь новыми методами. Метод самонаблюдения использовался в чистом виде лишь очень немногими психологами, изучавшими мышление. В большинстве же случаев он дополнялся внешним наблюдением, связывался с выполнением предметных действий (манипуляции с предметами при наглядно-действенных задачах, вычерчивание всякого рода схем, фиксирование тех или иных выкладок и т. п., сопровождаемое «мышлением вслух» и т. д.).
Однако информация о неосознаваемых звеньях при этом терялась, в общем ее потоке, специально не выделялась. Ценность новых методов состоит, прежде всего, в том, что они дают возможность различать осознаваемый компонент действия человека (прямой продукт), который отражается в самонаблюдении, доступен ему и может быть зарегистрирован с его помощью, и неосознаваемый компонент (побочный продукт), который в самонаблюдении не представлен и для регистрации которого необходимы иные, специальные приемы.
На протяжение времени от античности
до ХХ века в философии не было однозначного
толкования творчества. В каждой эпохе,
творчество рассматривали по-разному:
если в начальных эпохах творчество предписывали
воле бога, то в ХХ веке творчество рассматривали
уже как изобретательство, цель которого
– решать задачу, поставленную определенной
ситуацией. В психологии на нынешний день
нет, однозначного толкования понятия
«творческого мышления». Такая ситуация
по нашему мнению в значительной мере
определяется не только глобальностью
и сложностью проблемы, но и разнонаправленностью
подходов к её исследованию.
Таким образом, мы можем сказать что, для разработки новых методов нужно, больше расширить психологическую теорию. Но если, даже в будущем расширится психологическая теория, и на этой основе начнутся разработки новых методов. Внесут ли эти методы что-либо принципиально новое в область получения исходных данных о психологии творческого мышления, откроются ли с их помощью новые факты? Отвечая на этот вопрос, нельзя сказать, что они не помогут открыть новые факты о творческом мышлении. Ценность новых методов будет состоять, прежде всего, в том, что они дадут возможность различать осознаваемый компонент действия человека (прямой продукт), который отражается в самонаблюдении, доступен ему и может быть зарегистрирован с его помощью. И неосознаваемый компонент (побочный продукт), который в самонаблюдении не представлен и для регистрации которого необходимы иные, специальные приемы.
Информация о работе Проблема и методы диагностики творческого мышления