Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 17:54, курсовая работа
Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются по нынешний день. Так же современная действительность выдвигает особые требования к методам диагностики творческого мышления. А именно к созданию новых методик.
Цель и задачи работы: цель данной работы заключается в определение понятия творчества и рассмотрения методов диагностики творческого мышления
Введение……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Проблема творчество в философии 4
1.1 Античность 4
1.2 Возрождение и реформация 5
1.3 Немецкая классическая философия 6
1.4 Зарубежная философия конца Х1Х - начала ХХ века. 7
Глава 2. Проблема творческого мышления в психологии 10
Глава 3. Методы творческого мышления 14
4. Заключение 21
5. Список используемой литературы 22
Большинство же сторонников возможности преднамеренного самонаблюдения процесса творчества полагали, что свидетельства самих творцов — единственное основание для таких суждений (например, Блох, 1920, и др.).
По мнению автора, С. О. Грузенберга
(1924)24, процесс
творчества недоступен преднамеренному
самонаблюдению. Поэтому исходные данные
могут быть заключены лишь в биографиях,
автобиографиях, мемуарах и других произведениях,
содержащих «самопризнания», воспроизводящие
некоторые моменты творческого процесса
в том виде, в котором они оказались представленными
непреднамеренному самонаблюдению. Самонаблюдение
не схватывает процесса творчества в его
последовательном развитии, поэтому субъективные
данные необходимо дополнять объективными
наблюдениями со стороны.
Это позиция стимулировала, особенно в ранний период, интенсивный сбор материала из истории литературы и искусства, науки и техники, связанного с описанием событий, сопровождающих творческий процесс. Однако по мере накопления описаний (которые вскоре стали повторяться, «блуждать из книги в книгу») ограниченность такого метода становилась все более и более очевидной'. Вместе с тем надежность извлекаемого из истории культуры материала об обстоятельствах протекания творческого процесса уже в то время подвергалась существенным сомнениям. Например, И. И. Лапшин (1922) писал по этому поводу: «Строгая проверка здесь, конечно, невозможна, ибо даже в тех случаях, где дает показания сам изобретатель, возможны обманы памяти, если даже и не предполагалось вовсе умышленного обмана». Например, «Кекуле рассказывал о зарождении структурной теории дважды — один раз упоминает о шести обезьянах, другой же раз... снова упоминая о поездке в омнибусе, Кекуле ни слова не говорит об обезьянах. Не две ли различных интуиции пережил Кекуле: одну при благосклонном участии обезьян, а другую — без их участия».25
Шаткость опоры на «самопризнания»
ясно чувствовал и С. О. Грузенберг (1924)26, резко подчеркивавший
необходимость разработки объективных
методов исследования, которых психология
творчества до этого времени еще не имела.
Автор настаивал на необходимости ее опоры на достижения естествознания (биологии, рефлексологии). Ссылаясь на труды В. М. Бехтерева и И. П. Павлова, он говорил о объективно биологическом изучение личности и изучения душевных явлений путем самонаблюдения. В связи с этим С. О. Грузенбергом был выдвинут репродуктивный метод анализа процесса художественного творчества, который рассматривался им как способ рефлекторного воспроизведения в психике зрителя творческого процесса автора произведения.
24 Грузенберг С.О. Гений и творчество:
Основы теории и психологии творчества.
Изд.2 2010 г
25 Пономарев Я. А. Психология творчества.
М., Педагогика, 1976 г.
Автор видел в нем синтез объективного и субъективного путей. Эти идеи С. О. Грузенберга имели широкий резонанс в последующих исследованиях художественного творчества. Однако в область психологии научного или технического творчества данный метод по существу никем не переносился. Предпринятые в 20-е годы попытки поисков объективных путей получения исходных данных не получили тогда необходимого развития. 27
Расширение диапазона возможностей получения исходных данных пошло по иной линии — по линии разработки активных методов, не лимитированных лишь тем, что запечатлено помимо намерений исследователей в истории культуры. Выражением этого движения и оказалось распространение анкетирования и интервьюирования экспериментальных методов традиционной психологии мышления, тестологии. Вместе с тем возможности данных методов были строго ограничены в то время принципами психологической теории.
В 30-е годы самонаблюдение творцов вновь рассматривается как единственный и надежный источник исходных данных. Пример методов «творческой биографии» и «методически построенного собеседования» (аналогичных анкетированию и интервьюированию), использованных П. М. Якобсоном (1934). П. М. Якобсон видит основную трудность со стороны методического подхода к изучению творчества изобретателей, по его мнению она заключается в том, что изобретатели в процессе творчества специально не занимаются самонаблюдением. Многие важные моменты процесса творчества ускользают от их внимания. В их сознании отчетливо откладывается только результат. Подобные пропуски затрудняют реставрацию событий. Однако П. М. Якобсон вопреки мыслям большинства своих предшественников полностью отвергает положение о возможности неосознаваемых и принципиально недоступных самонаблюдению действий, полагая, что все, что бы ни совершал изобретатель, обязательно представлено в его сознании, но в силу увлеченности может затем забыться, оставив после себя белое пятно.28
Таким образом, эволюция в представлении о методах получения исходных данных строго соответствовала в то время эволюции общего подхода к исследованию творчества и представлениям об его центральном психологическом звене. Отрицание самой возможности бессознательных событий в психической деятельности человека, естественно, выдвигало самонаблюдение, рассматриваемое как метод получения исходных данных, на передний план и недопустимым образом упрощало представление, о сложности проблемы, создавая иллюзию о возможности ее решения «лобовым ударом». Проблема поэтому и не была решена, а возможности методически построенного собеседования использованы далеко не полностью.
27 Грузенберг С.О. Гений и творчество:
Основы теории и психологии творчества.
Изд.2 2010 г 28 Якобсон П.М.
Процесс творческой работы изобретателя,
1934 г
Впрочем, для их расширения, прежде всего, следовало исходить (как это показывает развитие дальнейших событий) из признания неосознаваемых актов и изучения возможности их воспроизведения.
Особенности и возможности экспериментальных методов традиционной психологии мышления внимательно проанализированы в нашей литературе А. М. Матюшкиным (1969)29. В итоге рассмотрения им обширного числа исследований мышления, стремившихся раскрыть условия и закономерности процесса формирования новых актов поведения, новых знаний и действий, автор приходит к выводу, что основным средством для этого во всех случаях служила ситуация новой для субъекта задачи. Использование решения задачи как метода экспериментального исследования в его традиционном виде в значительной мере исчерпало себя.
Это следует уже из того, что в большинстве современных исследований, ведущихся в данном направлении, обнаруживаются в принципе те же факты, которые были установлены в начальных исследованиях более полувека назад. Различия в интерпретациях этих фактов, естественно, не вносят чего-либо нового в понимание закономерностей психологии мышления. «Эксперименты, внесшие значительный вклад в исследование закономерностей мышления, изжили себя как метод исследования, превратившись в метод эмпирического описания, эмпирического наблюдения» (Матюшкин, 1969)30. Дальнейшее совершенствование методов экспериментального исследования психологических закономерностей творческого мышления требует принципиального преодоления эмпирического подхода, создания новой модели эксперимента, способной служить средствам экспериментального исследования. В качестве примера использования метода тестов можно сослаться на работу И. Н. Дьякова, Н. В. Петровского и П. А. Рудика «Психология шахматной игры» (1926) 31.
В основу этого труда
положены психологические
29 Матюшкина А.М. Психологическая
диагностика одаренности. 1976
г
Сопоставление показателей, полученных от сильнейших шахматистов с соответствующими показателями не шахматистов, обнаружило, казалось бы, парадоксальный факт: различия оказались весьма незначительными и далеко не по всем показателям в пользу шахматистов. Так, например, память шахматных мастеров в среднем нисколько не превосходит способности запоминания интеллектуально развитых не шахматистов (исключая, конечно, свойственную многим профессиям и резко выраженную у шахматистов способность «профессионального» запоминания). То же самое в общем можно сказать о внимании.
Не обнаружилось у шахматистов и сколько-нибудь выдающегося развития общепсихологической комбинаторной способности. Чисто шахматная комбинаторная способность обусловлена опять-таки профессиональным опытом. Лишь опыты, посвященные установлению логических связей, показали высокий уровень развития у шахматистов соответствующей способности.
Воображение же шахматистов, подобно их памяти и комбинаторной способности, не выходило за пределы обычной нормы.
Аналогичная в методическом отношении работа была проведена А. П. Нечаевым (1929)33. Тестовому обследованию подвергались три различные группы изобретателей. В первую группу были собраны те, кто имел оригинальные, научно обоснованные изобретения. Во вторую — те изобретатели, кто внес какие-то технические усовершенствования. В третью — изобретения которых не имели практической ценности. В основу исследования зависимости изобретательства от общего уровня интеллекта были положены тесты умственного развития, предварительно отработанные на нескольких тысячах испытуемых и дающие возможность диагностировать шесть ступеней этого развития. Общий показатель изобретателей первой группы оказался равным 100%, второй — 89%, третьей — 67%.
Для исследования общего уровня памяти использовалось запоминание ряда из 12 двузначных чисел, произносимых лицом, проводящим опыт, с интервалом в 5 сек. Для воспроизведения давалась одна минута. Опыты показали, что память изобретателей не очень развита, но ее сила пропорциональна ценности изобретений. При исследовании внимания использовались те же опыты по запоминанию чисел, но учитывалось количество запомнившихся чисел в непрерывном ряду. Как и в предшествующем случае, изобретатели не дали высоких результатов. Так же, как и в случае исследования памяти, «сила внимания» оказалась пропорциональной ценности изобретений. Примерно таким же образом и с такими же результатами исследовался и ряд других психических явлений.
33 Нечаев А.П.
Психология технического изобретательства
1984 г.
Таким образом, по нашему мнению рассмотрение методов традиционной психологии творчества показывает, что все они, не теряя актуальности в частных случаях, исчерпали свои возможности по линии приобретения принципиально новых данных. Методы эти стимулированы традиционным пониманием психологии как конкретной науки. Они пригодны в целях описания конкретных явлений, доступных непосредственному опыту построения эмпирических моделей этих явлений, но не дают возможности выхода за его пределы. Вместе с тем важно подчеркнуть, что ограниченность данных методов определяется в первую очередь ограниченностью традиционной психологической теории.
Рассмотрим вторую группу методов, дающую возможность проникновения в область непосредственно не отображаемых явлений.
Существенная критика возможностей
самонаблюдения в исследовании психологии
процесса творчества была дана А. Н. Леонтьевым
с экспериментально-
Информация о работе Проблема и методы диагностики творческого мышления