Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 22:12, реферат
Конфликты в одних обществах могут приобретать драматические очертания, а в других, наоборот, разрешаются мирно. Однотипные столкновения становятся поводом для массовых побоищ в одном месте и проходят без применения какого-либо насилия в другом.
Для социолога конфликт выступает привилегированным предметом анализа:
1) противники выступают открыть, в то время как при нормальном течении жизни идентифицировать их было бы невозможно;
2) альянсы вскрывают общность интересов, менталитета и идеологии;
3) обретают эксплицитные формы (становятся очевидными) инструменты и методы ведения борьбы;
Введение.
Глава 1. Проблема конфликта в социологической теории.
1.1. Эволюция научных воззрений на конфликт.
1.2. Проблематика конфликта в социологии Макса Вебера
1.3. Конфликт и девиантное поведение: Эмиль Дюркгейм.
1.4. Ральф Дарендорф: конфликт и модернизация общества.
Глава 2. Конфликт как предмет социологического анализа.
2.1. Понятие конфликта и его функции, субъекты.
2.2. Классификация и типология конфликтов.
2.3. Причины конфликтов.
2.4. Этапы протекания конфликта.
Заключение.
Список использованной литературы.
Глава 2. Конфликт как предмет социологического анализа.
2.1. Понятие конфликта и его функции, субъекты.
В научной литературе и в публицистике, конфликт трактуется неоднозначно. Существует множество определений этого термина. Наиболее распространенный подход состоит в определении конфликта через противоречие как более общее понятие и, прежде всего, – через социальное противоречие. Под социальным конфликтом понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.
Важным вопросом при рассмотрении социальных конфликтов является вопрос о действующих лицах и исполнителях конфликтных отношений. Наряду с понятием сторона конфликта сюда могут быть отнесены и такие понятия, как участник, субъект, посредник.
Участником конфликта может быть любой человек, организация, или группа лиц, которые принимают участие в конфликте, но не отдают себе отчет в целях конфликтного противоречия.
Субъектом социального конфликта является отдельный человек или социальная группа, способные создавать конфликтную ситуацию.
Посредник – нейтральное лицо, помогающее конфликтующим сторонам в достижении согласия с помощью переговоров.
Рассматривая роль конфликта как неизбежного явления развития общества, можно выделить одну из его функций, которая состоит в разрядке психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон. Существование выходных клапанов и отводных каналов помогает взаимной адаптации индивидов, стимулирует положительные изменения.
Другой позитивной функцией конфликта является коммуникативно-связующая. Через эту функцию участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу.
Еще одна позитивная функция конфликта проявляется в том, что конфликт способен играть консолидирующую роль в обществе и даже быть движущей силой социальных изменений. Это происходит тогда, когда в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству, выявляются возможности для этого.
Но нередко конфликты могут дестабилизировать отношения в социальных системах, разрушать социальные общности и групповое единство. Так, забастовки могут нанести серьезный урон предприятиям и обществу, ибо экономический ущерб от остановок предприятий может стать фактором разбалансированности экономики. Национальные конфликты нарушают отношения между нациями.
2.2. Классификация и типология конфликтов.
Конфликтов в обществе великое множество. Они различаются масштабом, типом, составом участников, причинами, целями и последствиями. Их стараются классифицировать по сферам жизни: конфликты в области экономики, в национальных отношениях, в социальной сфере и т.д.
Конфликты можно классифицировать и в зависимости от субъектов и зон разногласий:
Личностный конфликт – включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания.
Межличностный конфликт – разногласия между двумя ил более людьми одной или нескольких групп. Они противостоят друг другу, но к ним могут подключаться отдельные личности, не образующие группы.
Межгрупповой конфликт – конфликт между социальными группами и социальными общностями людей с противоположными интересами. Это самый распространенный конфликт.
Конфликт принадлежности – когда индивиды имеют как бы двойную принадлежность. Например, конфликтующие образуют группу внутри какой-то большой группы или индивид входит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.
Конфликт с внешней средой – индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны административных и экономических норм и предписаний. Они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.
Типологию социального конфликта можно представить и таким образом:
Конфронтация – пассивное противостояние групп с противоборствующими политическими, экономическими и социальными интересами. Как правило, это противостояние не принимает форму открытого столкновения.
Соперничество – борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, социальной группы, социальной организации. Цель соперничества – приобретение лучших позиций.
Конкуренция – особый тип конфликта, цель его – получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.
Профессор Мичиганского университета А.Раппорт считал, что нельзя все конфликты подгонять под единую универсальную схему. Есть конфликты типа:
а) «схватка» – когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно только на победу;
б) «дебатов» – где возможен спор, маневры и обе стороны могут рассчитывать на компромисс;
в) «игр» – где обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому они никогда не завершаются и не могут завершиться разрушением всей структуры отношений.
Этот вывод имеет важное значение, так как снимает ореол безвыходности и обреченности вокруг каждого из конфликтов.
Конфликт с точки зрения социологии – это прежде всего модель поведения с особым распределением ролей, последовательностью событий, способами выражения взглядов, ценностных ориентаций, формами отстаивания интересов, целей. Существуют и иные варианты типологии социальных конфликтов по различным основаниям. Например, типологии И.Дойча (приложение 1), Р.Даля (приложение 2), Дарендорфа (приложение 3).
2.3. Причины конфликтов.
Причиной социального конфликта может оказаться:
1. несовпадение интересов и целей индивидов или социальных групп.
Все поведение человека упрощенно можно представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушения равновесия в связи с появляющейся потребностью и появления значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели.
Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена к фрустрации. Она обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.
Реакция на фрустрацию может быть:
1) отступление – избежание фрустрации путем кратковременного или долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности.
2) агрессивное поведение, которое может быть направлено на другого человека или группу людей, если они явятся причиной развития фрустрации или представляются таковыми. Агрессия при этом носит социальный характер и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию у другого индивида или группы, и с этого момента начинается социальный конфликт.
Однако далеко не всякое состояние фрустрации приводят к социальному конфликту. Эмоциональное напряжение, недовольство должно перейти определенную границу, за которой агрессия выступает в форме направленного социального действия. Эта граница определяется состоянием общественного страха, культурными нормами и действием социальных институтов, сдерживающих проявление агрессивных действий.
2. различные формы экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительным различием в распределении ценностей (доходов, знаний, информации, элементов культуры и т.п.) между индивидами или группами. Неравенство неустранимо. Оно существует повсеместно и нередко имеет положительное значение, ибо способствует проявлению состоятельности, стимулирует жизненную энергию людей. Конфликт же возникает при такой степени неравенства, когда оно расценивается одной из социальных групп как весьма значительное, препятствующее удовлетворению ее потребностей. Возникающая при этом социальная напряженность приводит к социальным конфликтам.
3. отношения между
элементами социальной
Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий.
2.4. Этапы протекания конфликта.
Любой социальный конфликт имеет довольно сложную внутреннюю структуру (приложение 4).
Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям:
1. Предконфликтная стадия. Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени. Предконфликтное состояние весьма неустойчиво: незначительное, даже случайное событие может вызвать необратимые процессы, прямо ведущие к открытому конфликту.
Важный момент зарождения конфликта – наличие объекта, обладание которым связано с удовлетворенностью потребностей сторон, втягиваемых в конфликт. Тем самым он может стать причиной конфликта.
В предконфликтной ситуации конфликтующие субъекты прежде чем решиться на открытые действия оценивают свои возможности, предпринимаются шаги для консолидации сил противоборствующих сторон, поиска сторонников. Кроме того, предконфликтная ситуация – это период формирования каждой стороной своей стратегии действий. Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения целей, избежания фрустрации без воздействия на соперника. Когда все попытки достичь желаемое оказываются тщетными, индивид или социальные группы определяют объект, мешающий достижению целей, степень его «вины», силу и возможности противодействия. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией. Случается, что причина фрустрации бывает скрыта и ее трудно идентифицировать. Тогда возможен выбор объекта для агрессии, который не имеет никакого отношения к блокированию потребности. Эта ложная идентификация может привести к воздействию на сторонний объект, ответному действию и возникновению ложного конфликта. Ложные конфликты не устраняют причин, вызывающих столкновение, а только усугубляют ситуацию.
2. Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников.
Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Это:
1) действия соперников в конфликте, носящие открытый характер. Это могут быть словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба, спортивное состязание и т.п. Поскольку открытый «обмен ударами» хорошо виден со стороны в ходе конфликта, в него могут быть втянуты сочувствующие и просто наблюдатели.
2) скрытые действия соперников в конфликте. Известно, что в ходе конфликтов противники чаще всего пытаются замаскировать свои действия, запутать, обмануть соперничающую сторону. Эта скрытая, завуалированная, но тем не менее чрезвычайно активная борьба преследует цель навязать сопернику невыгодный ему образ действий и одновременно выявить его стратегию.
Начавшийся конфликт в процессе своего развития весьма претерпевает определенные изменения. Это связано с тем, что отношения, складывающиеся в начале и в конце конфликта, существенно различаются: с разной степенью проявляется активность субъектов, могут возникать неожиданные повороты событий и т.д. Создаются дополнительные причины для углубления и разрастания конфликта.
По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные. К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры
Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага. Такие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стремятся в принципе к одной и той же цели – улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ценностей.
Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называется эмоциональным.
С момента появления эмоционального конфликта в сознании людей, участвующих в нем, появляются негативные стереотипы, порождающие неприязнь и даже ненависть к противнику.
Развитие эмоциональных конфликтов непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы. Чаще всего такой конфликт прекращается после появления в ситуации новых людей или даже новых поколений.
Весьма характерным моментом на этапе непосредственно конфликта является наличие критической точки, при достижении которой конфликтные взаимодействия между противоборствующими сторонами достигают максимальной остроты и силы. После прохождения критической точки число конфликтных взаимодействий, их острота и сила резко снижаются. Важно знать время прохождения критической точки, т.к. после этого ситуация в наибольшей степени поддается управлению. В то же время вмешательство в критический момент, на пике конфликта бесполезно или даже опасно.
Информация о работе Проблема конфликта в социологии Нового времени