Проблема личности в
отечественной социо-психологии
На протяжении нескольких
десятилетий отечественная психология
стояла на принципах деятельностного
подхода. Точного и ясного ответа на вопрос
об авторстве этого подхода не получено
до сих пор. Считается, например, что впервые
этот принцип был выдвинут С.Л. Рубинштейном
в статье 1922 г. "Принцип творческой самодеятельности".
Есть и иное мнение, что фундаментальное
значение для развития понятия деятельности
имели работы Л.С. Выготского, написанные
в 20-30-е г. прошлого века.
Суть этого подхода была изложена
известным отечественным психологом
П.Я. Гальпериным. Он писал, что деятельностный
принцип означает требование изучать
психическую деятельность не саму по себе,
а в составе внешней, предметной деятельности
субъекта; изучать ее по роли в этой внешней
деятельности, которая определяет саму
необходимость психики, и ее конкретное
содержание, и ее строение; рассматривать
психическую деятельность не как безличный
процесс, а как деятельность субъекта
в плане психического отражения проблемной
ситуации.
В отечественной психологии
личность изучается с двух точек
зрения:
С позиции введения в
методологию и теорию психологии
личностного принципа. Он означает,
что все психические процессы - внимание,
память, мышление - носят активный, избирательный
характер, т.е. зависят от особенностей
личности (мотивации, интересов, целей,
характера).
С точки зрения изучения
личности самой по себе - ее структуры,
особенностей формирования и развития,
самосознания и самооценки.
Отечественные психологические
школы формировались вокруг ведущих
ученых. Это - школы Л.С. Выготского,
А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева,
В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, В.С. Мерлина.
Гипотезы, которые были сформулированы
в рамках различных научных парадигм,
продолжают теоретически и эмпирически
исследоваться. Определим общий
контекст и специфические феномены,
которые были выделены в этих школах
в связи с изучением проблемы
личности.
Л.С. Выготский (1896-1934) - один из
методологов психологии, много времени
посвятивший разработке программы
и приемов эмпирического исследования
психики ребенка. За десять
лет интенсивной научной работы
в области психологии им было
написано свыше 180 работ, среди
них такие как "Психология
искусства", "Мышление и речь",
"Педагогическая психология",
"Исторический смысл психологического
кризиса" (см. Хрестомат. 7.1).
Центральной категорией, которой
Выготский уделял первостепенное
внимание была категория сознания. Л.С.
Выготский искал новый путь в объяснении
психических явлений, во многом опираясь
на идеи марксизма. Чтобы понять внутренние
психические процессы, нужно было выйти
за пределы организма, и искать их объяснение
в общественных отношениях человека со
средой.
Его концепция была названа
культурно-исторической, потому что
интерпретацию сознания и психических
процессов можно было вывести
только из их развития и
становления. Главная идея Выготского
состояла в утверждении положения
о развитии высших психических
функций. Они формируются у
ребенка в процессе онтогенетического
развития в общении со взрослым.
Развитие, по Выготскому, связано с усвоением
культурных знаков, самым совершенным
из которых является слово. В связи с проблемой
высших психических функций обсуждается
феномен натуральных психических функций,
которые являются врожденными и непосредственными.
Развитие, согласно Выготскому, идет по
двум линиям. "В развитии ребенка представлены
(не повторены) оба типа психического развития,
которое мы в изолированном виде находим
в филогенезе: биологическое и историческое,
или натуральное и культурное, развитие
поведения. В онтогенезе оба процесса
имеют свои аналоги (не параллели). Это
основной и центральный факт, исходный
пункт нашего исследования: различение
двух линий психического развития ребенка,
соответствующих двум линиям филогенетического
развития поведения" (Выготский Л.С.
История развития высших психических
функций. Собр. соч. в 6 томах. Т. 3. М.: Педагогика,
1983. С.30). "Оба плана развития - естественный
и культурный - совпадают и сливаются один
с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают
один в другой и образуют в сущности единый
ряд социально-биологического формирования
личности ребенка" (Там же. С.31). Натуральные
функции - механическая память, непроизвольное
внимание, воспроизводящее воображение,
образное мышление являются феноменами
органического развития, которое совершается
в культурной среде и превращается в исторически
обусловленный биологический процесс.
"В то же время культурное развитие
приобретает совершенно своеобразный
и ни с чем не сравнимый характер, поскольку
оно совершается одновременно и слитно
с органическим созреванием, поскольку
носителем его является растущий, изменяющийся,
созревающий организм ребенка" (Там
же. С. 31). К высшим психическим функциям
относятся - логическая память, произвольное
внимание, творческое воображение, мышление
в понятиях. Первые - натуральные - развиваются
по принципу стимул-реакция, вторые опосредствуются
знаком.
Л.С. Выготский формулирует две
гипотезы: 1) об опосредствованности
высших психических функций, и 2) о происхождении
внутренней деятельности из внешней путем
интериоризации.
Эксперименты, проведенные на разных
функциях показали, что сначала
овладение поведением происходит
во внешнем (социальном) плане,
в сотрудничестве со взрослым, а
затем знаки и сами функции постепенно
становятся внутренними. Этот закон носит
название общего генетического закона
культурного развития - "…всякая функция
в культурном развитии ребенка появляется
на сцену дважды, в двух планах, сперва
- социальном, потом - психологическом,
сперва между людьми, как категория интерпсихическая,
затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая.
Это относится одинаково к произвольному
вниманию, к логической памяти, к образованию
понятий, к развитию воли" (Там же. С.
145).
Формирование личности, по Выготскому,
представляет собой процесс культурного
развития. Он писал, что можно
поставить знак равенства между
личностью ребенка и его культурным
развитием. Личность формируется
в результате такого исторического
развития, и сама по себе исторична.
Показателем личности является
соотношение натуральных и высших
психических функций. Чем больше
в человеке представлено культурное,
тем сильнее выражен процесс
овладения миром и собственным
поведением, тем значительнее личность.
А.Н.Леонтьев (1903-1979) - выдающийся отечественный
психолог, организатор науки, создатель
теории деятельности. Известны такие его
работы, как "Очерк развития психики",
"Проблемы развития психики", "Потребности,
мотивы и эмоции", "Деятельность.
Сознание. Личность". Концепция А.Н.
Леонтьева продолжала линию Л.С. Выготского,
утверждая роль социальной детерминации
в развитии личности. Основой
замысел теории личности А.Н. Леонтьева
можно понять исходя из решения им основной
критической задачи - преодоления натуралистического
понимания личности (см. Хрестомат. 7.2).
Ведущим понятием его концепции
является категория деятельности.
Она рассматривается "как процесс, внутренние
противоречия и трансформации которого
порождают психику как необходимый момент
его развития" (Давыдов В.В., 1983. С. 129).
Благодаря феномену деятельности, А.Н.
Леонтьев преодолевает принцип стимульности,
согласно которому организм реагирует
на воздействия, исходящие от среды. Принцип
предметности деятельности изменяет позицию
субъекта в процессе взаимодействия с
объектом, поскольку последний трактуется
двояко: "первично - в своем независимом
существовании, как подчиняющий себе и
преобразующий деятельность субъекта,
вторично - как образ предмета, как продукт
психического отражения его свойства,
которое осуществляется в результате
деятельности субъекта и иначе осуществиться
не может" (Леонтьев А.Н. Деятельность.
Сознание. Личность. М., 1975. с.84).
Исходной и основной формой
деятельности выступает деятельность
внешняя, чувственно-практическая.
В процессе исторического развития
внешней деятельности возникают
внутренние процессы, которые приобретают
относительную самостоятельность
и способность отделяться от
практической деятельности путем
интериоризации; существуют переходы
и в противоположном направлении - от внутренней
деятельности к внешней путем экстериоризации.
Обе формы имеют общее строение.
В предметной деятельности выделяются
относительно самостоятельные единицы
- действия и операции. Во внутренней
деятельности такими являются
мотив, цель, условие. "Особенность
анализа целостной деятельности, связанного
с выделением ее единиц, состоит в том,
что он направлен на раскрытие ее внутренних
системных связей и отношений" (Давыдов
В.В., 1983. С. 138). При выделении таких единиц
деятельности правомерно задать следующие
три вопроса: "Ради чего совершается
деятельность?" (мотив деятельности),
"На что она направлена?" (цель), "Какими
способами реализуется?" (средство).
Личность по Леонтьеву - внутренний
момент деятельности. Ребенок становится
личностью лишь как субъект
общественных отношений. Понятие
личности обычно сопоставляется
с понятием индивида. "Понятие
"индивид" выражает неделимость,
целостность и особенность конкретного
субъекта, возникающие уже на
ранних ступенях развития жизни.
Индивид - продукт филогенетического
и онтогенетического развития. Личность
- относительно поздний продукт общественно-исторического
и онтогенетического развития человека;
она "производится", создается общественными
отношениями, в которые индивид вступает
в своей деятельности" (Тихомиров О.К.,
1983. С. 46).
Структура личности раскрывается
им через понятие мотива и
деятельности. Он утверждает, что "исходя
из набора отдельных психологических
или социально-психологических особенностей
человека никакой "структуры личности"
получить невозможно, что реальное основание
личности человека лежит не в заложенных
в нем генетических программах, не в глубинах
его природных задатков и влечений и даже
не в приобретенных им навыках, знаниях
и умениях, в том числе и профессиональных,
а в той системе деятельностей, которые
реализуются этими знаниями и умениями"
(Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание.
Личность. М., 1975. С. 186).
Единицей анализа личности выступает
личностный смысл как отражение
в сознании человека отношения
мотива к цели. Личностный смысл
обычно соотносится с понятием
значения. А.Н. Леонтьев утверждает,
что значение не может быть
использовано как единица анализа
личности, поскольку действительность
отражается в нем в независимой
от индивида, личности форме. "Значение
- это то обобщение действительности,
которое кристаллизовано, фиксировано
в чувственном носителе его
- обычно в слове или в словосочетании.
Это идеальная, духовная форма кристаллизации
общественного опыта…" (Леонтьев А.Н.
Проблемы развития психики. М., 1980. С. 287).
"Итак, значение - это ставшее достоянием
моего сознания … обобщенное отражение
действительности, выработанное человечеством
и зафиксированное в форме понятия, знания
или даже умения как обобщенного "образа
действия", нормы поведения и т.д."
(Там же. С. 288-289).
А.Н. Леонтьев приводит пример
того, как изменяется личностный
смысл при изменении мотива
деятельности. Например, чтение студентом
научной литературы выступает
для него как сознательная
цель. Мотивом же может быть
и стремление приготовить себя
к будущей профессии, и желание
формально сдать экзамен. Зная,
что личностный смысл определяется
отношением мотива к цели, мы
в этих двух случаях по-разному
проинтерпретируем смысловое содержание
деятельности студента.
Проблема исследования личностных
смыслов была тем направлением,
в русле которого идеи, сформулированные
А.Н. Леонтьевым, продолжают развиваться
его сотрудниками и последователями
в разных направлениях психологии
- общей, клинической, возрастной,
инженерной и т.п.
С.Л. Рубинштейн (1889-1960) - выдающийся
философ и психолог, занимавшийся
проблемами психологии мышления
и заложивший методологические
основы психологии, автор одного
из популярнейших учебников, на
котором выросло не одно поколение
психологов - "Основы общей психологии",
исследователь, энциклопедист (см.
Хрестомат. 7.3).
Методологические основы психологии
увязывались С.Л. Рубинштейном
с идеями К. Маркса. В статье
"Принцип творческой самодеятельности"
он рассматривает познание не
как созерцание, а как активную
деятельность. На основе этой
идеи он формулирует принцип
единства сознания и деятельности.
Положение о единстве сознания
и деятельности было сформулировано
на определенном этапе развития
психологии (в 30-40-е г. ХХ в.)
с целью разрешения ситуации, которая
сложилась в психологии вследствие преимущественного
влияния двух направлений - интроспективной
психологии и бихевиоризма. "Утверждение
единства сознания и деятельности означало,
что надо понять сознание, психику не как
нечто лишь пассивное, созерцательное,
рецептивное, а как процесс, как деятельность
субъекта, реального индивида, и в самой
человеческой деятельности, в поведении
человека раскрыть его психологический
состав и сделать таким образом самую
деятельность человека предметом психологического
исследования" (Рубинштейн С.Л. Принципы
и пути развития психологии. М., 1959. С. 250).
Рубинштейн специально отмечает, что не
только деятельность влияет на личность,
но и личность, имея право на выбор, занимает
активную и инициативную позицию.
Постановка вопроса о связи
сознания и деятельности потребовала
раскрытия того, как и где образуется
эта связь. Личность, по Рубинштейну,
является основанием этой связи.
За кажущейся простотой постановки
вопроса о связи сознания и
деятельности стоит сложность
преодоления отрыва сознания
от личности и подстановки
его на место личности.
На первых этапах развития
отечественной психологии введение
понятия личностного принципа
было связано с преодолением
идей функционализма, преодоления
отрыва личности от сознания
и деятельности. На этом этапе
основной акцент делался на
роли деятельности в развитии
личности. Чтобы перейти от представления
о личности как накопителе
отдельных функций к исследованию
личности как таковой, нужно
было определить структуру личности.
Личность как целое, согласно С.Л. Рубинштейну,
выражается через триединство: чего хочет
человек (потребности, установки), что
может (способности, дарования), что есть
он сам (потребности и мотивы, закрепленные
в характере). Если раньше (в 30-40-е г.) понятие
личности использовалось для реализации
принципа единства сознания и деятельности,
то теперь (в 50-е г.) в работах "Бытие
и сознание", "Принципы и пути развития
психологии" оно соотносится с понятием
детерминизма. С помощью этого принципа
нужно было показать специфику психической
деятельности, не отрывая от связей с другими
явлениями материального мира. Сущность
детерминизма определяется Рубинштейном
через диалектику внешнего и внутреннего.
Личность рассматривалась как высший
уровень организации материи, как регулятор
сознания по отношению к деятельности.
Личность и ее психические свойства являются
одновременно и результатом, и предпосылкой
деятельности.