Проблема личности в отечественной социо психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 22:50, доклад

Краткое описание

Суть этого подхода была изложена известным отечественным психологом П.Я. Гальпериным. Он писал, что деятельностный принцип означает требование изучать психическую деятельность не саму по себе, а в составе внешней, предметной деятельности субъекта; изучать ее по роли в этой внешней деятельности, которая определяет саму необходимость психики, и ее конкретное содержание, и ее строение; рассматривать психическую деятельность не как безличный процесс, а как деятельность субъекта в плане психического отражения проблемной ситуации.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема личности в отечественной социо.docx

— 41.08 Кб (Скачать файл)

          Автор рассматривает феномен  лжи, его виды и психологические  механизмы. Одним из видов лжи  является инструментальная ложь  как средство достижения личных  целей. Выявлена нравственная  ложь (ложь во спасение, "white lie"), которая операционально проявляется через стремление обмануть ради спасения, например, невиновного обвиняемого. В психологическом смысле ложные показания перестают быть ложью. Здесь обнаружены гендерные различия. Такая ложь статистически значимо чаще выявляется у женщин. В сознании нравственная ложь не связана с чертами лживости и нечестности. Явная ложь может пониматься как благородная правда. Известный философ И.А. Ильин считал, что следует различать неправду и ложь. Неправда - неверное слово об эмпирической действительности, ложь - несоответствие высказываний человека его духовным состояниям.

          Последние работы В.В. Знакова посвящены проблеме макиавеллизма, лжи и вранья и гендерным различиям в понимании правды, неправды, вранья и лжи. Следует отметить и важность изучения феномена самопонимания как процесса и результата наблюдения и объяснения человеком своих мыслей и чувств, мотивов поведения; как умения обнаруживать смысл поступков; как способности отвечать на причинные вопросы относительно своего характера, мировоззрения, а также отношения к себе и другим людям (вместо вопроса, характеризующего самопознание, "Какой Я?", задается вопрос: "Почему я так поступил?").

          Продолжаются работы по изучению  жизненного пути личности, начатые  исследованиями Ш. Бюлер и С.Л. Рубинштейна. На современном этапе психологии личности они анализируются в работах К.А. Абульхановой, Т.Н. Березиной и др.

          Л.И. Анциферова разрабатывает  динамическую концепцию личности. В русле этой концепции рассматриваются  представления о выходе личности  за свои пределы, условия достижения  оптимального жизненно-деятельностного состояния, поиск новых мотивов и др.

          В последнее время ею проводится  исследование по проблеме "жизни  и смерти", проблеме оптимального  и продуктивного развития человека  в период поздней взрослости. Она отмечает, что особенности  психического развития в поздние  годы находятся под влиянием  биологических и социально-психологических  факторов. Согласно А. Бандуре,  изменения когнитивного функционирования  больше детерминированы социальными  факторами, распространенными в  обществе негативными шаблонами,  касающимися стареющих возрастных  групп населения. Под их влиянием  у пожилых людей формируется  негативное отношение к себе, акцентируются промахи, снижается  мотивация достижения, появляется  феномен "вынужденной беспомощности". Снижается так называемый "флюидный  интеллект" - способность приобретать  совершенно новые знания, быстро  и надежно запоминать информацию, тогда как "кристаллизованный  интеллект" - способность логически  действовать в знакомых условиях, при решении знакомых задач,  прогрессирует на протяжении  всей жизни.

          Возникают способы компенсации  забывания и других форм снижения  психической деятельности за  счет применения мнемических техник и других процедур овладения своим поведением.

          Согласно Л.И. Анциферовой и  целому ряду зарубежных авторов,  с возрастом не обнаруживается  заметного изменения в репертуаре "техник жизни". Значительно  меняется лишь их иерархия.

          Еще один пласт проблем, изучаемых  Л.И. Анциферовой, - исследование  трудных жизненных ситуаций, поведения  человека в таких ситуациях  и форм совладающего поведения (coping behavior). Последняя тема излагается в работах С.К. Нартовой-Бочавер.

          На факультете психологии МГУ  под руководством В.Ф. Петренко, А.Т. Шмелева и Е.Т. Соколовой  изучается психосемантика сознания личности методом семантического дифференциала. Личность исследуется не столько с точки зрения научной теории, сколько с точки зрения имплицитной концепции. Этот подход строится на существующей неразрывной связи сознания и языка. Считается, что язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание.

          Основным методом экспериментальной  психосемантики является метод реконструкции субъективных семантических пространств.

          Семантическим пространством называется  совокупность определенным образом  организованных признаков, описывающих  и дифференцирующих объекты (значения) некоторой содержательной области.  Выделяются при этом некоторые  правила группировки отдельных  признаков (дескрипторов) в более  емкие категории.

          В узком смысле слова семантическим  пространством называется такое  пространство признаков, для которых  правила объединения отдельных  признаков-дескрипторов заданы статистическими  процедурами. В качестве примера  семантического пространства можно  привести методику семантического  дифференциала Ч. Осгуда. Разработанный в 1959 г. метод семантического дифференциала - комбинация метода контролирующих ассоциаций и процедур шкалирования.

          Измеряемые объекты (понятия,  изображения, персонажи) оцениваются  по ряду биполярных (3-х, 5, 7-бальных)  шкал. Полюса заданы с помощью  вертикальных антонимов. Оценки  понятий по отдельным шкалам  коррелируют друг с другом, и  с помощью факторного анализа  удается выделить пучки таких  высоко коррелирующих шкал и  сгруппировать их в факторы.

          В исследованиях Осгуда строилось семантическое пространство на базе шкалирования понятий самых разных классов (пламя, мать, ураган, радость и др.). Было выявлено три основных фактора: оценка, сила и активность.

 

В работах В.Ф. Петренко были выделены такие факторы, как:

оценка (приятный - неприятный, светлый - темный, красивый - безобразный),

активность (активный - пассивный, возбужденный - расслабленный, быстрый - медленный),

упорядоченность (упорядоченный - хаотичный, устойчивый - изменчивый),

сложность (сложный - простой, неограниченный - ограниченный),

сила (большой - маленький, сильный - слабый),

комфортность (безопасный - опасный, мягкий - твердый, нежный - грубый).

В.Ф. Петренко описаны  процедуры построения семантического пространства:

I этап - выделение семантических  связей анализируемых объектов  и построение матрицы сходства  анализируемых объектов или их  близости;

II этап - математическая  обработка матрицы факторным  анализом;

III этап - интерпретация  выделенных факторов.

С помощью метода реконструкции  субъективных семантических пространств  В.Ф. Петренко исследует мотивацию, поведенческие стереотипы, этнические стереотипы и др.

          В этом же ключе построения  имплицитных концепций работают  и другие исследователи. Так,  М.И. Воловиковой, М.И. Гренковой выполнено исследование по современным представлениям о порядочном человеке. По инструкции испытуемому нужно было: 1) описать человека, о котором можно было бы сказать, что он порядочный человек; 2) описать запомнившуюся ситуацию, указывающую на его порядочность. Были отмечены такие доминирующие характеристики, как а) умеет прийти на помощь; б) добрый; в) честный. Помимо названных качеств, выделились следующие особенности: умный, сдержанный, трудолюбивый, общительный, понимающий ситуацию и человека, отзывчивый, ответственный. Отметим, что с нравственными характеристиками были связаны коммуникативные, когнитивные и волевые характеристики и практически отсутствовали эмоциональные качества.

          Аналогичной по стилю и направленности  работой является исследование  Н.Л. Смирновой: "Образ умного  человека: российское исследование". Она отмечает, что имплицитные  концепции интеллекта (имплицитные  - представления о какой-либо особенности  в обыденном сознании в отличие  от научных представлений) широко  исследуются последние 10-15 лет  за рубежом. Она попыталась  определить психологические и  культуральные особенности интеллектуальной личности. В зарубежной психологии этой проблемой занимались Дж. Брунер, Р. Тагиури, а затем Р. Стернберг.

 

Что касается американской выборки, - были получены данные о том, что интеллект включает три особенности:

способность к практическому  решению проблем (видит все аспекты  проблем);

вербальные способности;

социальная компетентность ("принимает других такими, какие  они есть", "ошибается").

Азума и Кашиваги исследовали представления об интеллектуальности среди японцев. Они просили своих респондентов дать не идеальное представление об умном человеке, а предлагали подумать о конкретной личности, которую они считают интеллектуальной. Факторная структура, обнаруженная у японцев, отличается от американской.

 

В нее входят следующие  факторы:

рецептивная социальная компетентность ("возможность встать на точку зрения другого", "сочувствующий", "скромный");

позитивная социальная компетентность ("хороший оратор", "социабельный", "рассказывает с юмором";

эффективность ("работает умело", "не тратит времени");

оригинальность ("оригинальный", "точный");

тип образованности ("хорошо пишет", много читает").

В финском исследовании (Рати и Снелман), проведенном по аналогии с японским исследованием, выделено 5 факторов:

кооперативные социальные навыки ("считаться с другими");

умение решать проблемы ("легко обучается", "легко  понимает");

настойчивость социальных умений ("может отстаивать свое мнение");

рассудительность ("точный", "планирует, прежде чем действует");

софистика ("хорошие  общие знания", "много читает").

В исследовании, которое  провела Н.Л. Смирнова на российской выборке были получены следующие результаты. Взрослые люди отдавали предпочтение в выборе умному мужчине, в среднем 38 лет. Школьники предпочитают выбирать из своей половой и возрастной группы.

 

Факторный анализ показал, что выделено 5 факторов:

социально-этический  фактор ("скромный", "порядочный", "добрый");

культура мышления ("эрудированный", "интеллектуальный");

самоорганизация ("практичный", "стремится к поставленной цели");

социальная компетентность ("хорошо говорит", "активный", "общительный");

опытность ("мудрый", "многое умеет").

Сравнение отечественных  данных с американскими, финскими и японскими позволило сделать вывод о том, что представления россиян об интеллектуальном человеке очень близки к результатам, полученным в японском исследовании. В обеих культурах именно социальный фактор занимает ведущее место в факторной структуре интеллекта. Во всех других, кроме отечественного и японского, ведущим является когнитивный компонент.

          Автор делает вывод об особенностях  западной и восточной культуры  в представлениях об умном  человеке. Гендерные сравнения показали, что наличие когнитивных признаков  часто встречается при описании  мужской интеллектуальности, а присутствие  социальных дескрипторов - женской.

          Несколько приведенных работ  показали актуальность исследования  имплицитных концепций личности  и интеллекта, тем более, что, как известно, они тесно связаны с эксплицитными научными теориями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Абульханова-Славская К.А. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989. 248 с.

Ананьев Б.Г. Человек  как предмет познания // Избранные  психологические труды. В 2 томах. Т. 1. М., 1980.

Выготский Л.С. История  развития высших психических функций. Собр. соч. в 6 томах. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. С. 5-313.

Давыдов В.В. Учение А.Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения // А.Н.Леонтьев и современная психология. / Под ред. А.В. Запорожца и др. М.: МГУ, 1983. С. 128-140.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1980.

Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека" // Психология отношений. Избранные психологические  труды. М.- Воронеж, 1995. С. 15-38.

Мясищев В.Н. Понятие  личности в аспектах нормы и патологии // Психология отношений. Избранные  психологические труды. М.- Воронеж, 1995. С. 39-67.

Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988.

Психологическая наука  в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М., Изд-во Института психологии РАН, 1997. 576 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.

Рубинштейн С.Л. Бытие  и сознание. М., 1957.

Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.

Тихомиров О.К. Вклад  А.Н. Леонтьева в общую психологию // А.Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. А.В. Запорожца и др. М.: МГУ, 1983. С. 40-53.


Информация о работе Проблема личности в отечественной социо психологии