Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 22:50, доклад
Суть этого подхода была изложена известным отечественным психологом П.Я. Гальпериным. Он писал, что деятельностный принцип означает требование изучать психическую деятельность не саму по себе, а в составе внешней, предметной деятельности субъекта; изучать ее по роли в этой внешней деятельности, которая определяет саму необходимость психики, и ее конкретное содержание, и ее строение; рассматривать психическую деятельность не как безличный процесс, а как деятельность субъекта в плане психического отражения проблемной ситуации.
Автор рассматривает феномен
лжи, его виды и
Последние работы В.В. Знакова посвящены проблеме макиавеллизма, лжи и вранья и гендерным различиям в понимании правды, неправды, вранья и лжи. Следует отметить и важность изучения феномена самопонимания как процесса и результата наблюдения и объяснения человеком своих мыслей и чувств, мотивов поведения; как умения обнаруживать смысл поступков; как способности отвечать на причинные вопросы относительно своего характера, мировоззрения, а также отношения к себе и другим людям (вместо вопроса, характеризующего самопознание, "Какой Я?", задается вопрос: "Почему я так поступил?").
Продолжаются работы по
Л.И. Анциферова разрабатывает
динамическую концепцию
В последнее время ею
Возникают способы компенсации
забывания и других форм
Согласно Л.И. Анциферовой и
целому ряду зарубежных
Еще один пласт проблем,
На факультете психологии МГУ
под руководством В.Ф.
Основным методом
Семантическим пространством
В узком смысле слова
Измеряемые объекты (понятия,
изображения, персонажи)
В исследованиях Осгуда строилось семантическое пространство на базе шкалирования понятий самых разных классов (пламя, мать, ураган, радость и др.). Было выявлено три основных фактора: оценка, сила и активность.
В работах В.Ф. Петренко были выделены такие факторы, как:
оценка (приятный - неприятный, светлый - темный, красивый - безобразный),
активность (активный - пассивный, возбужденный - расслабленный, быстрый - медленный),
упорядоченность (упорядоченный - хаотичный, устойчивый - изменчивый),
сложность (сложный - простой, неограниченный - ограниченный),
сила (большой - маленький, сильный - слабый),
комфортность (безопасный - опасный, мягкий - твердый, нежный - грубый).
В.Ф. Петренко описаны процедуры построения семантического пространства:
I этап - выделение семантических связей анализируемых объектов и построение матрицы сходства анализируемых объектов или их близости;
II этап - математическая обработка матрицы факторным анализом;
III этап - интерпретация выделенных факторов.
С помощью метода реконструкции субъективных семантических пространств В.Ф. Петренко исследует мотивацию, поведенческие стереотипы, этнические стереотипы и др.
В этом же ключе построения
имплицитных концепций
Аналогичной по стилю и
Что касается американской выборки, - были получены данные о том, что интеллект включает три особенности:
способность к практическому решению проблем (видит все аспекты проблем);
вербальные способности;
социальная компетентность ("принимает других такими, какие они есть", "ошибается").
Азума и Кашиваги исследовали представления об интеллектуальности среди японцев. Они просили своих респондентов дать не идеальное представление об умном человеке, а предлагали подумать о конкретной личности, которую они считают интеллектуальной. Факторная структура, обнаруженная у японцев, отличается от американской.
В нее входят следующие факторы:
рецептивная социальная компетентность ("возможность встать на точку зрения другого", "сочувствующий", "скромный");
позитивная социальная компетентность ("хороший оратор", "социабельный", "рассказывает с юмором";
эффективность ("работает умело", "не тратит времени");
оригинальность ("оригинальный", "точный");
тип образованности ("хорошо пишет", много читает").
В финском исследовании (Рати и Снелман), проведенном по аналогии с японским исследованием, выделено 5 факторов:
кооперативные социальные навыки ("считаться с другими");
умение решать проблемы ("легко обучается", "легко понимает");
настойчивость социальных умений ("может отстаивать свое мнение");
рассудительность ("точный", "планирует, прежде чем действует");
софистика ("хорошие общие знания", "много читает").
В исследовании, которое провела Н.Л. Смирнова на российской выборке были получены следующие результаты. Взрослые люди отдавали предпочтение в выборе умному мужчине, в среднем 38 лет. Школьники предпочитают выбирать из своей половой и возрастной группы.
Факторный анализ показал, что выделено 5 факторов:
социально-этический фактор ("скромный", "порядочный", "добрый");
культура мышления ("эрудированный", "интеллектуальный");
самоорганизация ("практичный", "стремится к поставленной цели");
социальная компетентность ("хорошо говорит", "активный", "общительный");
опытность ("мудрый", "многое умеет").
Сравнение отечественных данных с американскими, финскими и японскими позволило сделать вывод о том, что представления россиян об интеллектуальном человеке очень близки к результатам, полученным в японском исследовании. В обеих культурах именно социальный фактор занимает ведущее место в факторной структуре интеллекта. Во всех других, кроме отечественного и японского, ведущим является когнитивный компонент.
Автор делает вывод об
Несколько приведенных работ
показали актуальность
Список литературы
Абульханова-Славская К.А. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989. 248 с.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. В 2 томах. Т. 1. М., 1980.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6 томах. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. С. 5-313.
Давыдов В.В. Учение А.Н.
Леонтьева о взаимосвязи
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1980.
Мясищев В.Н. Основные проблемы
и современное состояние
Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология отношений. Избранные психологические труды. М.- Воронеж, 1995. С. 39-67.
Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988.
Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М., Изд-во Института психологии РАН, 1997. 576 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
Тихомиров О.К. Вклад А.Н. Леонтьева в общую психологию // А.Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. А.В. Запорожца и др. М.: МГУ, 1983. С. 40-53.
Информация о работе Проблема личности в отечественной социо психологии