Проблема личности в отечественной социо психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 22:50, доклад

Краткое описание

Суть этого подхода была изложена известным отечественным психологом П.Я. Гальпериным. Он писал, что деятельностный принцип означает требование изучать психическую деятельность не саму по себе, а в составе внешней, предметной деятельности субъекта; изучать ее по роли в этой внешней деятельности, которая определяет саму необходимость психики, и ее конкретное содержание, и ее строение; рассматривать психическую деятельность не как безличный процесс, а как деятельность субъекта в плане психического отражения проблемной ситуации.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема личности в отечественной социо.docx

— 41.08 Кб (Скачать файл)

          Важным моментом в исследовании  личности, по Рубинштейну, являются  особенности ее включения в  более широкий контекст - не только  в деятельность, но и в жизнедеятельность. "Сущность человеческой личности, - говорит Рубинштейн, - находит свое  завершающее выражение в том,  что она имеет свою историю" (Рубинштейн С.Л. Основы общей  психологии. 2-е изд. М., 1946., с. 682).

          Эта особенность выражается в  понятии "субъект жизни". Это  - "личность в более высоком  плане". "Личностью в подчеркнуто специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть своя позиция, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в результате большой сознательной работы" (Там же. С. 679).

 

Личность как субъект  жизни имеет три уровня организации:

1) психический склад  - индивидуальные особенности протекания  психических процессов;

2) личностный склад  - качества характера и способности;

3) жизненный склад  - нравственность, ум, умение ставить  жизненные задачи, мировоззрение,  активность, жизненный опыт.

Особое место в  его концепции занимает проблема сознания и самосознания. Рубинштейн противопоставляет свое понимание самосознания идеалистическому, где оно замкнуто на себе. Это понимание самосознания включает отношение к себе, к миру, но не прямое, а опосредованное жизненными проявлениями субъекта, всей жизнью личности. Не сознание вырастает из самосознания, а, наоборот, самосознание проявляется через активность субъекта в отношении к миру.

          Последняя книга С.Л. Рубинштейна  "Человек и мир" вышла  в 1997 г. почти через сорок  лет после его смерти. Этим  событием мы обязаны целому  коллективу авторов, прежде всего  Андрею Владимировичу Брушлинскому и Ксении Александровне Абульхановой-Славской.

          Б.Г. Ананьев (1907-1972) - виднейший  отечественный психолог, автор таких  работ, как "Человек как предмет  познания", "О проблемах комплексного  человекознания". Им было разработано понятие возраста как основной единицы периодизации жизненного пути человека. Он ставил задачу исследовать связи биологических особенностей и социальных достижений личности. Особенностью концепции Ананьева является включение человека в более широкий, чем деятельность, контекст - в контекст человекознания.

          Как и в трудах других отечественных  психологов, идея социальной детерминации  личности занимает в концепции  Ананьева одно из центральных  мест. Социальный фактор рассматривается  им опосредованно, через понятия  социального статуса, социальной  ситуации, образа жизни и проч. Он наиболее тщательно исследовал  проблему индивидуального развития  человека. В этой комплексной  проблеме он выделял понятия  индивида, личности, субъекта, человека. Личность рассматривается им  как наиболее позднее образование  по сравнению с индивидом. Это "связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения… предметной деятельности… Подобно тому, как начало индивида - долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, так и начало личности - долгий многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий на втором-третьем годах жизни человека" (Ананьев Б.Г., 1980. С.70).

          Б.Г. Ананьев предложил антропологический  подход к исследованию человека, который был реализован с помощью  проведения системных и многолетних  генетических исследований. В этих  исследованиях он показывает, что  индивидуальное развитие - внутренне  противоречивый процесс, зависящий  от многих детерминант. Развитие, согласно Ананьеву, это возрастающая  интеграция, синтез психофизиологических  функций. Эта интеграция обеспечивается  различными механизмами. Структура личности, например, организуется по двум принципам - субординационному, или иерархическому, при котором сложные социальные свойства подчиняют себе более элементарные, психофизиологические, и координационному, при котором взаимодействие свойств строится на паритетных началах. Проблема интеграции позволила Ананьеву включить психическое развитие в более широкий контекст - онто-, социо- и персоногенез.

          В.Н. Мясищев (1893-1973) - психолог, психиатр, психотерапевт, разработал психологию  отношений. Он подчеркивал, что  система общественных отношений  формирует субъективные отношения  человека ко всем сторонам  действительности. Отношение - одна  из форм отражения человеком  окружающей его реальности. "Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности" (Мясищев В.Н., 1995. С. 16) (см. Хрестомат. 7.4).

          Отношения личности - ее потребности,  интересы, склонности являются продуктом  взаимодействия человека с конкретной  средой. Среди видов отношений  он называет эмоциональное отношение,  интерес и оценочное отношение. "Отношение - сила, потенциал, определяющий  степень интереса, степень выраженности  эмоции, степень напряжения желания  или потребности. Отношения поэтому являются движущей силой личности" (Мясищев В.Н., 1995. С.49).

          Особый интерес вызывала у  него проблема характера. Он  определяет его как устойчивую  в каждой личности систему  отношений к разным сторонам  действительности, проявляющуюся в  типичных для личности способах  выражения этих отношений в  ее повседневном поведении. В  структуре личности он выделял  несколько планов. Первый - доминирующие  отношения личности, второй - психический  уровень, или уровень желаний  и достижений, третий уровень  - динамика реакций (или темперамент).

          Источником нарушений личности, ее патологии являются проблемы, которые возникают в процессе  установления или реализации  отношений в разных сферах  деятельности. В.Н. Мясищев предложил  новый подход к диагностике  и лечению патологий, основой  которого стала психология отношений. "Не только при реактивных, а даже при эндогенных заболеваниях  нервное, включая психическое,  состояние человека зависит…  от особенностей ее отношений  к окружающему миру и связанных  с этим реакций на него… Эта психическая вторичная реакция может явиться источником тревожной мнительности и угнетения, а иногда в большей степени определяет декомпенсации, чем первичная болезнь. Напротив, стойкость личности в борьбе с болезнью повышает сопротивляемость организма, содействует рекомпенсации" (Мясищев В.Н., 1995. С.64).

          Д.Н. Узнадзе (1886-1950) - создатель  грузинской школы советской психологической  науки. Известны такие его работы, как "Экспериментальная педагогика", "Основы экспериментальной психологии", "Психология ребенка", "Психологические  исследования". Предметом исследования  Д.Н. Узнадзе стала установка  как складывающееся на основе  опыта устойчивое предрасположение  индивида к определенной форме  реагирования, побуждающее его ориентировать  свою деятельность в определенном  направлении и действовать последовательно  в отношении всех объектов  и ситуаций, с которыми она  связана. С помощью установки  Узнадзе попытался объяснить  собственную активность живого  организма и преодолеть "постулат  непосредственности".

          Для возникновения установки  необходимо одновременное наличие  потребности и ситуации. Установка - единство субъективного (потребность) и объективного (ситуация) факторов, она связана с перенастройкой психофизиологических сил и с готовностью действовать определенным образом для удовлетворения конкретной потребности в соответствующих условиях ситуации. Установка рассматривается как определенный момент функционирования потребности.

          Узнадзе различает диффузную  установку, возникшую при первичном  воздействии и характеризующуюся  неопределенностью, не способную  направлять активность в определенном  направлении, и дифференцированную, фиксированную установку. Он выделял  не только качество фиксированности  установки, но и ее генерализацию,  т.е. распространение на другие, похожие ситуации. Кроме генерализации,  свойством установки является  иррадиация - повторение установки  на разных модальностях.

          Д.Н. Узнадзе придал установке  статус общепсихологической категории,  с помощью которой объясняется  опосредствованное влияние среды  на психические феномены, дающее  поведению человека изначально  активный, волевой и целенаправленный  характер.

          Теория установки Д.Н. Узнадзе  породила множество дискуссий,  которые были отражены и в  конкретных научных работах, и  в научных дискуссиях, посвященных  методологическим и теоретическим  проблемам психологии.

          В.С. Мерлин (1898-1982) разработал интегральную  теорию индивидуальности, в которой  выделял следующие уровни: биохимический,  соматический, нейродинамический, психодинамический  (уровень темперамента), свойства  личности, социальные роли. Между  этими уровнями существуют не  однозначные, а много-многозначные связи, т.е. свойство одного уровня может быть связано с несколькими свойствами другого уровня.

 

 

В структуре темперамента он различает:

экстраверсию - зависимость  психической деятельности от наличной объективной ситуации;

тревожность - предрасположение к реакции избегания в ожидании угрожающей ситуации;

реактивность - интенсивность  реакции в ответ на стимул; импульсивность - скорость, с которой эмоция становится побудительной силой действия;

эмоциональную устойчивость - способность к контролю эмоций;

эмоциональную возбудимость - интенсивность эмоциональных переживаний; активность как поведение, направленное на определенные цели;

ригидность - неспособность  корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.

Вводя понятие индивидуального  стиля деятельности, он имел в виду, что это - своеобразная система психологических  средств, к которым сознательно  или стихийно прибегает человек  в целях наилучшего уравновешивания  своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными  условиями деятельности. Темперамент, по мнению В.С. Мерлина, нельзя изменить, т.к. он обусловлен генетически, но его, тем не менее, можно компенсировать. Наиболее известные его работы - "Очерк по теории темперамента", "Экспериментальная психология личности", "Очерк интегрального исследования индивидуальности".

 

 

 

7.2. Современные исследования  в области психологии личности

 

80-90-е г. ХХ в.  могут быть выделены в отдельный  период развития психологии личности. Признаками этого периода, согласно  К.А. Абульхановой-Славской, являются:

обращение к исследованию реальной личности. Отметим, что в 20-30 гг. ХХ в. советская психология также была ориентирована на изучение реальной личности (в основном личности ребенка) - живущей и воспитывающейся в условиях советского общества. Позднее в отечественной психологии обратились к изучению идеальной личности - личности советского человека, так называемой гармонически развитой личности. На современном этапе развития психологии интерес к изучению реальной личности возник снова;

сближение психологии личности и этики, обращение к нравственно-ценностным аспектам поведения, мышления и мотивации;

особое внимание к  проблемам психического здоровья (психотерапии и консультированию);

благодаря разработке Б.Ф. Ломовым системного подхода, исследование конкретных проблем психологии личности (эмоций, способностей, мотивации) стали  исследоваться не сами по себе, а  в составе более общей системы  личностного знания. На основе таких  системных исследований очень активно  развивается типологический подход.

Типологические исследования можно разделить на два направления:

Построение типологии  по тем или иным заранее выделенным основаниям (априорная);

Обобщение существующих в реальности типов (апостериорная).

Примером первой типологии  может быть модель, предложенная Э.А. Голубевой. Она изучает способности  и наклонности человека и полагает, что их первоосновой могут быть три  особенности: активность, саморегуляция и направленность. Этот пример демонстрирует вариант типологии, подстроенной на структурной и структурно-функциональной модели личности и ее свойств. Типология Э.А. Голубевой построена по типу "организм - личность". Примером второй типологии, построенной не на структурных, а на функциональных принципах, является модель К.А. Абульхановой-Славской. Эта типология охватывает соотношение "личность - жизненный путь", а не "организм - личность", или "личность-деятельность". В основание типологии были положены - активность, как аналог направленности и саморегуляция. Выделены две формы активности: ответственность и инициатива. Саморегуляция рассматривалась как механизм активности, а последняя - как способность личности.

          В соответствии с одним из  признаков современных отечественных  исследований в области психологии  личности активно начинают изучаться  морально-нравственные особенности  личностной организации. Это исследование  идеалов личности, связи личностных  и моральных механизмов (Н.В. Дубровина), моральных и интеллектуальных  механизмов (А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, Л.В. Темнова). Так, в исследовании О. Николаевой, проведенном под руководством М.И. Воловиковой, проверялась гипотеза Л. Колберга об опережении морального развития интеллектуальным. В отечественном исследовании была получена типология, в которой первый тип соответствует представлению Л. Колберга о зависимости морального развития от интеллектуального (дети, не достигшие интеллектуального уровня, не рассматривали моральные задачи как проблемы). Однако второй тип - дети с невысоким интеллектуальным развитием демонстрировали высокий уровень морального развития. Это направление продолжает развиваться в русле психологии понимания (В.В. Знаков).

          Феномен и закономерности понимания  рассматриваются В.В. Знаковым  с позиции исследования явлений  "правды" и "лжи". В отличие  от понятия истины, которая выражает  общезначимую констатацию соответствия  высказывания действительности, правда - категория, выражающая мировоззрение  человека. Кроме того, правда основана на традиции, вере, представлении о справедливости в отношениях между людьми. Феномен правды изучается Знаковым в соотношении с другим явлением психологии понимания - ложью, при этом она (правда) выражает соответствие знаний миру и (в отличие от истины) степень адекватности наших оценок социальных событий, является атрибутом канала коммуникаций. Степень правдивости сообщения всегда обусловлена целями говорящего и слушающего, поэтому правда всегда изучается в связи с оценкой мотивации коммуницирующего субъекта.

Информация о работе Проблема личности в отечественной социо психологии