Проблема личностных особенностей одареных детей млпдшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ личностных особенностей и интеллектуальной деятельности одаренных детей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать основные направления в изучении феномена одаренности.
2. Раскрыть значимость личностных особенностей в развитии одаренности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Проблема интеллектуально одаренных детей в психолого-
педагогической литературе…………………………………………………….5
1.1. Основные теоретические концепции одаренности…………………….5
1.2. Рабочая концепция одаренности Д.Б.Богоявленской, Д.Шадрикова...17
Глава 2. Личностные факторы в становлении одаренности младших
школьников. ……………………………………………………………………24
2.1 Значение особенностей младшего школьного возраста в становлении
одаренности …………………………………………………………………….24
2.2. Личностные особенности и их влияние на развитие одаренности……..27
Заключение ……………………………………………………………………..40
Список литературы …………………………………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯdoc.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

         Авторы концепции отмечают, что  проявления одаренности зависит  от особенностей развития способностей, личности и психических процессов. Часть одаренности бывает замаскирована из-за проблем личностного плана: повышенная тревожность, конфликтность, особенности самооценки и т.д.

         Выдающиеся способности в детстве  не являются гарантом их расцвета  в старшем возрасте. Поэтому психологи рекомендуют в работе с одаренными детьми вместо понятия «одаренный ребенок» использовать понятие «признаки одаренности ребенка».

         К признакам одаренности авторы  относят те особенности одаренного  ребенка, которые проявляются  в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной одаренности заключаются в высоком уровне выполнения деятельности. Они охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка:

  • Инструментальный (характеризует способы деятельности)
  • Мотивационный (характеризует отношение ребенка к действительности и собственной деятельности).

         Описывая данные аспекты, авторы  отмечают, что поведенческие признаки  одаренности вариативны. При этом  данные особенности могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно порождающие ее. Наличие этих признаков у ребенка может служить основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее несомненном наличии.

         Авторы концепции показывают, какими особенностями (признаками) отличается инструментальный аспект поведения одаренного ребенка:

 1) Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

— быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

— использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

— выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных, на первый взгляд, идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности — новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.

2) Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Например, для него весьма типичен — наряду со способностью практически мгновенно схватывать существенную деталь или очень быстро находить путь решения задачи — рефлексивный способ переработки информации (склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения, ориентация на обоснование собственных действий).

3) Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации.

Кроме того, знания одаренного ребенка (как, впрочем, и  одаренного взрослого) отличаются повышенной «клейкостью» (ребенок сразу схватывает и усваивает соответствующую  его интеллектуальной направленности информацию), высоким удельным весом процедурных знаний (знаний о способах действия и условиях их использования), большим объемом метакогнитивных (управляющих, организующих) знаний, особой ролью метафор как способа обработки информации и т. д.

Следует учитывать, что знания могут иметь разное строение в зависимости от того, испытывает ли человек интерес к соответствующей предметной области. Следовательно, особые характеристики знаний одаренного ребенка могут обнаружить себя в большей степени в сфере его доминирующих интересов.

4) Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды [14].

Особенности (признаки) мотивационного аспекта  поведения одаренного ребенка:

1) Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т. д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

2) Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

3) Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

4) Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

5) Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству [14].

Авторы  концепции предполагают критериальный  принцип выделения видов одаренности. Они обозначают следующие критерии выделения одаренности:

          1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.

          2. Степень сформированности.

          3. Форма проявлений.

          4. Широта проявлений в различных видах деятельности.

          5. Особенности возрастного развития.

По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках основных видов деятельности с учетом разных психических сфер и, соответственно, степени участия определенных уровней психической организации. К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (познавательная), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная [14]. Вышеперечисленным видам деятельности соответствуют определенные виды одаренности.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ---------------------------одаренность в ремеслах, спортивная,

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ                                          организационная

                              

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ----------------------- интеллектуальная одаренность 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ различных видов

 

ХУДОЖЕСТВЕННО--------------------------хореографическая, сценическая,

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ                                         литературно-поэтическая,

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ                                        изобразительная, музыкальная.

 

КОММУНИКАТИВНАЯ--------------------лидерская одаренность

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

ДУХОВНО-ЦЕННОСТНАЯ----------------одаренность  в создании новых

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ                                       духовных ценностей, смыслов

 

         По критерию «степень сформированности  одаренности» авторы выделяют актуальную одаренность и потенциальную одаренность. Они пишут: «Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности» [14, с.18-19].

         По критерию «форма проявления» различаются явная одаренность и скрытая одаренность. Если явная одаренность обнаруживается в деятельности ярко и отчетливо, даже при неблагоприятных условиях, то скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме.

         По критерию «широта проявлений  в различных видах деятельности»  авторы концепции выделяют общую  (умственную) одаренность и специальную  одаренность.

         Психологическим ядром общей  одаренности являются умственные  способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.

         Специальная одаренность обнаруживает  себя в конкретных видах деятельности  и может быть определена лишь  в отношении отдельных областей  деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д).

   По критерию «особенности возрастного развития» одаренность разделяют на раннюю и позднюю. Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде.

   Авторы «Рабочей  концепции» предлагают основные  принципы и методы выявления  одаренных детей. Главным должно  быть постепенное, длительное (неодномоментное)  и комплексное изучение поведения  и деятельности ребенка в различных  сферах его жизни. Обозначена роль семьи, общества сверстников в онтогенезе одаренного ребенка. Важное  значение в эволюции одаренности ребенка имеют личностные качества (направленность, особенности Я-концепции, самооценка, мотивация достижений).

      Рабочая  концепция одаренности позволяет по новому взглянуть на проблемы одаренных и талантливых детей, разработать содержательные программы, направленные на развитие, образование и психологическое консультирование указанной группы детей.

 

 

Глава 2.  Личностные факторы в становлении одаренности младших школьников.

2.1. Значение  особенностей младшего школьного  возраста в становлении одаренности.

 

На каждом этапе онтогенетического развития человек приобретает ряд личностных качеств и свойств, которые в дальнейшем являются фундаментом для возникновения новых образований личности. Младший школьный возраст играет особую роль в личностном становлении. Начало систематического обучения обусловливает серию изменений в развитии  индивида. Эти изменения во многом связаны с тем, что ведущей деятельностью для детей становится учебная. С поступлением в школу для младшего школьника усиливается значение окружающих его взрослых. Ребенок доверяет старшим, эта вера по сути безгранична. Центральной фигурой для ученика зачастую становится учитель. Учитель, как носитель знаний, определенных норм и правил, в глазах ребенка является кумиром, своего рода «культовым» лицом. Преподаватель чрезвычайно авторитетен для младших школьников. Они безоговорочно подчиняются ему, во многом подражают (подражание проявляется в попытках быть похожим на любимого учителя внешне, в заимствовании определенных манер и т.д.). Дети в этом возрасте весьма чувствительны к оценкам взрослых. Оценка собственной личности нередко бывает отражением мнений взрослых о ребенке.

         Дети младшего школьного возраста начинают более осознанно контролировать свои поступки и поведение. Возникает разветвленная система мотивов деятельности. Ребенок сознательно формулирует для себя цель какого-либо занятия, мотивируя его при этом. Дети могут намеренно, целенаправленно управлять своим поведением, руководствуясь при этом не только сиюминутными желаниями, но и намерениями, долгосрочной перспективой.

         Младший школьный возраст совпадает  с интенсивным развитием мышления  и особенно в его словесной и логической формах, начинающего занимать ведущее место в структуре познавательных процессов. В этом возрасте начинают складываться системные представления об окружающем мире, формируются первые понятия, объединяющие не только яркие, внешние признаки предметов, но и их скрытые свойства, устанавливаются иерархические связи между понятиями – части и целого, рода и вида. Обучение опирается на развитие процессов осмысления – установление связей в материале, выделение основной, главной мысли, сопоставления новой информации и уже известной, осознания своих действий, их оценку, и смысловой памяти, на формирование произвольного внимания. На этом фоне, когда основной задачей обучения является усвоение детьми правильных и в основном единственных способов действий, приводящих к правильным ответам, развитие воображения и творческого мышления является особенно актуальным. Важно, чтобы в этом возрасте учащиеся расширяли не только свои знания, но и возможности образного видения разнообразных ситуаций [11, с. 76].

Информация о работе Проблема личностных особенностей одареных детей млпдшего школьного возраста