Проблема личностных особенностей одареных детей млпдшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ личностных особенностей и интеллектуальной деятельности одаренных детей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать основные направления в изучении феномена одаренности.
2. Раскрыть значимость личностных особенностей в развитии одаренности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Проблема интеллектуально одаренных детей в психолого-
педагогической литературе…………………………………………………….5
1.1. Основные теоретические концепции одаренности…………………….5
1.2. Рабочая концепция одаренности Д.Б.Богоявленской, Д.Шадрикова...17
Глава 2. Личностные факторы в становлении одаренности младших
школьников. ……………………………………………………………………24
2.1 Значение особенностей младшего школьного возраста в становлении
одаренности …………………………………………………………………….24
2.2. Личностные особенности и их влияние на развитие одаренности……..27
Заключение ……………………………………………………………………..40
Список литературы …………………………………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯdoc.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Обобщая вышесказанное можно сделать следующие выводы:

  1. На современном этапе развития психологии одаренность понимается как сложное многомерное психологическое явление.
  2. Существуют различные определения одаренности. В качестве основного можно принять следующее: «Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
  3. Учения об одаренности складываются как многофакторные модели.
  4. Многофакторные модели одаренности включают в себя когнитивные, творческие и личностные компоненты.
  5. Проявления выдающихся способностей в детстве не являются показателем обязательного наличия одаренности в будущем.

         Большинство ученых считает, что главной задачей на современном этапе психологии одаренности должна стать работа, направленная на развитие и образование одаренных детей и подростков, на помощь и психологическое консультирование указанной категории детей и их близких.

         В психологии все больше накапливается  данных о внутренних условиях  умственного развития в годы  детства, когда свойства возраста  являются одновременно и предпосылками  становления интеллекта. Индивидуально-психологические  особенности выдающегося ребенка, например, его необычная познавательная активность, впечатлительность, нужда в умственной нагрузке связаны с быстрым созреванием, т.е. со спецификой именно детских лет жизни.

         Осложняет предвидение умственного потенциала то, что основным признаком одаренного ребенка принято считать несоответствие проявляемого им уровня интеллекта его возрасту. Однако при этом нередко не учитывается, что такое несоответствие, естественно, будет уменьшаться по мере ухода из детства и приближения к зрелости. В этом отношении темп умственного развития напоминает быстроту физического роста в детские годы. Как бы сильно ни вытянулся младший школьник или подросток, опережая сверстников, это не означает, что он также быстро будет расти и дальше. Разумеется, сопоставление умственного роста и роста физического – не более чем аналогия. Но и в том и в другом случае не следует ожидать, что дальнейшее продвижение сохранит, продолжит его темп развития на последующих этапах.

         Многое в судьбе таких детей  будет зависеть от конкретных особенностей обучения и воспитания. Как скажутся на развитии умственных способностей те или иные стратегии обучения? Будут ли найдены мера и такт в воспитании? Незаурядные дети нуждаются в специальных программах обучения и специально подготовленных учителях. При этом разумеются развитие ума, творческие проявления в огромной степени зависят от формирующихся с годами черт характера, ценностных ориентаций, всего склада личности. Здесь исключительно велика роль семьи, учителя, наставника. Наряду с тем, что в некоторых случаях особые способности можно «пробудить», существует и опасность их приглушить.

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность.- Ростов на/Д, Изд-во РГУ, 1983.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. – М., 1991.
  3. Гильбух Ю.З. Внимание; одаренные дети. – М., 1991.
  4. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М., 1993.
  5. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М., 1981.
  6. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. – М., 1960.
  7. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М., 2001.
  8. Матюшкин  А.М. Загадки одаренности. – М., 1993.
  9. Мелик-Пашпев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М., 1987.
  10. Менчинская Н.А. Проблемы обучения и развития. – М., 1989.
  11. Обухова Л.Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. – М., 1995.
  12. Панов В.И. К проблеме выявления (идентификации) одаренных детей. Вопросы психологии.№4, 2006.(стр. 34-38).
  13. Психология одаренности: от теории к практике. / Под ред. Д.В.Ушакова. М.,2000.
  14. Рабочая Концепция Одаренности детей и подростков/ Научн.ред. В.Д.Шадриков. – М., 1998
  15. Рензулли Дж. Модель обогащающего школьного обучения/ Под ред. Богоявленской Д.Б. – М., 1997
  16. Роджерс Н. Творчество как усиление себя.//Вопросы психологии. – 1990. - №1.
  17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Государственное уч. – пед. Изд-во Министерства просвещения РСФСР. Москва 1946 г.
  18. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – М., 1979.
  19. Савенков А.И. Детская одаренность. – М., 1996.
  20. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М., 2000.
  21. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. – М., 1985.
  22. Хеллер К.А. Лонгитюдное исследование одаренности.// Вопросы психологии. – 1997.-№2
  23. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – М.; Томск, 1997
  24. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. – М., 1998
  25. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.; Изд-во МПСИ; Воронеж, 2003
  26. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. – М.: Издательство МПСИ; Воронеж, 2004
  27. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М., 1996.

 




Информация о работе Проблема личностных особенностей одареных детей млпдшего школьного возраста