Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 18:02, курсовая работа
Целью данной работы является анализ личностных особенностей и интеллектуальной деятельности одаренных детей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать основные направления в изучении феномена одаренности.
2. Раскрыть значимость личностных особенностей в развитии одаренности.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Проблема интеллектуально одаренных детей в психолого-
педагогической литературе…………………………………………………….5
1.1. Основные теоретические концепции одаренности…………………….5
1.2. Рабочая концепция одаренности Д.Б.Богоявленской, Д.Шадрикова...17
Глава 2. Личностные факторы в становлении одаренности младших
школьников. ……………………………………………………………………24
2.1 Значение особенностей младшего школьного возраста в становлении
одаренности …………………………………………………………………….24
2.2. Личностные особенности и их влияние на развитие одаренности……..27
Заключение ……………………………………………………………………..40
Список литературы …………………………………………………………….41
М.А. Холодная пишет, что умственные достижения имеют в своей основе особым образом организованный индивидуальный опыт, т.е. то, как человек видит, понимает окружающее, интерпретирует происходящее [23, с.63].
В связи с включением ребенка в активные социальные отношения, в связи с тем, что он становится субъектом деятельности, происходит формирование мотива достижения успеха. Когда взрослые люди, являющиеся для младшего школьника авторитетом, поощряют его достижения и успехи, не делая упор на его неудачах и промахах, происходит становление мотива достижения успеха. Если же взрослые не довольны ребенком, наказывают за неблагополучное выполнение деятельности, возникает мотив избегания неудач.
В младшем школьном возрасте индивидуальное своеобразие способностей одаренного ребенка уже достаточно ясно вырисовывается. Дети начинают четко осознавать свои возможности и способности.
Нередко развитие способности
у ребенка обнаруживаются в
учебной деятельности и
В ходе возрастного развития,
отмечает Н.С. Лейтес, познавательная
потребность проходит
От уровня развития и сформиров
2.2 Личностные особенности и их влияние на развитие одаренности.
Психологи, изучающие одаренных и талантливых детей, отмечают, что одаренные часто выделяются среди остальных. Их непохожесть объясняется не только яркостью и неповторимостью таланта, оригинальностью и своеобразием мышления. Многие ученые едины в своем мнении: одаренный ребенок нередко быстрее взрослеет, у него раньше формируется личность, и в среде сверстников он отличается благодаря наличию определенных личностных качеств и свойств.
Роль личности в становлении и развитии одаренности велика. Подчеркивается, что одаренность вовлекает целостную личность человека, включая мотивационную сферу, интересы, волевые проявления, чувства, креативность (Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, В.Э.Чудновский, В.С.Юркевич, С.Л.Рубинштейн).
В психологии одаренности
Психологи обращают внимание на то, что становление личности одаренного ребенка имеет определенные возрастные тенденции, нередко происходит неоднозначно и болезненно.
К.Тэкэкс пишет, что одаренных
детей от сверстников отличает
ряд особенностей в сфере
При этом К.Тэкэкс подчеркивает, что положительное и отрицательное в личности способного ребенка возникает под влиянием окружающих людей. Необходимо, чтобы одаренные дети обладали позитивным самовосприятием. В данном случае важно адекватно оценивать способности: ни умаляя, ни игнорируя их или, напротив, ни акцентируя чрезмерно на них внимания. В противном случае могут возникнуть нарушения личностного формирования, страдает эмоциональная сфера детей. Ребенку необходимо чувствовать и понимать, что ценен он; родители и взрослые любят его и видят в нем растущую личность, а не только набор определенных выдающихся способностей и достижений. Известно, что самооценка индивида складывается из мнений окружающих о нем. Родительские оценки личности ребенка имеют особую ценность, необходимо дать понимание того, что в ребенке признаются разнообразные его проявления. «тогда система родительских оценок, в которых ребенок видит себя, будет точнее и полнее отражать одаренного ребенка во всей его многогранности», - отмечает К.Тэкэкс [15, с.35].
Иногда способные дети проявляю
В отдельных случаях дети с
высоким уровнем развития
Для одаренных детей
Чрезмерное упорство в
Для детей младшего школьного возраста одним из сильнейших мотивов деятельности является желание сделать приятное родителям, преуспеть в их глазах. Необходимо соблюдать равновесие в приоритетах, чтобы развитие личности не было нарушено одним желанием выгодно выглядеть в глазах взрослых.
Поощрение за различные попытки, а не только за успех, похвала за старание ведет к тому, что ребенок будет пробовать себя в различных деятельностях, а не стремиться избегать неудач. Одаренные дети зачастую характеризуются большим разнообразием интересов. Одновременно они могут начать выполнять несколько сложных задач.
Во многих начинаниях их ждет победа. Данный факт благоприятен для здорового самовосприятия, но у одаренных и талантливых детей выявлена закономерность: они джут высшей оценки своей деятельности, любая другая воспринимается ими как поражение. Существенными представляется воспитание в детях здорового отношения к собственным неудачам, чтобы это не было причиной для самоуничтожения и самобичевания.
Сильно развитое чувство юмора – одно из проявлений особенностей личности одаренных детей. К.Тэкэкс считает, что умение увидеть смешное в неприятной ситуации выполняет роль защитного механизма.
Одаренному и талантливому ребенку могут быть присущи такие свойства и качества, которые будут отталкивать от него окружающих. Среди них можно выделить:
М.Карне отмечает несколько
Л. Холлингуорт делает акцент на следующих личностных проблемах одаренных детей [3, с.10]:
а) неприязнь к школе;
б) конформность;
в) погружение в философские проблемы.
Л. Холлингуорт установила, что адаптация одаренных детей зависит от уровня их интеллектуального развития IQ от 185 до 190. Чрезвычайно одаренные подростки обнаруживают тенденцию к изоляции. Их самовосприятие может измениться в негативную сторону, т.к. они часто не принимаются своими сверстниками, не выбираются на лидерские роли. Если способности не востребованы и требования к ним невысоки, то они становятся инертными, ленивыми. По мнению Л. Холлингуорт, индивиды, чей IQ приближается к 170, редко бывают поняты людьми в силу их высокого интеллектуального потенциала. Интеллектуальный показатель 125-155 является «оптимальным интеллектом», такие дети социально адаптированы и превосходят других в эмоциональной стабильности и контроле [23, с. 11].
Дж. Уитмор выделяет следующие личностные проблемы одаренных детей:
А.Танненбаум, предложивший «психосоциальную»
К.Кокс установила, что выдающиеся люди прославились не только благодаря своим достижениям, но и за счет особенностей личности. Исследовательница выделяет три таких свойства: 1) постоянство мотивов и усилий; 2) уверенность в своих способностях; 3) сила характера [22, с.35].
Мюнхенская модель одаренности, разработанная К.Халлером, включает в себя и личностные компоненты. Автор данной модели отмечает, что «мотивация к достижениям, настойчивость, устойчивость к стрессу и другие личностные качества, а не только способности, были типичны для достигавших наибольшего успеха учащихся» [15, с. 245].
Информация о работе Проблема личностных особенностей одареных детей млпдшего школьного возраста