Проблема нормы и патологии в развитии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 09:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрытие сущности понятий нормы и патологии в развитии личности в психологии, анализ факторов нормального и аномального развития личности.
Задачи работы:
1. раскрыть теоретические аспекты понятий «норма» и «патология», их взаимосвязь;
2. охарактеризовать понятия нормы и патологии в современной психологии;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения развития личности в психологии 6
1.1 Понятие личности 6
1.2 Периодизация психического развития личности 10
1.3 Кризисные этапы в развитии личности 15
1.4 Понятие нормы и патологии в современной психологии 21
Заключение 26
Список использованных источников 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая черновик 1.1.docx

— 60.59 Кб (Скачать файл)

    Любой кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий человека к личностному  росту и преодолению жизненных  препятствий. На очередной фазе жизни  цикла личность решает специфичную  для данного этапа развития эволюционную задачу. Кризис содержит позитивный и  негативный компоненты. Если на предыдущей стадии Эго обогатилось новыми положительными качествами и конфликт решен удовлетворительно, то теперь Эго вбирает в себя новый  позитивный компонент, например, базальное  доверие и автономию, что гарантирует  дальнейший личностный рост. Напротив, если конфликт остался неразрешенным, в Эго встраивается негативный компонент, такой как базальное недоверие, стыд, сомнения. [3]

    Первый  кризис человек переживает на первом году  жизни.  Он  связан  с  тем, удовлетворяются или нет  основные  физиологические  потребности  ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается  чувство глубокого  доверия  к  окружающему  его  миру,  а  во  втором,  наоборот,  – недоверие  к нему.

    Второй  кризис связан с первым опытом обучения, особенно  с  приучением ребенка  к чистоплотности. Если родители  понимают  ребенка  и  помогают  ему контролировать естественные отправления, ребенок  получает  опыт  автономии. Напротив, слишком строгий или  слишком  непоследовательный  внешний  контроль приводит к развитию у ребенка  стыда или сомнений, связанных  главным  образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.

    Третий  кризис  соответствует  второму  детству.   В   этом   возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые  он  постоянно  строит  и которые ему позволяют осуществить,  способствуют  развитию  у него  чувства инициативы. Наоборот,  переживание повторных неудач  и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

    Четвертый кризис происходит  в  школьном  возрасте.  В  школе  ребенок  учится работать, готовясь к  выполнению  будущих  задач.  В  зависимости  от царящей  в  школе  атмосферы  и  принятых  методов  воспитания   у   ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство  неполноценности  как  в плане  использования средств и  возможностей,  так  и  в  плане  собственного статуса среди товарищей.

    Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках  идентификаций (усвоения образцов поведения значимых  для  подростка  других  людей).  Этот процесс   предполагает   объединение   прошлого   опыта    подростка,    его потенциальных  возможностей  и   выборов,   которые   он   должен   сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности  могут привести к ее "распылению"  или  же  к  путанице  ролей,  которые  подросток играет  или  будет  играть  в  аффективной,  социальной  и  профессиональной сферах.

    Шестой  кризис свойствен молодым взрослым людям. Он  связан  с  поиском  близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать  цикл "работа – рождение детей  – отдых", чтобы обеспечить своим  детям  надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит  к  изоляции  человека  и  его замыканию  в самом себе.

    Седьмой кризис переживается  человеком  в  сорокалетнем  возрасте.  Он характеризуется  развитием   чувства   сохранения   рода   (генеративности), выражающегося главным образом в "интересе  к следующему  поколению и его воспитанию".  Этот  период  жизни отличается  высокой   продуктивностью   и созидательностью  в самых разных  областях.   Если,   напротив,   эволюция супружеской жизни идет  иным  путем,  она может   застыть   в   состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь  для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

    Восьмой кризис переживается во  время  старения.  Он  знаменует  собой завершение предшествующего жизненного пути, а  разрешение  зависит  от  того, как этот путь был пройден. Достижение человеком  цельности  основывается  на подведении им итогов своей прошлой  жизни и осознании ее как единого  целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если  человек  не  может  свести  свои прошлые поступки в  единое целое, он завершает  свою  жизнь  в  страхе  перед смертью  и в отчаянии от невозможности  начать жизнь заново. [6]

    Для наступления каждого кризиса  существует приоритетное время, обусловленное генетической последовательностью развития. Если первый кризис вовремя не разрешается (как и любой последующий), дилемма доверие-недоверие будет возникать снова и снова на каждой последующей стадии развития.  (Приложение A Таблица 3 «Периодизация психического развития Э. Эриксона»). [3,6]

    Еще одна система возрастных кризисов была разработана             Выготским Л. С. Он выделял стабильные периоды, которые составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по несколько лет.                        И возрастные новообразования, появляющиеся медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.

    Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития.                       В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

    Л.С. Выготский придавал кризисам большое  значение и рассматривал чередование  стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. В  настоящее время чаще говорят  о переломных моментах в развитии ребенка, а собственно кризисные, негативные проявления относят на счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близкие  взрослые могут эти внешние проявления смягчить или, наоборот, усилить.

    Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств  растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и  ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять  в это время катастрофический характер.

    Кризис  начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости», как пишет Л.С. Выготский. Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими – типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

    Однако  у разных детей кризисные периоды  проходят по-разному. Поведение одного становится труднопереносимым, а второй почти не меняется, так же тих  и послушен. Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. И все  же в любом случае изменения есть даже во внешнем плане. Чтобы их заметить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с  ним самим – таким, каким он был раньше. Каждый ребенок испытывает трудности в общении с окружающими, у каждого снижается темп продвижения  в учебной работе.

    Главные изменения, происходящие во время кризиса, – внутренние. Развитие приобретает  негативный характер. Что это значит? На первый план выдвигаются инволюционные  процессы: распадается, исчезает то, что  образовалось на предыдущей стадии. Ребенок  теряет интересы, еще вчера направлявшие всю его деятельность, отказывается от прежних ценностей и форм отношений. Но наряду с потерями создается и  что-то новое. Новообразования, возникшие  в бурный, непродолжительный период, оказываются неустойчивыми и  в следующем стабильном периоде  трансформируются, поглощаются другими  новообразованиями, растворяются в  них и, таким образом, отмирают.

    В кризисные периоды обостряются  основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями  ребенка и его все еще ограниченными  возможностями, с другой – между  новыми потребностями ребенка и  сложившимися ранее отношениями  со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.

    Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид:

          1. Кризис новорожденности – самый  яркий и несомненный кризис  в развитии ребенка, т.к. происходит  смена среды, переход из утробной  среды во внешнюю среду.

          2. Младенческий возраст (2 мес.-1 год).

          3. Кризис одного года - имеет позитивное  содержание: здесь негативные симптомы  очевидно и непосредственно связаны  с позитивным приобретениями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью.

          4. Раннее детство (1год–3года).

          5. Кризис 3-х лет – называется  также фазой строптивости или  упрямства. В этот период, ограниченный  коротким промежутком времени,  личность ребенка претерпевает  резкие и внезапные изменения.  Ребенок проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность,  своеволие.  Позитивное значение: возникают новые характерные  черты личности ребенка.

          6. Дошкольный возраст (3-7 лет).

          7. Кризис 7 лет – был открыт  и описан раньше других кризисов. Негативные стороны: нарушение  психического равновесия, неустойчивость  воли, настроения и т.д. Позитивные  стороны: возрастает самостоятельность  ребенка, изменяется его отношение  к другим детям.

          8. Школьный возраст (8-12лет).

          9. Кризис 13 лет – негативная фаза  возраста полового созревания: падение  успеваемости, снижение работоспособности,  дисгармоничность во внутреннем  строении личности, свертывание  и отмирание прежде установившейся  системы интересов, продуктивности  умственной работы учащихся. Это  вызвано тем, что здесь происходит  изменение установки от наглядности  к пониманию. Переход к высшей  форме интеллектуальной деятельности  сопровождается временным снижением  работоспособности.

          10. Пубертатный возраст (14-18 лет).

          11. Кризис 17 лет. [4]

      1.4 Понятие нормы и патологии в современной психологии

 

    В настоящее время в психологии все ещё не существует единого  представления о норме. Одним  из ведущих источников заимствований  в психологии является понятийный аппарат  медицины, в частности, психиатрии. В психиатрии понятие «нормы»  традиционно существует в виде дихотомии  «норма – патология».

    На  сегодняшний день Всемирная Организация  Здравоохранения (ВОЗ) предлагает следующее  определение «нормы»: норма –  этический стандарт, модель поведения, рассматриваемая как желательная, приемлемая и типичная для той  или иной культуры.

    В современной науке выделяют несколько  подходов к пониманию «нормы».

       1) Статистический подход

    Самым распространенным для многих психологов и психиатров является понимание  нормы как чего-то среднего, установившегося, не выделяющегося из массы, как наиболее приспособленного, адаптированного  к окружающей среде. Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как  аномальную. Быть нормальным значит быть, как все, соответствовать усредненному стандарту (среднестатистическому  нормативу) оценки возможностей человека.

    Статистические  нормативы относительны, так как  культурно обусловлены. Такой подход вызывает давнюю критику, в том числе  и со стороны психологов. Они справедливо указывают, что отождествление нормальности с часто встречающимся резко снижает представление о человеческом развитии, низводя его до уровня приспособления к расхожим шаблонам поведения. Французский психиатр К. Кюльер говорил, что «в тот самый день, когда больше не будет полунормальных людей, цивилизованный мир погибнет, погибнет не от избытка мудрости, а от избытка посредственности». Действительно, статистически «нормальное» общество не будет развиваться и в итоге погибнет. Следовательно, необходимы вариации норматива для развития общества.

       2) Адаптационный подход

    Быть  нормальным значит быть приспособленным, адаптированным. Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в изменяющихся условиях. При этом социальная адаптация является сужением приспособленности. Так, Домбровский  считал, что способность социально  адаптироваться к любым условиям и на любом уровне свидетельствует  о неразвитости личности.

Информация о работе Проблема нормы и патологии в развитии личности