Проблема нормы и патологии в развитии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 09:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрытие сущности понятий нормы и патологии в развитии личности в психологии, анализ факторов нормального и аномального развития личности.
Задачи работы:
1. раскрыть теоретические аспекты понятий «норма» и «патология», их взаимосвязь;
2. охарактеризовать понятия нормы и патологии в современной психологии;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения развития личности в психологии 6
1.1 Понятие личности 6
1.2 Периодизация психического развития личности 10
1.3 Кризисные этапы в развитии личности 15
1.4 Понятие нормы и патологии в современной психологии 21
Заключение 26
Список использованных источников 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая черновик 1.1.docx

— 60.59 Кб (Скачать файл)

    Последователи этого подхода рассматривают  норму и ненорму в связи с понятием «адаптация». При этом адаптация понимается, во-первых, как динамическое равновесие между организмом и средой, а во-вторых, как динамическое равновесие между психическими процессами и деятельностью человека.

    Для нормы характерным признаком  является наличие жизненной цели, наличие устойчивых структурных  черт личности в процессе её развития и тех черт, которые изменяются в процессе её развития.

    В целом норма и ненорма – это всегда процесс, в ходе которого личность достигает или не достигает своего функционального оптимума (оптимума психического функционирования). То есть, норма – процесс достижения личностью (биопсихосоциальной единицей) функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации.

    Понятие «нормы» смещается до границ индивида.

    Каждый  человек рассматривается по отношению  к самому себе: каким он был, каким он стал. Таким образом, проблема нормы вовсе снимается. [2]

       3) Культурно-релятивистский подход

    Решает  проблемы и подход с позиции культурного  релятивизма. Согласно ему, о норме  и патологии можно судить лишь на основании соотношения особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые. То, что вполне нормально для одной  социальной группы, для другой будет выглядеть как патология. Нормальное - то, что соответствует представлениям данной культуры о норме.

    Однако, как считают отдельные исследователи, при таком подходе, по крайней  мере, два обстоятельства делают невозможным  однозначное определение нормального  и патологического поведения: множественность  социальных отношений, «социумов», к  которым принадлежит любой индивид, и неоднородность предъявляемых  каждым таким социумом требований. Поэтому поведение индивида регулируется не единым набором норм, а множеством требований, хотя и связанных между  собой, но не совпадающих и подчас не согласуемых друг с другом (требования семьи, рабочего коллектива, социальной среды и т.д.). К тому же, существуют универсальные психические расстройства, например, старческое слабоумие, которые  не зависят ни от культуры, ни от ранга.

       4) Психопатологический подход

    Довольно  распространенным среди исследователей стало принятие негативных критериев  нормы. Согласно этому подходу норма  понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов  не обнаруживается, значит, он нормален, значит, он здоров. Здоровье определяется через нездоровье, норма – через  аномалию. По такому пути идут многие исследователи  за рубежом, которые в своих тестах и опросниках исходят из представлений  и категорий, заимствованных из психиатрии, и на их основе строят структуру как больной, так и здоровой личности.

       5) Гуманитарный (гуманистический) подход

    Данный  подход заключается в оценке нормы  самой по себе, не в отношении  патологии, при отсутствии дихотомии  «норма-патология». Этот прямо противоположный  подход описывает критерии психического здоровья и пытается выделить то позитивное, что несет в себе нормальная личность. Широко ставится вопрос о здоровье личности как о некотором особом достоянии, полноте, а не об одном  отсутствии тех или иных ущербов  и недугов.

    Данный  подход тесно связан с теорией  личности. Норма – это человек  самоусовершенствующийся, самоактуализирующийся.

    А. Маслоу предлагает следующие характеристики самоактуализирующихся личностей:

       * эффективное восприятие реальности, устойчивость к тому, что воспринимается;

       * принятие себя, других, природы;  отсутствие стыда, вины, тревоги;

       * непосредственность, простота, естественность;

       * центрированность на цели;

       * независимость и наличие потребности  в уединении от суеты;

       * автономия, т.е. независимость от культуры и окружения; наличие ответственности за свою судьбу;

       * спокойное отношение к социальным  поощрениям;

       * свежесть восприятия, открытость  новым впечатлениям, умение радоваться  жизни;

       * вершинные переживания, состояния  подъема и экстаза;

       * глубокие межличностные отношения;

       * разграничение целей и средств;

       * философское чувство юмора;

       * сопротивление окультуриванию. 

    Фромм выделяет следующие характерные черты нормы:

       * продуктивная деятельность, т.е.  созидание;

       * связь человека с внешним  миром через эмоции и переживания;

       * постижение объективной реальности  своим интеллектом;

       * осознание собственной неповторимости  при наличии связи с ближними  и с другими людьми;

       * отсутствие признания иррациональных  авторитетов, но охотное подчинение  рациональным;

       * постоянное возрождение нормального  человека;

       * нормальный человек смотрит  на жизнь как на величайшее  из дарованных ему благ. [6]

    Таким образом, изучение развития личности в  психологии происходит на протяжении всей жизни и зависит от различных  возрастных периодов. Существуют различные  периодизации психического развития, которые основываются на различных  критериях, таких как, сексуальный  инстинкт у      З. Фрейда, интеллектуальное развитие Ж. Пиаже, нравственное развитие          Л. Колберга, тип ведущей деятельности Д.Б. Эльконина и т.д.

    В процессе развития каждая стадия сопровождается кризисом – важным и переломным моментом в формировании личности. Каждый кризис на определенном этапе  играет ключевую роль в развитии и  становлении личности. Если кризис  по-настоящему пережит, то индивид переходит на следующий этап развития, в противном же случае, при затянувшемся кризисе (либо неразрешенном), человек замыкается в себе, изолируется от общества, вследствие чего вырабатываются неправильные формы и мотивы поведения, на последующих этапах развития будут возникать неразрешенные вопросы и дилеммы, которые будут накапливаться и их неразрешение будет негативно отражаться на развтии личности. Дальнейшее развитие может привести к появлению патологии.

    В настоящее время нет четкой границы  между понятиями нормы и патологии. Существует множество определений  и подходов к пониманию этих понятий. Самыми распространенными подходами  к раскрытию понятия «нормы»  являются статистический, адаптационный, культурно-релятивистский, психопатологический  подходы. Каждый из данных подходов несовершенны в разграничении понятий «норма-патология», так как имеют свои плюсы и  минусы, которые были расмотрены выше. 
 
 
 

Заключение

 

    Проблема  определения нормы и патологии  – одна из центральных в клинической  психологии. Чаще всего знакомство с отклонениями в развитии ограничивается медицинскими сторонами, тогда как  область аномалий ставит перед психологами  целый ряд вопросов, ответы на которые  приходится искать уже за гранью самой  психологической науки – в  философии, этике, теологии, культурологии, праве, и др.

    Каждый  психолог, занимаясь практической деятельностью, в той или иной мере сталкивался  с проблемой определения нормы  и отклонения от нее в поведении  человека. Так что же считать нормой и как квалифицированно определить аномальное поведение?

    Под нормой в настоящее время понимают принятые в данном обществе на определенном этапе его развития правила и  требования по отношению к различным  параметрам проявлений психической  активности человека. Данное понятие  субъективно, оно зависит исключительно  от тех критериев, которые приняты  у представителей данной культуры в  определенную историческую эпоху. То, что вчера считалось ненормальным, завтра, возможно, будет казаться нормальным, а то, что нам представляется неприемлемым, иногда очень хорошо вписывается  в жизнь других народов. Например, гомосексуализм раньше считался болезнью, а теперь это норма; раньше страсть  к азартным играм считалась здоровьем, теперь это болезнь.

    Необходимо  также различать критерии, которыми пользуются другие люди, определяя  поведение раздражающего или  вызывающего у них недоумение человека как «ненормальное», от тех  критериев, которыми при этом пользуется сам этот человек, характеризуя, например, свое состояние, когда он не способен преодолеть собственное расстройство или даже просто сообщить о нем.

    Таким образом, в настоящее время однозначных  показателей аномального поведения  и четких границ нормы не существует. Чаще всего это динамические параметры. Психически ненормальным (аномальным) считается поведение, которое идет вразрез с ценностями, привычками или мнениями большинства людей в обществе. Оно будет казаться тем неприемлемее, чем больше опасности представляет для самого человека или окружающих.

    Выдающийся  отечественный исследователь пограничных  состояний П.Б. Ганнушкин не раз подчеркивал относительность границ нормы: «В таком, с одной стороны, хрупком и тонком, а с другой – в таком сложном аппарате, каким является человеческая психика, можно у каждого найти те или иные, подчас довольно диффузные конституционально-психологические черты»; «гармонические натуры по большей части есть плод воображения».

    Проблема  нормы и патологии – одна из самых сложных в современной  психологической науке. При этом многие ученые рассматривают понятие  нормы только во взаимосвязи с  понятием патологии, некоторые из них  добавляют – «… между условными  полюсами «нормы» и «патологии»  находится обширное поле отклонений, аномалий развития».  При этом норма  есть баланс сил, а патология - крайняя  противоположность нормы, аномалия - переходное состояние между двумя  антиподами (пограничное состояние).

    Для окончательного решения дихотомии  норма–аномалия необходимо постоянное соотнесение поступков человека с пространством его нравственного  бытия. Вот почему нельзя довольствоваться «характеристиками ущерба», а необходимо понять, за счет чего человек может  компенсировать те или иные нарушения  своей психики. В психологии говорят: «Личность снимает характер», что  означает преимущество духовно-ценностного  развития личности, которое способно компенсировать, «снимать» недостатки конкретных характерологических особенностей. То есть дело не в самих по себе нарушениях характера, а в их соотнесениях с  личностью; как говорит психолог, «основная жизненная драма развертывается в «пространстве души», все зависит в конечном счете от того, как, в какой плоскости социального и нравственного бытия найдут приложение одинаковые по своим клиническим характеристикам люди». Следовательно, проблема нормы и патологии значима не только в контексте социореабилитации, а является фундаментальной общесоциальной и общепсихологической проблемой, относящейся к основаниям нашего социального и душевного благополучия.

Список  использованных источников

 

    Литература 

1)Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства.-М.: Медицина, 2000. – 496 с.

2)Братусь Б.С. Аномалии личности.-М.:Мысль,1988.-301с.

3)Горностай П., Титоренко Т. Психологические теории и концепции личности.-К.:Рута,2001.-87с.

4)Козубовский В.М. Общая психология.-Мн.:Амалфея,2005.-448с.

5)Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: изд-во МГУ,1999.-258с

6)Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.-СПб.:Питер,1997.-608с. 

    Интернет-ресурсы

       *

7)http://bankrabot.com/work/work_31409.html  

8)http://www.psyworld.ru/students/bilety/texts_clin/9.html

9)http://ru.wikipedia.org/wiki/Пограничное_состояние

10)http://works.tarefer.ru/70/100359/index.html  
 
 
 
 
 

  

Приложение

 Таблица 1 «Этапы психосексуального развития ребенка З.Фрейда»   

1 Оральная 0-18 месяцев Рот (сосание, кусание, жевание) Отвыкание (от груди  или рожка). Отделение себя от материнского тела
2 Анальная 1-3 лет Анус (удержание  или выталкивание фекалий)  Приучение к  туалету (самоконтроль)
3  Фаллическая 3-6 лет Половые органы (мастурбация)  Идентификация  со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания
4  Латентная 6-12 лет Отсутствует (сексуальное  бездействие) Расширение социальных контактов со сверстниками
5  Генитальная  Половое созревание Половые органы (способность  к гетеросексуальным отношениям) Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество.

Информация о работе Проблема нормы и патологии в развитии личности