Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 09:08, курсовая работа
Цель работы: раскрытие сущности понятий нормы и патологии в развитии личности в психологии, анализ факторов нормального и аномального развития личности.
Задачи работы:
1. раскрыть теоретические аспекты понятий «норма» и «патология», их взаимосвязь;
2. охарактеризовать понятия нормы и патологии в современной психологии;
Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения развития личности в психологии 6
1.1 Понятие личности 6
1.2 Периодизация психического развития личности 10
1.3 Кризисные этапы в развитии личности 15
1.4 Понятие нормы и патологии в современной психологии 21
Заключение 26
Список использованных источников 28
Последователи этого подхода рассматривают норму и ненорму в связи с понятием «адаптация». При этом адаптация понимается, во-первых, как динамическое равновесие между организмом и средой, а во-вторых, как динамическое равновесие между психическими процессами и деятельностью человека.
Для нормы характерным признаком является наличие жизненной цели, наличие устойчивых структурных черт личности в процессе её развития и тех черт, которые изменяются в процессе её развития.
В целом норма и ненорма – это всегда процесс, в ходе которого личность достигает или не достигает своего функционального оптимума (оптимума психического функционирования). То есть, норма – процесс достижения личностью (биопсихосоциальной единицей) функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации.
Понятие «нормы» смещается до границ индивида.
Каждый человек рассматривается по отношению к самому себе: каким он был, каким он стал. Таким образом, проблема нормы вовсе снимается. [2]
3) Культурно-релятивистский
Решает
проблемы и подход с позиции культурного
релятивизма. Согласно ему, о норме
и патологии можно судить лишь
на основании соотношения
Однако,
как считают отдельные
4) Психопатологический подход
Довольно распространенным среди исследователей стало принятие негативных критериев нормы. Согласно этому подходу норма понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, значит, он здоров. Здоровье определяется через нездоровье, норма – через аномалию. По такому пути идут многие исследователи за рубежом, которые в своих тестах и опросниках исходят из представлений и категорий, заимствованных из психиатрии, и на их основе строят структуру как больной, так и здоровой личности.
5) Гуманитарный (гуманистический) подход
Данный подход заключается в оценке нормы самой по себе, не в отношении патологии, при отсутствии дихотомии «норма-патология». Этот прямо противоположный подход описывает критерии психического здоровья и пытается выделить то позитивное, что несет в себе нормальная личность. Широко ставится вопрос о здоровье личности как о некотором особом достоянии, полноте, а не об одном отсутствии тех или иных ущербов и недугов.
Данный подход тесно связан с теорией личности. Норма – это человек самоусовершенствующийся, самоактуализирующийся.
А. Маслоу предлагает следующие характеристики самоактуализирующихся личностей:
* эффективное восприятие
* принятие себя, других, природы; отсутствие стыда, вины, тревоги;
* непосредственность, простота, естественность;
* центрированность на цели;
* независимость и наличие
* автономия, т.е. независимость от культуры и окружения; наличие ответственности за свою судьбу;
* спокойное отношение к
* свежесть восприятия, открытость новым впечатлениям, умение радоваться жизни;
* вершинные переживания,
* глубокие межличностные
* разграничение целей и средств;
* философское чувство юмора;
* сопротивление окультуриванию.
Фромм выделяет следующие характерные черты нормы:
* продуктивная деятельность, т.е. созидание;
* связь человека с внешним
миром через эмоции и
* постижение объективной
* осознание собственной
* отсутствие признания
* постоянное возрождение
* нормальный человек смотрит на жизнь как на величайшее из дарованных ему благ. [6]
Таким образом, изучение развития личности в психологии происходит на протяжении всей жизни и зависит от различных возрастных периодов. Существуют различные периодизации психического развития, которые основываются на различных критериях, таких как, сексуальный инстинкт у З. Фрейда, интеллектуальное развитие Ж. Пиаже, нравственное развитие Л. Колберга, тип ведущей деятельности Д.Б. Эльконина и т.д.
В процессе развития каждая стадия сопровождается кризисом – важным и переломным моментом в формировании личности. Каждый кризис на определенном этапе играет ключевую роль в развитии и становлении личности. Если кризис по-настоящему пережит, то индивид переходит на следующий этап развития, в противном же случае, при затянувшемся кризисе (либо неразрешенном), человек замыкается в себе, изолируется от общества, вследствие чего вырабатываются неправильные формы и мотивы поведения, на последующих этапах развития будут возникать неразрешенные вопросы и дилеммы, которые будут накапливаться и их неразрешение будет негативно отражаться на развтии личности. Дальнейшее развитие может привести к появлению патологии.
В
настоящее время нет четкой границы
между понятиями нормы и
Проблема определения нормы и патологии – одна из центральных в клинической психологии. Чаще всего знакомство с отклонениями в развитии ограничивается медицинскими сторонами, тогда как область аномалий ставит перед психологами целый ряд вопросов, ответы на которые приходится искать уже за гранью самой психологической науки – в философии, этике, теологии, культурологии, праве, и др.
Каждый психолог, занимаясь практической деятельностью, в той или иной мере сталкивался с проблемой определения нормы и отклонения от нее в поведении человека. Так что же считать нормой и как квалифицированно определить аномальное поведение?
Под
нормой в настоящее время понимают
принятые в данном обществе на определенном
этапе его развития правила и
требования по отношению к различным
параметрам проявлений психической
активности человека. Данное понятие
субъективно, оно зависит исключительно
от тех критериев, которые приняты
у представителей данной культуры в
определенную историческую эпоху. То,
что вчера считалось
Необходимо также различать критерии, которыми пользуются другие люди, определяя поведение раздражающего или вызывающего у них недоумение человека как «ненормальное», от тех критериев, которыми при этом пользуется сам этот человек, характеризуя, например, свое состояние, когда он не способен преодолеть собственное расстройство или даже просто сообщить о нем.
Таким
образом, в настоящее время однозначных
показателей аномального
Выдающийся
отечественный исследователь
Проблема нормы и патологии – одна из самых сложных в современной психологической науке. При этом многие ученые рассматривают понятие нормы только во взаимосвязи с понятием патологии, некоторые из них добавляют – «… между условными полюсами «нормы» и «патологии» находится обширное поле отклонений, аномалий развития». При этом норма есть баланс сил, а патология - крайняя противоположность нормы, аномалия - переходное состояние между двумя антиподами (пограничное состояние).
Для
окончательного решения дихотомии
норма–аномалия необходимо постоянное
соотнесение поступков человека
с пространством его
Литература
1)Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства.-М.: Медицина, 2000. – 496 с.
2)Братусь Б.С. Аномалии личности.-М.:Мысль,1988.-301с.
3)Горностай П., Титоренко Т. Психологические теории и концепции личности.-К.:Рута,2001.-87с.
4)Козубовский
В.М. Общая психология.-Мн.:Амалфея,2005.-
5)Зейгарник Б.В.
6)Хьелл
Л., Зиглер Д. Теории личности.-СПб.:Питер,1997.-
Интернет-ресурсы
*
7)http://bankrabot.com/work/
8)http://www.psyworld.ru/
9)http://ru.wikipedia.org/
10)http://works.tarefer.ru/70/
Таблица 1 «Этапы психосексуального развития ребенка З.Фрейда»
1 | Оральная | 0-18 месяцев | Рот (сосание, кусание, жевание) | Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела |
2 | Анальная | 1-3 лет | Анус (удержание или выталкивание фекалий) | Приучение к туалету (самоконтроль) |
3 | Фаллическая | 3-6 лет | Половые органы (мастурбация) | Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания |
4 | Латентная | 6-12 лет | Отсутствует (сексуальное бездействие) | Расширение социальных контактов со сверстниками |
5 | Генитальная | Половое созревание | Половые органы (способность
к гетеросексуальным |
Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество. |
Информация о работе Проблема нормы и патологии в развитии личности