Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:47, курсовая работа
В настоящие время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. Вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, фак¬торы социализации.
Актуальность данной проблемы на современном этапе развития Российского общества очевидна. В настоящее время молодому поколению достаточно трудно найти достойную нишу в обществе в соответствии со своими потребностями и возможностями.
Введение 3
Глава 1. Историко-педагогический анализ проблемы социализации личности 6
1.1. Понятие социализации 6
1.2. Социализация личности в современном обществе 14
Глава 2. Социализация молодежи в современной России. Молодежь как объект социальной политики 25
2.1. Молодежь как общественная группа 25
2.2. Социализация современной молодежи 30
Заключение 35
Список литературы 37
Социализацию нельзя отождествлять с развитием личности, которое происходит и вне общества. Социализацию также нельзя сводить и к воспитанию. Бесспорно, суть воспитания состоит в построении таких взаимосвязей детей с обществом, которые обеспечивают их социализацию. Более того, в настоящее время воспитание рассматривается в двух аспектах. Воспитание в узком смысле означает процесс целенаправленного воздействия на развитие личности в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Воспитание в широком смысле – это воздействие на человека всей социальной действительности с целью усвоения им социального опыта. И в первом и во втором случае воспитание предполагает односторонний целенаправленный процесс. Социализация же основана на двусторонней активности.
Резюмируя вышесказанное, попытаемся дать расширенное определение социализации. Социализация – это сложный непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным (или отвергаются ею). Причем адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, а активный, при котором индивид добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе, развивая и совершенствуя при этом человеческую природу на уровне генетической памяти. С другой, общество формирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразные формы общежития, отношения между людьми в семье, школе, в досуговых учреждениях, в иной окружающей человека социальной среде.
Процесс социализации - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений. Эта последняя трактовка является наиболее традиционной для современной социологической литературы, где под социализацией понимается процесс социального становления человека, который включает в себя усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
Социализация осуществляется через ряд разнообразных механизмов. Выделяют социально-психологические механизмы социализации: подражание, внушение и т.д., различные социальные институты как механизм социализации: школа, семья и т.д. Все они складываются в универсальные механизмы социализации: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный.
Традиционный механизм социализации это усвоение человеком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи его семье и ближайшему ему окружению человека.
Институциональный механизм - реализуется в процессе взаимодействия человека с различными организациями и учреждениями. Некоторые из этих институтов являются специализированными, т.е. они создавались специально для осуществления функции социализации (например, институты системы образования), другие являются неспециализированными, т.е. они выполняют эту функцию попутно, параллельно со своими основными функциями (например, армия).
Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Субкультура - это совокупность норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для определенной группы людей, что обусловливает определенный стиль жизни этой группы.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с другими людьми, при этом последние должны быть для него значимыми. Значимыми лицами могут быть родители, учитель, друг и т.д.
Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников и т.д.
Социализация
каждого человека осуществляется с
помощью всех этих механизмов. Но роль
каждого из этих механизмов, их «удельный»
вес в осуществлении процесса социализации
различен. Так, решающая роль на первых
стадиях социализации принадлежит традиционному
механизму, в то время как в подростковом
возрасте на первый план выходит институциональный
механизм социализации.
Для современной эпохи характерна фрагментация социальной структуры общества. Старые классовые деления, различия между регионами, вероисповеданиями, этническими меньшинствами, потеряли в современном мире свою значимость, дав исключительный простор самовыражению в достаточно размытой структуре нынешнего социума. В таких условиях социализация личности обретает нестандартную ситуацию в связи с проблемой выработки ориентиров в гетерогенном и фрагментарном мире и проблемой трудности выбора в условиях постулируемой равнозначности. В таких условиях новые требования предъявляются и тем институтам, которые непосредственно связаны социализацией личности. Проблема, исследуемая в данной статье, предполагает анализ трансформаций происходящих в сфере трансляции социального опыта в современном обществе. Целью статьи является выявление новых тенденций в функционировании агентов социализации личности.
Социализация личности как процесс передачи ценностей осуществляется посредством социальных агентов (институтов), важнейшими из которых являются семья, образование, средства массовой информации. Причём часть из них, например, образование, участвует в направленной социализации, остальные в стихийной, которая представляет собой непосредственное общение людей, в процессе которого происходит обмен деятельностью, умениями, навыками, транслируются ценности, нормы, идеалы.
Первичным и, пожалуй, самым важным институтом социализации является семья. Именно в семье закладываются первые мировоззренческие установки человека и модели социального поведения. На протяжении всей последующей жизни человека, за редким исключением, именно члены семьи выступают как значимые другие, именно их мнение является важнейшим для определения социальных ориентаций, так как семья создаётся на основе общности интересов и ценностей. Все сложнейшие конструкции общественной организации строятся на фундаменте, который присутствует в той или иной форме во всех обществах. Таким фундаментом является семья - наиболее устойчивое социальное образование - 85 % людей в мире живёт в семье4.
О. Тоффлер, анализируя общество Третьей волны, обращает внимание на тот факт, что в условиях информационной цивилизации, с распространением компьютерных технологий, человек получит возможность обучаться и работать дома, поэтому важная и самая главная роль в процессе социализации будет принадлежать семье5. Возможно, это и случится, но в более далёком будущем, а в настоящее время наблюдается обратный процесс.
Сфера семейно-брачных отношений в настоящий период является прямым продолжением переворота в системе жизненных ценностей, который сопровождался контрацептивной и сексуальной революцией. Брак перестал быть пожизненным и легитимным, разводы, неполные семьи, матери-одиночки стали нормой. В состоянии неопределённости и нестабильности мира, семья теряет свою традиционную форму. Наряду с традиционной формой брака, которая подразумевает наличие регистрации, совместное проживание, общее хозяйство, единый бюджет, главу семьи, а также верность супругов друг другу, допускаются и другие формы семейно-брачных отношений, такие как гражданский, открытый, однополый, корпоративный, коммунальный и гостевой брак. Такие виды семьи представляют собой либо совместное проживание нескольких пар (коммунальный брак), либо наличие чёткого брачного контракта, материальный расчёт (корпоративный брак), либо одобрение интимных связей на стороне (открытый брак). Все эти особенности противоречат традиционным представлениям о семье. Особенно популярным в экономически развитых странах мира является гостевой брак. При гостевом браке оба партнёра - социально активны и материально независимы. Такой брак не подразумевает совместного хозяйства, общего дома. Супруги проводят вместе досуг, всё остальное время каждый из них свободен от семейных обязанностей и живёт своей жизнью. Такие отношения является ещё одним ответом на вызов современности, когда бешеный ритм общественной жизни вызывает потребность в наличии личного пространства и уединения. Иногда же профессиональная деятельность человека не даёт ему возможности создать семью в традиционном её понимании. В связи с этим роль семьи в процессе социализации личности становится сомнительной и имеет значение лишь на ранних стадиях развития человека.
В кризисном состоянии находится и такой агент социализации как образование. Хотя во все времена трудно было найти общество, довольное своей системой образования, в настоящее время это недовольство проявляется наиболее остро. В условиях динамики современного мира, люди не прогнозируя своё будущее, ориентируются на принцип «здесь и сейчас», и таким образом задача образования видится в подготовке молодого поколения к таким быстрым изменениям. Но в условиях префигуративных, если использовать терминологию М. Мид, отношений это практически невозможно. Образование, в лучшем случае, может передать обучающимся опыт предыдущих поколений, но часто бывает не в состоянии соотнести этот опыт с существующем порядком вещей. Поэтому эффективность институтов социализации должна оцениваться сегодня не только и не столько по тому, насколько успешно они обеспечивают усвоение и воспроизводство унаследованных от прошлого ценностей и навыков, сколько по тому, готовят ли они подрастающее поколение к самостоятельной творческой деятельности, постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений. Творчество превращается в непременный атрибут адаптации подрастающего поколения к постоянно изменяющимся социокультурным условиям жизни. Более того, анализ истории культуры детства свидетельствует об изменении и развитии качества творчества. Творчество, являвшееся ранее одним из факторов взросления, превращается в ХХ веке в фундамент социализации детей.
Они сегодня стоят перед лицом будущего, которое настолько неизвестно, что им нельзя управлять так, как это было принято в прежние времена. Темпы изменений в префигуративной культуре настолько велики, что, сравнивая будущую ситуацию с миграцией, М. Мид заключает, что миграция в пространстве (географическая) заменяется в настоящее время на миграцию во времени6. Сегодня единая информационная система у молодежи всех частей света сформировала общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших.
Беспрецедентный опыт перемен, молниеносная смена инновационных ситуаций, с которыми достаточно легко справляется подрастающее поколение, заставляет теперь уже обращаться для освоения адаптационных механизмов к детям. Опыт отцов становится не актуальным для детей. Если ранее культура не делилась на «взрослую» и «молодёжную», то теперь у разных поколений появились серьёзные разногласия в ценностных ориентациях, различия в моде, в способах коммуникации и даже в образе жизни в целом. Ускорившийся темп, усложнения инновации затрудняют процесс социализации и адаптации к постоянно меняющимся условиям и требованиям реальности. Связь человека, как взрослого, так и ребенка, на этом уровне развития социогенеза с обществом и культурой совершенно особая. Это связь свободы и связь самоопределения. Это тот ориентир, который поможет в будущем сохранить связь между новациями и традицией.
В информационно насыщенном мире появляется такое явление как «затянувшаяся молодость». Молодые люди вынуждены длительный период времени получать образование, тем самым, оставаясь зависимыми от родителей. Физиологическая акселерация молодых людей сопровождается резким возрастанием длительности периода социализации, что вызвано необходимостью увеличения времени образования, профессиональную подготовку и социальную адаптацию, соответствующую требованиям динамичной жизни. По своему психофизиологическому развитию человек рано перестаёт быть ребёнком, но по социальному статусу ещё длительному время не принадлежит миру взрослых, его социально-экономическая активность и самостоятельность не достигнуты в полном объёме. В смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо быстрее, чем ранее, но в смысле положения в обществе, возможности сказать своё слово, зрелость его отодвигается.
Кроме того, в индивидуально-психологическом плане, для молодёжи характерны, не всегда осознанные, желания освободиться от внешнего контроля, повышенная эмоциональность, возбудимость, идеализация некоторых жизненных представлений, неустойчивость нравственных позиций, часто основанная на восприятии негативных социальных явлений. Как писал К. Манхейм: «... Конфликтное самосознание нашей молодёжи является лишь отражением хаоса, существующего в нашем общественной жизни, а её замешательство - результат её неопытности»7.
Так как в современном мире работают обычно оба родителя, а дети находятся на попечении воспитательных учреждений, родители и дети наблюдают друг друга чаще всего в часы досуга, когда не совсем адекватны себе. Ребёнок может вести себя совершенно иначе, находясь в учёбном заведении и дома. Часто родители просто не знают своих детей.
Все эти факторы приводят к подавлению индивидуальности и инициативности ребёнка, подростка, молодого человека, как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира, что не может не привести, к социальному и культурному инфантилизму, социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера.
Информационные перегрузки, молниеносные социокультурные изменения и кризис традиционных ценностей семьи приводят к тому, что дети обладают высоким уровнем коммуникации, гиперактивны, социальные нормы воспринимают избирательно, а их деятельность сосредотачивается на какой-то одной сфере. Они не поддаются ни социализации, ни воспитанию, не признают авторитетов. Во Франции таких детей прозвали «тефлоновыми», поскольку к ним «не прилипают» общепринятые стереотипы поведения. Это компьютеризированные дети, которые в своих поступках руководствуются мотивами, отличными от мотивов основной части общества.