Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:47, курсовая работа
В настоящие время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. Вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, фак¬торы социализации.
Актуальность данной проблемы на современном этапе развития Российского общества очевидна. В настоящее время молодому поколению достаточно трудно найти достойную нишу в обществе в соответствии со своими потребностями и возможностями.
Введение 3
Глава 1. Историко-педагогический анализ проблемы социализации личности 6
1.1. Понятие социализации 6
1.2. Социализация личности в современном обществе 14
Глава 2. Социализация молодежи в современной России. Молодежь как объект социальной политики 25
2.1. Молодежь как общественная группа 25
2.2. Социализация современной молодежи 30
Заключение 35
Список литературы 37
С развитием общества, растущие когнитивные и эмоциональные способности детей все в большей степени приобретают креативный характер, плюрализм общественных норм и представлений приводит к «вееру» направлений социализации и к идентификационной неопределенности, которая часто компенсируется путем оформления молодёжной субкультуры. Именно она становится новым агентом социализации молодёжи в эпоху постмодерна.
Молодёжная субкультура была реакцией на ту обстановку, которая сложилась в позднебуржуазном обществе. Не случайно первые молодёжные субкультурные образования появляются в США, классической стране потребления и воплощения ценностей протестантской этики. Её неприятие и отторжение были возможны в условиях относительного экономического благополучия молодёжи, так как большая часть представителей молодёжных субкультур были выходцами из так называемого среднего класса. И можно утверждать, что ценности постмодерна складывались именно в недрах молодёжной субкультуры.
Молодёжную субкультуру определяют как относительно когерентную культурную подсистему внутри базовой культуры общества, культивирующей собственно молодёжную систему ценностей, норм поведения, отношения к моде и т.д.8.
Молодёжная субкультура вырабатывает механизм уверенности в исполняемых ролях и принятом поведении, служащие для взаимной адаптации сверстников.
Определяющим фактором в формировании любых субкультур является создание и поиск «Образа Иного», что наблюдается еще в архаичных обществах - потребность в «наоборотной», извращенной культуре ради поддержания устойчивости социальной системы. Главный принцип существования -«Мы» и «Они». Тот же принцип действует и в современной молодёжной среде, которая противопоставляет себя официальной культуре, истеблишменту, и миру взрослых, которые его олицетворяют.
Молодёжные субкультурные образования часто приобретают контркультурный характер. Основу ценностной ориентации молодёжной контркультуры составляет иррационализм, ведущий к признанию собственно человеческого лишь в природном, то есть отмежеванию биологического от социокультурного. Последовательное проведение принципа иррационализма определяет гедонизм в качестве ведущей ценности молодёжной контркультуры. Отсюда и мораль вседозволенности, являющаяся её составным органическим элементом.
Реабилитируя чувственность и утверждая индивидуальность, течения молодёжной контркультуры требуют сознательного отказа от системы традиционных ценностей и замены их контрценностями -антиинтеллектуализмом; свободой самовыражения, установкой на ликвидацию репрессивных, регламентирующих моментов взаимоотношений; полным доверием к спонтанным проявлениям чувств, фантазии, воображения; культом бессознательного проявления природных страстей и мистического экстаза души; моралью вседозволенности; открытостью интимных связей; непристойностью поведения; наркокультурой; личной причастностью к новому стилю жизни. Её основной девиз - счастье человека, которого можно достичь только путём освобождения от внешних условностей, добропорядочности. Личность, предлагаемая и «проектируемая» молодёжной контркультурой, враждебно противостоит всякому нравственному запрету и моральному авторитету.
М. Мид показала, что в современном обществе молодёжь играет важную роль «социального бульдозера» расчищающего почву, на которой может возникнуть новое общество. Легко воспринимая новейшие достижения и открытия, она «давит» на «взрослый мир» и, занимая со временем места «взрослых», устраняет устаревшие, консервативные, утратившие адекватность институты, представления и порядки. Такая социальная роль молодёжи предполагает, что каждое следующее поколение более образовано, более интеллектуально и коллективизировано, чем предыдущее в том же возрасте. Лишь в этом случае, в случае префигуративного общества, согласно М. Мид, новое поколение способно приобретать необходимые знания и внутреннюю морально-идеологическую опору из широкого круга источников и противостоять консервативной культуре «взрослых». Важным условием успеха молодёжи в деле обновления общества становится, в частности, её экономическая конкурентоспособность. Общество же, если оно хочет прогрессировать, вынуждено пользоваться услугами молодёжи, идя с ней на компромисс.
В современную переходную эпоху, претерпевает коренные изменения и социализация взрослых. Она также начинает проходить в различных субкультурных образованиях. Сегодня мы становимся свидетелями самоорганизации престарелых, ветеранов войны, людей, страдающих физическими недостатками, гомосексуалистов и т.п., которые считают, что общество несправедливо относится к ним. Возникают новые идентификационные группы, и этот бурный социальный процесс получает ускорение благодаря средствам массовой информации с их специально адресованными публикациями и передачами, кабельному телевидению, спутниковой связи и т. д.
Средства массовой информации и коммуникации постепенно начинают контролировать процесс социализации личности. СМИ в современном мире выполняют функции интеграции, информирования, регуляции, просвещения.
В настоящее время СМИ приобретают всепроникающий, едва ли не тотальный характер. Они оперативно воздействуют на настроения и чувства людей, координируют темпы социальной жизни с ритмами индивидуального существования и обеспечивают их параллелизм, синхронизацию и определённую интеграцию, выполняют разнообразные функции ориентации индивидов в социуме. СМИ характеризуются, прежде всего, публичностью, а также быстротой реагирования на изменяющиеся условия и преходящим характером передаваемой ими информации Сегодняшние СМИ, благодаря использованию технической аппаратуры, обеспечивают потребности в коммуникации массового потребителя. Задачи СМИ - информирование и формирование нормативно-ценностных представлений с целью социального регулирования - воспитания, контроля и управления. Но вместе с этим СМИ, попадая во власть ангажированных групп, имеют свойство манипуляции обществом и личностью. Манипуляцию личностью определяют как имитацию индивидуальной субъектности путём тайной регуляции и управления её духовным миром, поведением за фасадом её мнимой свободы, сознательности и индивидуальности9.
Главная функция СМИ в современном обществе состоит, как это ни парадоксально, в превращении граждан в огромную, но не собранную в одном месте толпу - через массовую культуру и единый поток информации, которые «отливают умы в единообразные, стандартные формы и обеспечивают каждой человеческой единице соответствие заданной модели»10. СМИ преподносят информацию, которая должна быть доступными всем и каждому, обычно апеллируют к чувствам, а не к разуму, моментально предлагают, демонстрируют качества целостности через сходные вкусы и формы «культурного потребления», реализовывают социальный заказ, превращая манипуляторские практики в мифотворчество. СМИ обеспечивают «подкрепление позиций» по экономическим и социально-политическим проблемам, задают стандарт мышления, его логику, реализуя функцию социального контроля, стирают грань между символом и объектом восприятия, создают искусственную реальность, предлагая сюжеты, развивающиеся по определённым параметрам.
Новейшие компьютерные и сетевые технологии уже позволяют вести речь и о создании особого виртуального мира - киберпространства, в котором реализуется эффект полного присутствия путем сочетания графической динамики с возможностью непосредственного воздействия на события. Киберпространство - это специфическая сфера информации, являющая собой, по сути, альтернативу материальному миру, в связи с чем возникает ряд вопросов, требующих философского рассмотрения. Среди них проблема субъективности в электронную эру, заключающаяся в слиянии субъекта и симулякра, т. е. обращении субъекта в собственный симулякр, при котором физически, телесно оставаясь в действительном мире, он ментально переходит в мир виртуальный, в пространство симулякров, где наделяется новым, виртуальным телом, не имеющем ничего общего с его телесностью. Учитывая, что киберпространство предполагает возможность непосредственных контактов с другими виртуально трансформированными субъектами, по-новому встает проблема коммуникации, которая приобретает весьма амбивалентный характер ввиду расщепления самости индивида на две ипостаси - реальную и виртуальную. Но главная проблема, возникающая в результате активного использования виртуальных технологий, заключается в вытеснении социальности симуляцией, что имеет место в случае полного ухода индивида в киберпространство от всех тревог и несовершенства реального мира.
Таким
образом, можно сделать вывод, что в условиях
трансформационных процессов, происходящих
в современном обществе, социализация
личности лишается стабильных ориентиров.
Различные, часто противоречащие друг
другу ценностные установки, многочисленные
быстро сменяющие друг друга инновации
требуют от личности постоянно рефлексировать
свои ориентации в социальном самоопределении
и общественном статусе. В таких условиях
традиционные агенты социализации, такие
семья и образование, сами находясь в состоянии
трансформации, не всегда справляются
с задачами социализации. Большую актуальность
сейчас приобретают такие агенты социализации
как СМИ и другие информационные технологии,
которые часто прибегают к манипуляторским
практикам, чем ещё больше затрудняют
ориентировку личности в современном
мире. Кроме этого определяющую роль в
социализации личности начинают играть
также субкультурные образования, позволяющие
человеку найти «своих» в быстро меняющемся
мире.
Социализация личности - сложный, противоречивый процесс, длящийся на протяжении всей жизни человека.
Существуют различные подходы к выделению стадий социализации. Основания для ее периодизации различны: ведущий вид деятельности, ведущий институт социализации и т.д. Наиболее признанной является точка зрения, согласно которой этапы социализации соотносятся с возрастной периодизаций жизни человека. Так, выделяют младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), подростковый (10-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года), молодость (23-33 года), зрелость (34-50 лет), пожилой возраст (50-60 лет), старость (60-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).
Многие исследователи обращают внимание на определяющую роль в этом процессе первичных стадий социализации, связанных с периодом детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм существенного поведения.
Для каждого возраста или этапа социализации выделяют три группы задач:
Естественно- культурные, социально-культурные и психологические.
Решение этих задач является объективной необходимостью для развития человека.
Естественно-культурные задачи - достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития. Этот уровень носит конкретно-исторический характер (у разных народов различные представления об идеалах мужественности и женственности, различные темпы полового созревания и т .д.)
Социально-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые. На каждой стадии социализации человек должен обладать не только определенной суммой знаний, умений, навыков, но и принимать соответствующее участие в жизни общества. Эти задачи объективно определится обществом в целом, уровнем его развития, региональным и ближайшим окружением человека.
Социально-психологические задачи - это становление самосознания личности, ее самоопределения в актуальной жизни и на перспективу, самореализации и самоутверждение. Конечно, для каждого этапа социализации содержание стих задач и средства их реализации различны.
По мнению А. В. Мудрика11, если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это либо задерживает развитие человека, либо делают его неполным.
Особенности возрастной стратификации молодежи, которая выражена не столько как специфическая социальная или демографическая группа общества, сколько находящаяся в становлении особая его часть, положение которой детерминировано социально-экономическим состоянием общества. Специфика заключается, прежде всего, в том, что молодежь в социальном и возрастном положении находится в переходном состоянии. Эта переходность определяет:
Одна из кардинальных ошибок прошлого состояла в попытках выработать определенный набор качеств личности, который должен был соответствовать идеальной модели «молодых строителей коммунизма», однако, не заботясь о том, соответствуют ли эти модели реальности. Молодежь рассматривали нередко лишь в качестве объекта воспитания, а не активного субъекта социальной жизни. Теоретики от педагогики постоянно призывали «запрограммировать воспитательный процесс, установить четкие, стратегические ориентиры воспитания, расписать все ценности, на которых должна строиться деятельность в области воспитания».
Проблема социализации молодежи очень важна на сегодняшний день. От этого зависит будущее любого государства.
Молодежи в обществе принадлежало и принадлежит ключевое место. Это - возрастная группа, которая со временем занимает ведущие позиции в экономике и политике, социальной и духовной сферах общества, а в XXI в. будет решать задачи, контуры которых сейчас трудно различимы. Значительное внимание молодым поколениям уделяют страны мира, государственные, общественные и частные структуры и институты, международные организации. В Основном документе Конференции ООН по окружающей среде и развитию отмечено: "Молодежь составляет почти 30% численности населения мира. Вовлечение современной молодежи в процесс принятия решений по вопросам окружающей среды и развития имеет в долгосрочном плане чрезвычайно важное значение для осуществления Повестки дня на XXI век"12.