Проблема тревоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Тревога, стресс, страх, фобии, эмоциональная напряженность — в узко специальном смысле все эти слова имеют различное значение, хотя часто употребляются как взаимозаменяемые, чтобы описать одну из наиболее рас¬пространенных проблем этого столетия. Состояние тревоги называют «од¬ной из основных характерных черт нашего времени», основой всех невро¬зов и «наиболее распространенным психологическим феноменом нашего времени». Этот феномен известен издавна, ибо он — ровесник человечества, а сложности и темп современной жизни сигнализируют нам о его наличии и, по всей видимости, умножают его эффекты.

Вложенные файлы: 1 файл

тревога 1.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Выражая перенесенное эмоциональное отношение к своему аналитику, пациент воспроизводит в терапии свои взаимоотношения с людьми, сложившиеся в течение жизни, а также свои взаимоотношения со значимыми фигурами. Аналитик служит зеркалом или пустым экраном, на который индивид проецирует свои желания и тревоги. Так пациент вносит в ситуацию нешуточные эмоции, углубление ее понимания также является эмоционально значимым. Изменение происходит, когда наступает инсайт, когда пациент начинает понимать как на интеллектуальном, так и на эмоциональном уровне природу своего конфликта и чувствовать себя достаточно свободным, чтобы удовлетворять свои инстинкты продуктивным, бесконфликтным способом в рамках нового восприятия себя и мира.

В то время как чувство вины и  тревога мешали в прошлом развитию личности, аналитическая ситуация позволяет индивиду по-новому среагировать на старые конфликты в основном благодаря трем психотерапевтическим факторам. Во первых, в анализе конфликт не такой интенсивный, как это было в исходной ситуации. Во-вторых, аналитик относится к пациенту не так, как относились его родители. И в-третьих, пациенты к моменту анализа стали старше и взрослее, они теперь способны использовать те стороны своего Я , которые достигли достаточного развития, чтобы справиться с теми сторонами своего функционирования, которые остались неразвитыми.

Психоаналитическая теория полагает, что благодаря проникновению  внутрь старых конфликтов, благодаря  пониманию своего желания удовлетворять  потребность инфантильным способом и в то же время благодаря осознанию своих потенциальных возможностей удовлетворить ее зрелым способом, а так же благодаря пониманию застарелых тревог и осознанию того, что они никак не связаны с текущей реальностью, пациенты могут достичь максимально полного удовлетворения инстинктов, ограниченного только реальностью и собственными моральными убеждениями.

Обобщение.

Тревога проистекает из конфликта, который зародился в раннем детстве. Конфликт между желанием и страхом  наказания со стороны сверх-я.  Первоначальная тревога может маскироваться посредством защитных механизмов в другого рода фобии и неврозы. Нужно учитывать эту возможность во время установления диагноза. Чтобы справиться с тревогой, и ее производными нужно разрешить конфликт.

 

 

2) Феноменологическая теория. (Карл Роджерс)

Роджерс в своей теории личности сделал акцент на изменение и использовал  совсем немного структурных понятий. Фрейд рассматривал человека как  энергетическую систему, он создал динамическую теорию, чтобы объяснить, как энергия  разряжается, трансформируется или сдерживается. Роджерс думал, что человек постоянно развивается, движется вперед. Поэтому он меньше придавал значения аспектам поведения, связанным с напряжением и разрядкой энергии, и сместил акценты в сторону самоактуализации. Понятие актуализации означает тенденцию организма вырастать из простого существа в сложное, продвигаться от зависимого существования к независимому.

Конгруэнтность.

Другим важнейшим положением теории Роджерса стала теория о внутренней согласованности Я и конгруэнтности между Я и субъективным опытом. Это значит, что люди будут пытаться совместить (или сделать конгруэнтным) то, что они чувствуют, с тем как они себя видят. Например, считать себя добрым человеком и реально испытывать тепло и сочувствие по отношению к людям –это означает быть конгруэнтным. Вместе стем считать себя добрым и испытывать чувство жестокости к людям – значит находиться в состоянии неконгруэнтности.

Мы переживаем состояние неконгруэнтности, когда есть расхождение между  воспринимаемым Я и актуальным субъективным опытом. Это состояние переживается как напряжение и внутреннее замешательство. Если вы находитесь в состоянии неконгруэнтности и не осознаете этого, у вас может возникнуть тревога. Эта тревога есть результат рассогласования между субъективным опытом и привычным образом себя. То есть, человек, который, согласно своей Я-концепции, ни к кому и никогда не питает ненависти, будет испытывать тревогу всякий раз, когда почувствует хоть какую-то ненависть.

Защитные механизмы.

По большей части мы осведомлены о своем субъективном опыте и допускаем его в сознание. Однако нам может показаться, что какая-то часть опыта несет в себе угрозу, вступая в конфликт с Я-концепцией, и тогда мы не допустим этот опыт в сознание. Благодаря процессу подсознательного восприятия мы можем почувствовать, что данный опыт расходится с Я-концепцией, раньше, чем он дойдет до сознания. Реакция на угрозу осознания опыта, который находится в конфликте с Я, - это реакция защиты.

Выделяются две основные защитные реакции – это искажение значения субъективного опыта и отрицание существования опыта. Искажение – более распространенный феномен, оно допускает осознание опыта, но в такой форме, которая обеспечивает согласие с Я. Так, если Я- концепция включает характеристику «Я плохой студент», то опыт получения отличной оценки может быть легко искажен, чтобы сделать его конгруэнтным; например, студент может заключить, что «этот профессор лопух», «мне просто повезло». Что поразительно! То что в ином случае может стать позитивным опытом – получение хорошей отметки, теперь становится источником тревоги и стимулом для приведения в действие защитных процессов. Другими словами, ключ к ситуации находится именно в соотношении субъективного опыта и Я-концепции.

Потребность в позитивной оценке.

Потребность в позитивной оценке включает такие ценности, как тепло, симпатия, уважение и принятие, и проявляется в потребности ребенка в любви и привязанности. Если родители обеспечивают ребенку безусловную позитивную оценку, не зависящую ни от каких условий, если ребенок чувствует, что для родителей он дороже всего на свете, тогда у него не возникает необходимости отвергать те или иные аспекты своего субъективного опыта. Однако в тех случаях, когда родительская оценка и приятие зависят от каких-то условий, ребенок будет вынужден игнорировать свой субъективный опыт, вступающий в конфликт с его Я-концепцией.

Психопатология.

Для Роджерса здоровый человек может  отразить субъективный опыт в своей  Я-концепции. Для здорового человека характерна конгруэнтность между  Я и опытом, открытость опыту и отсутствие защитных реакций.

Хотя Роджерс не дифференцировал  формы патологии, он ввел дифференциацию типов защитного поведения. Например, используя механизм рационализации, человек искажает отражение своего поведения таким образом, чтобы оно соответствовало его представлению о себе. Если вы считаете себя человеком, который не делает ошибок, то вы, вероятнее всего, припишете причину ошибки кому-нибудь другому или обстоятельствам. Другой пример защитного поведения – фантазия. Третий пример защитного поведения – проекция.

Также были введены понятия Я-идеальное  и Я-должное. Согласно теории Хиггинса, расхождение между Я-концепцией и идеалом вызывает эмоции депрессивного  типа. Напротив, расхождение между  Я-концепцией и должным Я скорее приводит к возбуждению, беспокойству. Например, если студент убежден, что он должен быть отличником, но получает тройки, он, вероятно, будет чувствовать страх, угрозу или тревогу.

Таким образом, различение идеального Я и должного Я важно тем, что  помогает развести два типа эмоций связанных с Я: эмоции депрессивного типа (например, разочарование, печаль, подавленность) и эмоции возбуждения, беспокойства (например, страх, угроза, тревога).

Изменение.

Роджерс перенес акцент с техники  терапии на отношение терапевта к пациенту. Принципиально важным параметром в терапии является терапевтический климат. Если терапевт сможет в своих взаимоотношениях с клиентом обеспечить три условия, причем чтобы клиент воспринимал их как таковые, тогда терапевтическое изменение произойдет обязательно. Эти условия: конгруэнтность, или искренность, безусловная позитивная оценка терапевтом подопечного, и эмпатическое понимание.

 

Обобщение.

Тревога проистекает из расхождения  Я-концепции с субъективным опытом. Также  можно выделить больший источник тревоги в расхождении между Я-концепцией и Я-должным. Для разрешения этой проблемы первостепенное значение имеет климат созданный в процессе терапии, климат основанный на искренности, безусловной позитивной оценке и эмпатическом понимании терапевтом подопечного. В таких условиях подопечный будет способен самостоятельно справляться с тревогой выявив проблему и разрешив ее.

 

 

 

3) Когнитивная теория личности. Джордж А. Келли.

Структура.

В теории Келли ключевое структурное  понятие, описывающее человека как ученого, - это понятие конструкта. Конструкт – это способ конструирования, или интерпретации, мира.  Это понятие, которое использует индивид, чтобы разнести события по категориям и наметить курс поведения. Конструирование двух элементов как похожих формирует полюс сходства конструкта; их противопоставление третьему элементу формирует контрастный полюс конструкта. Например, наблюдая, как два человека помогают кому-то, а третий бьет кого-то, можно прийти к конструкту «добрый – жестокий», при этом добрый образует полюс сходства, а жестокий – полюс контраста. Конструкт не представляет собой континиуум из множества точек между полюсами сходства и контраста. Оттенки в конструировании событий создаются через использование других конструктов – таких, как конструкты качества и количества.

Примером того как конструкт  влияет на жизнь индивида может быть мнение: «Разве в любых отношениях нет проигравшего и победителя?»  этот человек очевидно, не подозревал, что связка «победитель-проигравший» это всего лишь возможный, но не необходимый конструкт. Другой человек, возможно, использовал бы конструкт «склонный – не склонный к компромиссам» или «отзывчивый – не отзывчивый». Столь различные конструкты могут приводить к весьма различным паттернам взаимоотношений. У многих супружеских пар возникают проблемы, потому что они интерпретируют свои отношения скорее в терминах власти и испытаний воли, а не в терминах помощи и сочувствия. Таким образом, кажущиеся абстрактными конструкты, оказывается, очень влияют на базовые аспекты нашей повседневной жизни.

 

Процесс.

Для теории личных конструктов  термин «мотивация» является избыточным. Этот термин подразумевает, что человек  – существо инертное и, чтобы начать действовать, он нуждается в подталкивании. Но если мы с самого начала предположим, что человек активен по своей природе, то дискуссия о том, что приводит инертный организм в действие, отомрет сама по себе.

Тогда каким образом  человек выбирает направление активности? Позиция Келли достаточно просто изложена в его фундаментальном постулате: человеческая деятельность психологически направляется ожиданиями событий. Из этого постулата следует, что мы стремимся к предвидению, мы предвосхищаем и достигаем будущего через окно настоящего.

Переживая события, индивид  наблюдает сходство и отличие, тем самым формируя конструкты. На основе этих конструктов индивиды, подобно настоящим ученым, предвосхищают будущее. Но что же отвечает за направление поведения? И снова, подобно ученым, люди выбирают курс поведения, который, как они полагают, создает наилучшие возможности для предвидения будущих событий. Ученые пытаются разработать более верные теории, которые ведут к эффективному прогнозированию событий, а обычные индивиды стараются улучшить системы конструктов. Таким образом, по Келии, человек выбирает ту альтернативу, которая обещает в будущем наибольшее развитие системы конструктов.

Итак, по существу, индивид  делает прогноз и идет на изменения  в своей системе конструктов, с тем чтобы эти изменения  привели к более точному прогнозу. Заметьте, что индивид не стремится к подкреплению или к избеганию боли. Вместо этого он стремится к подтверждению и расширению своей системы конструктов. Если человек ожидает чего-то неприятного и это событие реально происходит, он испытывает чувство подтверждения ожиданий, несмотря на то что это было негативное, неприятное событие. Болезненные события могут даже предпочитаться нейтральным или приятным событиям, если они подкрепляют систему прогнозирования.

Тревога, страх и угроза.

Тревога – это эмоция, выражающая чувство надвигающейся опасности или нависшей угрозы. Согласно теории личных конструктов Келли, тревога переживается, когда человек узнает, что его система конструктов не приложима к воспринимаемым событиям. Люди защищаются от тревоги разными способами. Сталкиваясь с событиями, которые они не могут интерпретировать, т.е. с теми событиями, которые лежат за пределами зоны применимости их конструктов, индивиды могут расширить конструкт и позволить себе применять его к большему разнообразию событий или они могут сузить свои конструкты и сфокусироваться на мелких деталях. Например, предположим, что индивид, у которого был конструкт «заботливый человек – эгоистичный человек» и который считал себя заботливым, вдруг обнаруживает, что сам поступает эгоистично. Как ему интерпретировать себя и события? Он может расширить конструкт «заботливый человек», чтобы включить в него свое эгоистичное поведение, или ограничит содержание конструкта «заботливый человек» заботой об узком круге наиболее важных для него людей, а не о людях вообще.

В отличие от тревоги страх переживается, когда появляется новый конструкт, претендующий на то, чтобы вторгнуться  в уже существующую систему конструктов. Еще более значимым является переживание  угрозы. Угроза определяется как осознание неотвратимо надвигающегося глобального изменения в центральной структуре конструктов. Человек чувствует угрозу, когда вот-вот должно произойти серьезное потрясение в его системе конструктов. Смерть переживается как угроза, если кажется близкой и если она означает радикальные изменения в центральных конструктах. Смерть не несет в себе угрозы, когда не кажется близкой или не интерпретируется как событие, фундаментальное для смысла человеческой жизни.  

 

Психопатология и изменения.

Согласно Келли – психопатология – это неупорядоченная реакция человека в ответ на тревогу. Только плохой ученый сохраняет свою теорию незыблемой и делает один и тот же прогноз, несмотря на повторяющиеся ошибки. Аналогичным образом патологическое поведение означает стремление сохранить содержание и структуру системы конструктов, несмотря на повторяющуюся ошибочность или недостоверность прогнозов. В основании этой ригидной привязанности к системе конструктов лежат тревога, страх и угроза. Келли заявлял, что можно интерпретировать человеческое поведение как поведение, направленное на уход от тревоги. Психологические расстройства – это нарушения, включающие тревогу и безуспешные усилия вернуть себе утраченное чувство, что ты способен предвосхищать события.

Психотерапия – это процесс реконструирования, т.е. перестройки системы конструктов. Это означает, что некоторые конструкты надо убрать, а некоторые новые – добавить. Каковы бы ни были особенности этого процесса, психотерапия – это психологическая перестройка жизни.

Информация о работе Проблема тревоги