- Бихевиорное9 вмешательство. Несколько лет тому назад эту терапию представляли как лечебное направление, особенно эффективное в лечении больных с тревожными и фобическими расстройствами. Основываясь на предположении, что тревога возникает в результате обучения, душепопечители пытались обучать людей применять в ситуациях, порождающих тревогу, методы расслабления. К примеру, одних подопечных учили добиваться мышечного расслабления, а потом постепенно боролись со стимулами, вызывающими тревогу. Других подопечных обучали релаксации, а затем предлагали вообразить действие стимулов, порождающих тревогу. После этого душе попечители обучали их эффективным способам преодоления стресса до тех пор, пока стимулы, порождающие тревогу, не переставали вызывать страх. Подобного рода методики до сих пор находят широкое применение, поскольку являются достаточно эффективными. По всей видимости, они наиболее эффективны в тех ситуациях, когда тревога производится известными, конкретными стимулами или ситуацией. В ситуации с фобией больные боятся не совладать с собой, и эти методики дают им орудие борьбы со страхом.
- Вмешательство внешней среды. Порой самым лучшим и прямым путем преодоления тревоги является перемена образа жизни, отношений, места жительства или профессии. Рассмотрим пример с преступником, который боится наказания. Его тревога исчезнет после того, как он станет законопослушным гражданином. Нужно выяснить, нет ли других, пусть менее очевидных действий, которые может предпринять подопечный, чтобы сменить обстановку и преодолеть стимулы или ситуации, порождающие тревогу. Если есть, то мудрый душепопечитель должен не только поддерживать, но и направлять подопечного в его решении произвести необходимые перемены.
6. Стимулировать. Цель душепопечения состоит
не просто в устранении тревоги. Прежде всего необходимо
помочь подопечным обнаружить источники
их повышенной тревожности. Затем они
должны научиться преодолевать тревогу.
Помогите подопечным понять, что лучше
постараться преодолеть тревогу (каким
бы рискованным мероприятием это ни представлялось
поначалу), чем существовать в состоянии
эмоциональной напряженности (пусть и
привычного, однако болезненного состояния). Стимулируйте подопечных
осознать дурные предчувствия, однако
не только осознать, но и составить план,
который поможет (если им действительно
этого хочется) справиться со стимулами
и ситуациями, которые порождают тревогу.
Перед началом активной фазы лечения проверьте,
не нуждаются ли ваши подопечные в формировании
определенных навыков, или, может быть,
им нужно дать некоторые сведения. Не подходите
к решению этого вопроса слишком рационально.
Такое отношение не поможет людям составить
реальный план для преодоления стресса
и, тем более, приступить к его исполнению,
совершая конкретные действия по преодолению
стимулов и ситуаций, порождающих тревогу.
Настанет такое время, когда вам, возможно,
понадобится сказать подопечным, что подлинное
мужество состоит в желании двигаться
вперед, несмотря на страхи и тревоги.
- Поддержать. Как упоминалось выше, душепопечитель, эмоционально напряженный и нетерпеливый, вряд ли может оказать помощь подопечным с симптомами тревоги. Он должен быть спокойным, отзывчивым и терпеливо сносить темп позитивных перемен, даже если временами этот темп не удовлетворяет его. Иногда подопечным кажется, что у них не осталось сил на какие-то действия, направленные против источника беспокойства. Именно в такое время душепопечитель должен подставить плечо, подать руку помощи, выказать христианскую любовь и понимание.
- Воодушевить на христианский ответ. Библия дает необыкновенно конкретные и четкие указания по преодолению тревоги. Она советует нам не заботиться ни о чем (Флп. 4:6). Однако, как мы видели выше, перестать тревожиться по своему желанию практически невозможно. Подобные произвольные попытки сосредоточивают наше внимание на актуальной проблеме и не могут снять проявлений тревоги, а вот обострить их, напротив, могут. Здесь лучше всего сосредоточиться на действиях и мыслях, которые способны косвенно снижать интенсивность тревоги. Библия указывает, каким образом это можно сделать, и тем самым определяет тактику душепопечения, которую можно обсудить с подопечными;
- Радуйтесь. Эта заповедь повторяется в Флп. 4:4 дважды. Когда этот мир представляется темным и безрадостным, христианин может «радоваться о Господе». И все потому, что Иисус не покинет нас, ибо, как и обещал, Он оставил нам мир Свой, послав Духа истины (Иисус назвал Его Утешителем), чтобы Дух пребывал с нами и напоминал обо всем, что Иисус говорил, и о Его будущем приходе, чтобы взять нас в место, приготовленное для нас на небе. Зная об этом, мы можем доверять Богу и не допускать в наши сердца тревогу или страх.
- Будьте кроткими. Греческое слово, переведенное как «кротость» в Флп. 4:5 русской синодальной Библии, в английском языке исконного смыслового эквивалента не имеет. Смысл же его таков: пусть все видят ваше доброе, ласковое, спокойное, заботливое, снисходительное отношение43. Эти качества не возникают сами по себе, не даются от рождения. Они формируются с Божьей помощью, когда мы наблюдаем за собой, стремясь не осуждать ближних и не настаивать на своих правах. Негативное, осуждающее отношение к жизни порождает тревогу; а снисходительное, терпеливое — ослабляет ее.
- Молитесь. Если тревога наводняет наши сердца, Господь велит молиться (Флп. 4:6). Молиться во время тревоги следует обо всем (вдаваясь в мельчайшие подробности); обращаться к Богу надлежит с определенными и недвусмысленно изложенными прошениями, и при этом благодарить Его за благость. «Поступая так, — обещает Библия, — обретете мир Божий, который превыше всякого человеческого понимания». Совершенно очевидно, что молитва — это великое лекарство от тревоги.
- Думайте. Тревога возникает часто и в разных ситуациях — когда мы думаем о человеческой немощи, о дурном влиянии мира и о своих прегрешениях. Флп. 4:8 учит размышлять о положительном, в том числе о том, «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала». Здесь не говорится, что
мы должны уходить от решения текущих проблем и пренебрегать опасностями. Напротив, Священное Писание свидетельствует о силе позитивного мышления, основанного на Библии.
- Действуйте. Апостол Павел советует, чтобы ему подражали в исполнении. «Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами». Здесь христианам преподается урок — быть исполнителями библейского учения, а не только слышателями. Чтобы унять тревогу, надо быть послушными Богу со всякой честностью, даже когда тревога захлестывает нас.
Библиография.
Гринберг, Д.С. – Управление стрессом.
– 495 с. – СПб., 2002
Коллинз Гарри. Пособие по христианскому
душепопечению.
Крабб, Лари. Надежда страждущим.
Мак-Артур, Д. Введение в Библейское
консультирование. – 442 с – СПб.,
2007
Мей, Ролло. Проблема тревоги. – 431 с. –
М., 2001.
Первин, Лоуренс А. и Джон, Оливер
П. Психология личности: теория и исследования.
– 606 с. – М., 2001
Тейлор, Ч.У. Опытный пастор.
Уайт Е. «Вы примете силу».
письмо – «Скоро грядет великий
ужас».
Уайт Е. «Вы примете силу». письмо
– «Доверяя его обетованию».
Уайт Е. Наглядные уроки Христа, с. 146, 147
Уайт Е. Путь ко Христу, с. 100
Уайт Е. Свидетельства для Церкви
Т.2. свидетельство для церкви №17
1
Мей, Ролло. Проблема тревоги. – 431 с. –
М., 2001. стр. 223
2
Первин, Лоуренс А. и Джон, Оливер П. Психология
личности: теория и исследования. – 606
с. – М., 2001
3
Коллинз Гарри. Пособие по христианскому
душепопечению.
4
Уайт Е. «Вы примете силу». письмо –
«Скоро грядет великий ужас».
5
Уайт Е. «Вы примете силу». письмо – «Доверяя
его обетованию».
6
Уайт Е. Наглядные уроки
Христа, с. 146, 147
7
Уайт Е. Путь ко Христу, с. 100
8
Уайт Е. Свидетельства для Церкви Т.2. свидетельство
для церкви №17
9
Бихевиоризм — одно из направлений в психологии
XX в. (главным образом американской), считающее
предметом психологии не сознание, а поведение,
которое понимается как совокупность
физиологических реакций на внешние стимулы.