Проблема тревоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Тревога, стресс, страх, фобии, эмоциональная напряженность — в узко специальном смысле все эти слова имеют различное значение, хотя часто употребляются как взаимозаменяемые, чтобы описать одну из наиболее рас¬пространенных проблем этого столетия. Состояние тревоги называют «од¬ной из основных характерных черт нашего времени», основой всех невро¬зов и «наиболее распространенным психологическим феноменом нашего времени». Этот феномен известен издавна, ибо он — ровесник человечества, а сложности и темп современной жизни сигнализируют нам о его наличии и, по всей видимости, умножают его эффекты.

Вложенные файлы: 1 файл

тревога 1.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Условия, благоприятствующие изменению

Согласно теории Келли, формированию новых конструктов благоприятствуют три условия. Первое и, возможно, самое важное условие заключается в том, что должна быть создана атмосфера экспериментирования. Вооружая клиента инструментами для экспериментирования и побуждая его выдвигать гипотезы, создавая свободную атмосферу, терапевт помогает клиенту развиваться как ученому.

Второе ключевое условие изменения  – это обеспечение новыми элементами. Благоприятные условия требуют новых элементов действительности, относительно не связанных старыми конструктами.

Наряду с этим терапевты обеспечивают и третье условие изменения: они  создают возможность проверки конструктов, предоставляя необходимую для этого информацию. Задача терапевта – поделиться с клиентом своим личным восприятием и своей реакцией на клиента, благодаря чему клиент может проверить свои собственные гипотезы.

Существует также специфическая  техника терапии – терапия фиксированных ролей. Клиенту предлагают набросок новой личности и просят вести себя в течении двух недель в образе новой личности, отрабатывая вместе с клиентом возможные реакции этой новой личности. Это делается для того чтобы клиент мог исследовать, как действует новая система конструктов. Это способствует масштабному реконструированию личности.

 

Обобщение.

Тревога – это эмоция, выражающая чувство надвигающейся опасности  или нависшей угрозы. Согласно теории личных конструктов Келли, тревога  переживается, когда человек узнает, что его система конструктов  не приложима к воспринимаемым событиям. Эта тревога зачастую приводит к психопатологии. Чтобы справиться с болезнью и преодолеть тревогу, нужно реконструировать конструкты таким образом, чтобы в них могла вписаться воспринимаемая действительность, без ущерба целостности структуры самих конструктов.

 

 

Часть 3. Духовное применение.

Библия и  проблема тревожности

Понятие «тревожность» можно увязать  с библейским понятием «забота», обозначающим, во-первых, обычное состояние озабоченности и, во-вторых, состояние раздражения и тревоги.

Тревога в форме реалистичной заботы, вызванная внешними и внутренними причинами, Библией не осуждается. Павел писал, что его не заботят (то есть, не беспокоят, не тревожат) холод, голод и другие опасные ситуации, но указывал, что озабочен (то есть обеспокоен) благополучием церквей. Состояние длительного беспокойства, сопровождаемое глубокой сосредоточенностью мыслей и чувств на интересах ближних, всякий день направляло действия апостола и побуждало «искренно заботиться» (испытывать глубокое беспокойство и заинтересованность) о других, например о Тимофее3.

Тревога как состояние  раздражения и озабоченности, быть может, характеризовала умственное состояние псалмопевца, записавшего такие слова: «При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою». Иисус в Нагорной проповеди учит нас не заботиться (не беспокоиться) ни о завтрашнем дне, ни о насущных потребностях, таких, как пища и одежда. У нас есть Отец небесный, говорит Иисус, Который восполнит наши нужды. В новозаветных посланиях Петр и Павел вторят словам Иисуса. «Не заботьтесь ни о чем», — написано в Послании к Филиппинцам. Вместо этого христианам предлагается всегда в молитве и прошении с благодарением открывать свои желания перед Богом в надежде обрести «мир Божий, который превыше всякого ума». Мы можем все заботы наши возложить на Господа, ибо Он печется о нас".

Состояние постоянного раздражения, тревожные мысли в трудно объяснимых или объективно тревожащих ситуациях появляются, когда мы отворачиваемся от Бога, берем на себя бремя жизни и хотим решать свои проблемы сами, по крайней мере в наших отношениях и действиях. Мы не ищем Царства Божьего и правды Его, то есть не признаем суверенности и всевластия Бога, так что многие из нас — душепопечители и подопечные в равной мере — впадают в греховную самоуверенность и начинают заниматься собственными переживаниями.

По Библии, нет ничего дурного  в том, чтобы честно пытаться справляться с реальными проблемами жизни. Пренебрегать опасностями глупо и ошибочно. Однако ошибочно и вредно позволять парализовать себя чрезмерной озабоченностью. Свои насущные заботы, беспокойство, огорчения мы должны приносить в молитве Богу, Который может избавить нас от парализующих страхов и тревог, предоставив тем самым возможность заниматься удовлетворением своих реальных потребностей и потребностей наших ближних.

Всем известно, как нелегко выполнить  совет: «Удаляй печаль от сердца твоего»  или «Не заботьтесь ни о чем». Людям трудно «возложить на Господа заботы» свои, трудно поверить, что Бог удовлетворит их потребности, трудно рассчитывать на Его помощь и знать, что в трудной ситуации им следует брать на себя определенную ответственность, поступая в зависимости от обстоятельств. Беспокойные, мнительные люди часто раздражаются, проявляют нетерпение; им необходима реальная помощь в решении их проблем в пределах безупречных, намеченных Богом сроков.

Христианский душепопечитель может  быть примером человека спокойного, доверяющего Богу и потому не терпящего нужды ни в чем. Душепопечитель способен также помочь своим подопечным постичь обетования Божьи, познать Его силу и Его влияние на нашу повседневную жизнь и действовать соответствующим образом по мере необходимости. Кроме того, многим подопечным полезно осознать причины и последствия их личностной тревожности.

В прощальном обращении к народу Израиля Моисей указал на тревогу  как на результат неподчинения Богу: «Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души. Жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей».

Но, исходя из этого, нельзя делать вывод, что тревога всегда свидетельствует о непослушании или безверии и что верующие менее склонны к возникновению тревоги, чем неверующие. Происхождение тревоги слишком сложно, чтобы его можно было объяснить с помощью такого упрощенного подхода. И все же, если вам нужно понять, почему люди так по-разному переживают тревогу и по-разному справляются с ней, постарайтесь узнать об их отношении к Богу и Его мирозданию.

 

Она советует нам не заботиться ни о  чем (Флп. 4:6).

 

 

Елена Уайт и  проблема тревожности.

В начале скажем, что Елена Уайт в некоторых своих письмах  подразумевает пот тревогой положительный  импульс, который должен подтолкнуть  человека ко спасению. Когда она пишет о «тревоге за погибающие души» которая стимулирует верующих к более активной миссионерской деятельности. «Христос отдал Себя за грешников. Какая тревога о спасении душ должна наполнять нас, когда мы видим людей, погибающих во грехе! Эти души были куплены ценой, несоизмеримой ни с чем. Их ценность измеряется смертью Сына Божьего на Голгофском кресте»4

В негативной коннотации тревога связана  с недоверием Богу, неверием в Его  всесильность, и в Его любовь к  человеку. Такие идеи можно найти в следующих высказываниях: «В своей немощи вы не должны терзаться беспокойством, ибо тревога указывает на сомнение и недоверие. Просто верьте, что Христос может всегда спасать всех, приходящих через Него к Богу, зная, что Он всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас»5. «Страх перед внешними обстоятельствами и жалобы на трудности, тревога ввиду приближающихся бед говорят о том, что ваша вера ослабла, пошатнулась»6.

Для того чтобы справиться с этой проблемой Елена Уайт использует в первую очередь идею о Божественном внимание к каждому человеку, о ценности каждого человека в глазах Божьих: «Никакое несчастье, которое может постигнуть малейшего из Его детей, никакая тревога, беспокоящая душу, любая радость, каждая искренняя молитва - ничто не ускользает от взора нашего Небесного Отца, Который с участием откликается на все»7. Уайт предостерегает христиан от участия в рискованных авантюрах, так как это подвергает их сильным искушениям, сомнениям и тревоге.

Интереснейший совет дает Елена  Уайт одной сестре во втором томе «Свидетельств для Церкви»: «Бог желает, чтобы ты внимательно исследовала каждое свое помышление и намерение сердечное. Обращайся справедливо сама с собой… Тебя гложет внутренняя тревога, и она не пройдет до тех пор, пока твои мысли не изменятся, пока ты не прекратишь жить пустыми мечтами и строить воздушные замки и пока не начнешь выполнять обязанности сегодняшнего дня»8. Таким образом вырисовывается путь решения проблемы тревоги. Для того чтобы выявить причины тревоги человеку следует внимательно исследовать свои мысли и намерения, здраво взглянуть на самого себя. И далее человек должен отвлечься от будущих, еще несуществующих проблем, которые порождают тревогу, и начать тщательно выполнять «обязанности сегодняшнего дня».

 

Часть 4. Душепопечение при тревожности

Заниматься  душепопечением озабоченных, беспокоящихся  людей трудно, во-первых, потому, что бывает не легко осознавать причины тревожности у подопечных и помогать им разрешать проблемы, которые порождают эту тревожность, и, во-вторых, потому, что их тревожность может передаваться как психологическая зараза. Озабоченные люди часто своей тревогой заражают ближних, в том числе и душепопечителей, которые пытаются им помогать. Следовательно, перед тем как приступить к душепопечению лиц с выраженной тревожностью, душепопечителю вначале надлежит разобраться в своих собственных чувствах.

1. Осознать  собственную тревожность. Если душепопечитель в присутствии встревоженного подопечного испытывает тревогу, то ему необходимо задать себе следующие вопросы: что в данной ситуации вызывает у меня тревогу? Тревожит ли моего подопечного то же самое, что и меня? О чем говорит моя тревога — обо мне самом или о моем подопечном? Разобравшись в происхождении собственной тревоги, порой можно понять и тревогу подопечного. Кроме того, эти вопросы позволяют душе попечителю отделить свою тревогу от тревоги подопечного.

2. Снять эмоциональную напряженность. Душепопечение, вероятно, будет неэффективным, если подопечный эмоционально напряжен так, что не может сосредоточиться. Чтобы справиться с подобной эмоциональной напряженностью, подопечный должен увидеть, что вы — спокойный, заботливый, оптимистически настроенный человек. Дайте понять подопечному, что ему следует найти удобную позу в кресле и, сделав несколько глубоких вдохов, расслабить мышцы. Иногда можно предложить ему напрячь определенные мышечные группы, например, в области предплечья и плеча, а затем расслабить их как можно больше. Некоторые подопечные добиваются большей степени расслабления, когда, закрыв глаза, представляют себя на пляже или в других приятных для них местах34. Постарайтесь исключить или ослабить действие отвлекающих факторов, таких, как шум или громкая энергичная музыка.

Все это, естественно, не удаляет причин тревоги; однако, помогая подопечным владеть собой и вести себя более непринужденно, вы отвлекаете их от проявлений тревоги. В дальнейшем подопечные лучше фокусируют внимание на источниках тревоги.

  1. Проявить любовь. Любовь называют величайшей целебной силой, и более всего эта истина применима в ситуации ослабления страха и тревоги. Библия утверждает, что «совершенная любовь изгоняет страх». «У страха есть один великий враг — любовь», — пишет один известный душепопечитель, «Таким образом, избавиться от страха можно с помощью любви... Любовь — это самоотдача; страх — это самозащита. Любовь побуждает идти навстречу ближним; страх заставляет избегать их... Чем больше страха, тем меньше любви; чем больше любви, тем меньше страха». Душепопечитель может помочь изгнать страх и тревогу, проявляя любовь вместе с терпением и пониманием. Внимание подопечных можно обратить на любовь и помощь, источником которых выступает Христос. Люди, зараженные тревогой, могут утешиться, если смогут с любовью протянуть руку помощи ближним.
  2. Выявить причины. Тревога и страх — это чувства, творцом которых является Бог. Они предупреждают об опасности или о внутреннем конфликте и редко исчезают сами собой в ответ на утешения душепопечителя или выражение христианской любви. Чуткий помощник на самом деле не говорит своему подопечному слов наподобие «Взбодрись!» или «Не надо тревожиться!» Благие намерения по большей части не приносят никакой помощи, однако наивен и простодушен христианин, называющий тревогу грехом, от которого легко избавиться по своей воле. Вместо этого опытный душепопечитель старается помочь подопечному справиться с трудной задачей — 
    вскрыть источник тревоги. Это можно сделать, используя следующее:

1) Прямое наблюдение. Приглядитесь, не обнаруживает ли  ваш подопечный на сеансах душепопечения повышенную тревожность (неусидчивость, вздохи, потливость), когда речь заходит о тех или иных конкретных обстоятельствах? Что это за обстоятельства?

  1. Переформулирование. Может ли подопечный назвать обстоятельства, которые порождали или порождают тревогу? Полезно спросить, когда его тревога бывает максимальной; когда тревога полностью оставляет его; когда в последний раз он испытал настоящий приступ тревоги; какие события происходили тогда в его жизни. Ни в коем случае нельзя пренебрегать взглядом самого подопечного на происхождение его тревоги.
  2. Предположение. Как душепопечитель, вы должны помнить о причинах тревоги, которые были изложены нами выше. Спросите себя, нельзя ли объяснить происхождение тревоги у вашего подопечного какой-то из вышеозначенных причин. Поднимите ряд проблем и проследите, не появятся ли у вашего подопечного признаки тревоги в ответ на ваши вопросы. Затем обсудите с ним свои догадки.

При этом помните, что подопечный ожидает от вас  терпеливого отношения и понимания. По самой своей сути тревога в разных ситуациях часто возникает в ответ на смутные и трудно определяемые угрозы. Возгласами наподобие «Перестаньте сейчас же! Хватит плакать! Не стоит расстраиваться!» или «Ну, расскажите-ка, что это у вас там стряслось» мы только усугубляем тревогу своих подопечных, загоняем их в еще большее замешательство и теряем их. Напомним еще раз о необходимости христианской любви, терпения и понимания.

5. Вмешаться. Тревога у каждого человека проявляется по-своему; у всех может быть свой, уникальный синдром, свое неповторимое стечение симптомов — вот почему необходимы разные подходы в лечении. Тот, кто страшится публичных выступлений, отличается от того, кто страшится высоты, или от того, кто страдает неожиданными приступами панического страха, на первый взгляд совершенно бессмысленного.

И все же, несмотря на подобные отличия» Дейвид Шихан, ученый, исследующий тревогу, предлагает следующий метод лечения, который подходит всем:

1) Биологическое вмешательство. Как мы видели выше, тревога порой возникает на той или иной соматической почве, в связи с чем требуется медицинское вмешательство. Часто в разных ситуациях врач работает в сотрудничестве с душепопечителем из числа немедиков.

Подразумевает ли подобное сотрудничество назначение транквилизаторов? Некоторые психиатры и другие врачи, не долго думая, назначают лекарства, которые в том или ином конкретном случае показаны не всегда; некоторые пасторы и другие христианские душепопечители, тоже не размышляя , осуждают употребление таких медикаментов, между тем как лекарства, успокоив подопечного, могли бы облегчить процесс душепопечения. Сотрудничайте с теми врачами, которые проявляют сугубую осторожность в отношении транквилизаторов, однако назначают и проверяют употребление этих лекарственных препаратов по показаниям при наличии острой тревоги. Некоторым подопечным может понадобиться помощь в преодолении сопротивления или предубеждение против употребления медикаментов.

Информация о работе Проблема тревоги