Проблемы детского возраста с трех до шести лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по общей психологии22222.docx

— 69.65 Кб (Скачать файл)

Воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребенок  не в силах справится или справляется  с трудом, также отмечается как  одна из причин возникновения тревожности.

К. Хорни отмечает, что возникновение и закрепление тревоги связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер[13].

Причиной развития тревожности  может стать смена социальных отношений, часто представляющая для  ребенка значительные трудности. По мнению Л.М. Костиной, при посещении ребенком детских учреждений тревожность провоцируется особенностями взаимодействия воспитателя с ребенком при превалировании авторитарного стиля общения и непоследовательности предъявляемых требований и оценок. Непоследовательность воспитателя вызывает тревожность ребенка тем, что не дает ему возможность прогнозировать собственное поведение.

Нарушение социального статуса  ребенка также может рассматриваться  в ряду причин, вызывающих тревожность. А.М. Прихожан, подчеркивая ярко выраженную возрастную специфику тревожности, уточняет, что для каждого возрастного периода существует определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти возрастные пики тревожности являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей. Чем больше подвержен ребенок тревоге, тем сильнее он будет зависеть от эмоционального состояния окружающих его лиц.

Большое значение в развитии тревожности  имеет адекватность развития личности ребенка. По результатам отечественных  исследований тревожные дети нередко  характеризуются низкой самооценкой  и завышенным уровнем притязаний[7].

Итак, причины детской тревожности  могут иметь как генетические факторы развития, так и социальные (семья и общество).

 

 

Депрессивное настроение

 

К настоящему времени доказано, что  депрессивное настроение может возникать  в любом возрастном периоде детства, начиная с младенчества. Депрессия  – аффективное состояние, характеризующееся  отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных  представлений и общей пассивностью представлений. Человек в состоянии депрессии испытывает прежде всего тяжелые мучительные эмоции и переживания – подавленность, тоску, отчаяние и др. Мотивы, волевая активность и самооценка снижены.

По мнению Иовчука Н.М., депрессии у детей дошкольного возраста распознаются с большим трудом из-за обилия соматических расстройств, недовольно-ворчливого настроения, повышенной чувствительности, поведенческих расстройств[13].

В дошкольном возрасте депрессия характеризуется  признаками страха, моторными расстройствами, блеклостью инициативы, тенденцией к  изоляции, приступами немотивированного  плача, агрессивностью, а также усилением  типичных для данного возраста страхов (темноты, одиночества, боли, животных и пр.) и появлением повышенной тревожности. Нередко, помимо тоски, тревоги, страха и скуки, на первый план выступает  дисфорический фон настроения, при котором преобладает раздражительность с гневливостью, злобностью и агрессией.

Таким образом, характерными особенностями  депрессивного состояния у детей  дошкольного возраста являются превалирование тревожности и страхов, а также  тоскливого настроения и беспричинного плача[3].

Сегодня, в рамках психологической  науки, депрессивное состояние ребенка  дошкольного возраста выделяют как  отдельную психологическую проблему эмоционально-личностной сферы. Депрессивным состоянием ребенка называют патологическое снижение настроения и падение активности. Склонность к возникновению депрессии определяется как депрессивная тенденция.

 

Патологические привычки

 

Наиболее распространенными патологическими  привычками у детей дошкольного  возраста являются такие привычки, как сосание предметов, сосание  пальца, грызение ногтей, онанизм. Реже у дошкольников встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация). В основе патологических привычек лежит фиксация тех или иных действий. Для того чтобы помочь детям избавиться от патологических привычек, родителям и педагогам необходимо, прежде всего, понимать природу этих привычек.

Известно, что патологические привычки уменьшают отрицательные эмоциональные  переживания у ребенка (неудовлетворенность, противоречивые чувства к близким  ребенку людям) и способствуют снятию эмоционального напряжения. Фиксации патологических привычек помогает и  чувство удовольствия, которое испытывает ребенок и повышенное внимание окружающих взрослых к этим действиям ребенка.

Необходимо помнить, что при  подавлении патологических привычек у  ребенка усиливается чувство  внутреннего напряжения. Более того, подавив одну привычку у ребенка  дошкольного возраста, мы тут же получаем взамен другую. Особая трудность  заключается в том, что в большинстве  случаев у дошкольников отсутствует  стремление к преодолению патологических привычек, более того, часто отмечается активное сопротивление попыткам взрослых устранить привычные и приятные для ребенка действия (понимание  патологических привычек как отрицательных  появляется у ребенка лишь к концу  дошкольного возраста). Наряду с  общими чертами патологические привычные действия имеют присущие каждому из них особенности, а значит, и способы преодоления[12].

 

Сосание пальца

 

Важно знать, что иногда такие методы, как намазывание горчицей например, помогают отучить ребенка от сосания пальца. И эти случаи дают родителям возможность думать, что они проблему решили. Однако напомним, что особенность психики ребенка дошкольного возраста в том, что он легко находит замену одной привычки на другую. Если ребенок сосет палец, бесполезно пытаться запретить ему это делать, необходимо понять, почему он это делает. Сосание пальца успокаивает и умиротворяет ребенка, как и сосание груди, сосание соски. Сосание - это удовольствие раннего детства, удовлетворяющее основную потребность ребенка в пище. Поэтому сосание для ребенка - это вернейший способ успокоиться, когда он беспокоится или не может уснуть. Сосание пальца может выступать как средство компенсации неудовлетворенного инстинкта сосания вследствие затрудненности грудного вскармливания. Сосание пальца уменьшает чувство беспокойства, успокаивает и заставляет на время забыть физическую и душевную боль. В случае употребления матерью во время беременности алкоголя, наркотиков и курении предпосылка к сосанию пальца закладывается еще до рождения ребенка. Во всех случаях сосание пальца создает ребенку иллюзию удовлетворения и успокоения[10].

Что нужно делать?

1. Необходимо понять, почему ребенок сосет палец (компенсирует недостающее внимание к себе, стабилизирует свое эмоциональное состояние и др.). Прежде чем пробовать отучить ребенка от сосания пальца, необходимо подумать, что можно предложить ребенку взамен этой привычки, доставляющей удовольствие.

2. Установить доверительный контакт с ребенком, позаботиться о своевременном успокоении ребенка и снятии беспокойства, разумном пользовании соской в раннем возрасте.

3. Создать условия для разнообразия  впечатлений ребенка и использования  при взаимодействии с ребенком  подвижных, эмоционально насыщенных  игр.

Чего делать нельзя?

1. Всячески пытаться запретить  ребенку сосать палец, тем самым  привлекая к этой патологической  привычке негативное внимание  малыша.

2. Излишне ограничивать действия и проявления ребенка, способствуя усилению его напряжения и беспокойства.

 

Кусание или грызение ногтей

 

Обкусываться могут не только выступающие  части ногтей, но и частично прилегающие  участки кожи, что часто приводит к воспалительным явлениям. Грызение ногтей, как и сосание пальца, возвращает ребенка в период младенчества, Во время грызения ногтей ребенок дает выход своей агрессии, напряженности, психологического дискомфорта, раздражения и получает удовольствие. Если ребенок не выражает свои отрицательные чувства, они копятся, и, не находя выхода, переполняют его. В этом случае грызение ногтей воспринимается как спасение. Грызение ногтей – легко возникающая привычка, носит непроизвольный, автоматизированный характер, избавиться от нее чрезвычайно трудно.

Что нужно делать?

* Необходимо научить ребенка адекватным способам выражения агрессии, позволять ему свободно выражать свою агрессию, гнев. Для этого необходимо иметь дома, например, специальную подушку, на которую ребенок может при необходимости выражать свои негативные чувства[4].

* Не просто отказ от упреков, угроз и наказания, а понимание того, что происходит с ребенком, и переключение, отвлечение ребенка в момент грызения ногтей. Уменьшить чрезмерное требование к ребенку со стороны воспитывающих взрослых. Переключать пальцы малыша на более интересное и не менее приятное занятие всякий раз, как только вы замечаете у своего ребенка эту привычку.

*Необходимо настроиться на длительный  период затухания этой привычки, который обычно примерно равен  периоду ее протекания[12].

Детский онанизм: норма или патология?

 

О вреде детского онанизма (мастурбации) ходит много слухов, большей частью необоснованных. Ещё до года малыш начинает изучать все части своего тела. Он не понимает, что на теле есть «запретные» места. Если же мы напоминаем ему об этом, то его любопытство усиливается, и может превратиться в патологическую привычку. Чаще всего онанизм свойственен активным детям, «копуши» просто сосут палец или край одеяла. Обычно родители стесняются обращаться за советом к специалистам. В то время как Ваша неправильная реакция может принести вред, искалечить ребенку жизнь.

Как реагировать на детский онанизм?

Прежде всего, если Вы вдруг застали  своего ребенка за занятием онанизмом, не надо падать в обморок или кричать, топать ногами. Необходима выдержка и  тактичность. Если это маленький  ребенок, то постарайтесь спокойно, без  эмоций переключить его внимание на что-то другое. С ребенком школьного  возраста также необходимо вести  себя спокойно, поговорить об этом, когда  он будет в состоянии Вас слушать. Но ни в коем случае не ругайте ребенка  и не запугивайте! Успокойте его, внушите, что Вы хотите ему помочь, что не осуждаете его, что это  не повлияет на Вашу любовь к нему. После  того, как первый шок прошел, доверительные  отношения с ребенком налажены, попытайтесь  понять, почему ребенок занимается онанизмом? Почему дети занимаются онанизмом? Очень часто сами родители, точнее их поведение порождает появление онанизма у детей[6].

Вот основные причины возникновения онанизма у детей:

1.Неправильное воспитание, когда  ребенок ощущает себя ненужным, нелюбимым, одиноким. Его это настолько  тяготит и мучает, что он пытается  отвлечься, чтобы компенсировать  одиночество. Если ребенок в  этот момент случайно обнаружит,  что онанизм заглушает его  беспокойство, делает жизнь приятней, то он сознательно будет заниматься им.

2. Недостаток ласки, родительского  тепла, чувствительность к разлуке с матерью. Ребенок в знак протеста замыкается в себе и ищет способ разрядиться. Онанизм становится своеобразной «разрядкой»

3. Если ребенок узнал о том,  что в семье ждали ребенка  другого пола. Он мальчик, а  папе нужна девочка…Переживания  и страдания ребенка также  могут найти свой выход через онанизм.

4. Насильственное кормление. Когда  родители воюют с малышом, впихивают,  заставляя все съесть. Это вызывает  только отвращение к еде. А  если ребенок не испытывает  удовольствие от приема пищи, то включаются другие чувствительные  зоны организма. Зона слизистой  губ и рта связана с генитальной  зоной. Если первая «молчит», то  возбуждается вторая. Малыш начинает  трогать половые органы[11]. Если Вы продолжаете насильно кормить ребенка, он продолжает разряжаться. Привычка закрепляется надолго.

5.Несоблюдение гигиены, излишне  тугая одежда, зуд в генитальной  области при диатезах, опрелости  приводит к появлению специфических  ощущений и желанию вызывать их.

6. Физическое наказание (шлепки, порка) способствуют приливу крови к генитальной области, непроизвольно сексуально возбуждая ребенка.

7. Подражание старшим - если ребенок  видел в кино, случайно увидел  родителей, или старших детей  с повышенным половым интересом.

Что делать, если ребенок занимается онанизмом:

1. Найдите причину и постарайтесь её устранить.

2. Не кормите ребенка насильно.

3. Одевайте свободную одежду и нижнее бельё.

4. Следить, чтобы ребенок сразу  засыпал. При необходимости давать  успокоительные отвары и микстуры.

5. Увеличить физическую нагрузку  ребенка: спортивные секции, прогулки на свежем воздухе.

6. Чаще обнимать, ласкать, целовать  ребенка. Уделять больше внимания.

7. Не ругать, не запугивать, не  упрекать, особенно при посторонних.

Помните, онанизм – это способ разрядки нервного напряжения. Если он появился у Вашего ребенка, ищите истоки напряжения.

Не придавайте онанизму излишнего  значения. Ваши угрозы для малыша страшнее, чем онанизм. Именно они, а не онанизм, способны искалечить будущее ребенка.

 

Детское воровство

 

Рано или поздно мы, родители, сталкиваемся с ситуацией, когда приносит домой  чужую игрушку или вещь. И мы начинаем испытывать бурю негативных чувств и эмоций. "Как он мог? У  меня растет воришка! Какой кошмар!" думаем мы. И нам стыдно за ребенка, мы злимся на него, обвиняем себя в том, что недостаточно хорошо его воспитали, боимся огласки факта кражи. Но давайте  не будем торопиться с выводами и  обсудим ситуацию детского воровства  подробно, выясним причины и как нам вести себя в такой ситуации, а чего делать нельзя.

Информация о работе Проблемы детского возраста с трех до шести лет