Начнем с того, что есть случай,
который не является кражей. Это
та ситуация, когда ваш ребенок
обменялся игрушкой с другим ребенком
по взаимной договоренности. Это довольно
частая ситуация. Все же, хорошо было
бы выяснить, действительно ли это
так.
Теперь о том, что делать нельзя,
если выяснилось, что кража совершена
вашим ребенком:
- устраивать истерик и скандалов
- считать, что с малышом произошло
непоправимое
- лишать ребенка специально
того, в чем он нуждается и
из-за чего взял чужую вещь
- не обращать внимания на то, что
многое друзья вашего ребенка из "плохой
компании"
- одобрять или проявлять безразличия
на факт воровства
- обвинять ребенка, если вина
его не доказана
- требовать от ребенка публичного
признания и раскаяния в содеянном
- называть ребенка вором и
подобными эпитетами, т.е. вешать
"ярлыки"
- сравнивать с другими детьми
или вами: "Вот я никогда
не воровал. И в кого ты
такой?"
- не требовать от ребенка
клятвы о том, что это была
первая и последняя кража
- не обсуждать поведение ребенка
в присутствии посторонних
Если вы будете так поступать, то
это не только не решит проблемы,
но усугубит ее, ваш ребенок может
замкнуться в себе, перестанет вам
доверять и будет продолжать воровать.
Каковы же причины детского воровства?
1. Ребенок не может понять, какие
вещи его, а какие-чужие. Такое
непонимание характерно для малыша, когда
ему 2-4 года. Нужно объяснять ему это в
каждой конкретной ситуации, чтобы ваш
малыш знал границы своего и чужого (в
том числе членов его семьи).
2. Ребенок может подражать взрослым,
копировать их поведение.
Возможно, кто-то в семье приносит
что-то домой с работы и рассказывает
об этом. Возможно, вы дома обсуждаете
других людей, получающих средства к существованию
нечестным путем, при этом вы высказываете
свою зависть или говорите, что с таких
людей нужно брать пример. Не допускайте,
чтобы ребенок присутствовал при таких
разговорах.
3. Ребенку может настолько нравится
какая-либо игрушка, и он настолько
хочет владеть ей, что даже
не осознает, что украл ее. Такое
может случаться, когда потребности ребенка
часто родителями игнорируются. В таком
случае вам, родителям, нужно обратить
внимание на те потребности, которые у
ребенка не удовлетворяются. Конечно,
не следует сразу бежать в детский магазин
за покупкой (так ребенок поймет, что за
кражей будет следовать покупка игрушки).
Постарайтесь дать ему понять, что игрушка
будет куплена ему или подарена в какое-то
определенное время (к дню рождения, после
получения заработной платы, дедушка или
бабушка подарят и т.д.) Старайтесь, чтобы
устойчивое постоянное желание ребенка
чего-либо хотя бы частично удовлетворялось,
а не вызывало сильное напряжение или
тревожность[9]. Исключения составляют
сиюминутные желания, в которых потребности
у ребенка действительно нет. Вы, например,
можете купить ребенку более дешевую машину
красного цвета (если ребенок мечтает
о дорогой такого же цвета).
4. Ребенок может украсть игрушку,
которой перед ним долго хвастались,
его обижают (чтобы отомстить обидчику).
Помогите выработать правильную позицию
и поведение в таких ситуациях, но без
того, чтобы забирать игрушку. С малышами
очень удобно разыгрывать сценки, где
игрушки решают подобные задачи.
5. Из-за недостатка родительского
внимания. Ребенок может с помощью
кражи добиваться к себе внимания
со стороны родителей. Пусть
это внимание будет и негативное.
Главное, что это внимание ребенок
получит. В этом случае родителям
необходимо побольше общаться с ребенком,
обязательно одобрять его действия (если
есть пусть даже небольшой повод). Необходимо
у ребенка выработать чувство собственной
значимости, признания, принятия в семье
и понимания, что лучше делать одобряемые
родителями и обществом поступки, чем
негативные.
6. Попытка завоевать авторитет
среди друзей. Этот пункт является
прямым последствием предыдущего
пункта. Если вашему ребенку не
хватает родительского внимания,
ему не хватает признания, ощущения
чувства значимости в своей
семье, он может пытаться искать
это в группах сверстников.
Поэтому искать глобально решение
проблемы следует в ваших отношениях
с ребенком.
А в отношениях вашего ребенка со
сверстниками нужно объяснить, что
таком способом завоевать авторитет
у группы сверстников вряд ли удастся,
для этого есть другие, более достойные
способы. Можно, например, устроить детский
праздник (вечеринку, совместную поездку
на пикник), пригласить друзей вашего ребенка.
При этом дать понять всем друзьям,
что бы уважаете, признаете его. Помогите,
таким образом, детям начать дружить.
Выявляйте у своего ребенка таланты - это
очень поднимает самооценку у самого ребенка
и в глазах его сверстников. В подростковом
возрасте могут иметь место "кражи престижа",
кражи "на спор" из-за желания утвердится
в группе.
7. Вымогательство со стороны
более старших детей. В этом случае вы,
родители, должны защитить вашего ребенка,
пресекая любые попытки запугивания, шантажа
вашего ребенка. Объясните своему ребенку,
что он может в таких случаях обратиться
к вам, учителям за помощью. Проследите,
чтобы меры воздействия на вымогателей
решили проблему преследования вашего
ребенка.
8. Болезнь - клептомания. Встречается
очень редко. В таком случае, если никакие
предпринятые вами меры по прекращению
воровства не имеют результатов, нужно
показать ребенка (психиатру, психоневрологу).
Но практика показывает, что количество
действительно болеющих такой болезнью
людей ничтожно мало.
Что же еще нужно сделать в
конкретной ситуации, когда вы обнаружили
воровство?
- говорить и думать что ребенок
не "своровал" а "взял" чужую
вещь
- поговорить доброжелательно и
без посторонних с ребенком: выяснить
откуда игрушка или вещь, как он далее
с украденным распоряжается. Какие отношения
у вашего ребенка с владельцем вещи. Так
вы поймете, зачем он это делает.
- если ребенок испытывает чувство
вины перед содеянным, то следует
акцентировать внимание ребенка на чувствах
владельца вещи
- если ребенок не испытывает
чувства вины, факт воровства необходимо
осудить. Но осудить поступок, а не ребенка
- вернуть вещь, принадлежащую владельцу.
Сделать это нужно так, как
будто ваш ребенок нашел эту
вещь.
Пойдите и отдайте вещь вместе с
ребенком. Если понадобится, защитите
его. Займите позицию защиты от нападок
со стороны владельца вещи, его
родителей, воспитателей, учителей. Дайте
своему ребенку понять, что вы всегда
поможете в трудной ситуации.
- можно постараться делать так,
чтобы ваш ребенок вернул вещь
самому владельцу без лишних
свидетелей.
- объяснить ребенку, что свою
вещь можно брать без проса,
а чужую - нельзя. Можно только
тогда, когда хозяин разрешит
ее взять[13].
- ведите себя порядочно, чтобы
ребенок мог достойно вам подражать
- если вы стали свидетелем воровства,
скажите об этом своему ребенку открыто
- дайте ребенку понять, что вы
не одобряете никакого воровства.
- отдавать хозяевам вещей не
только дорогие, но и дешевые
вещи
- поощрять ребенка признавать
свои ошибки, сознаваться в них
- исключить ситуации, провоцирующие
воровство (не держать деньги
в доступном месте)
- почитать и обсудить литературу
о нравственном воспитании (для
малышей - в более игровой форме)
Детская ложь
Ничто так не выводит родителей
из себя, как детская ложь, появляющаяся
на определенном этапе развития личности.
К сожалению, нас чаще всего интересует
вопрос: каким должно быть наказание,
чтобы ребенку «неповадно было»?
А каковы же причины утаивания или
искажения правды?
И что делать, если ребенок обманывает?
Ложь – защита:
Сознательное использование лжи
и умалчивания появляются, когда
ребенок боится наказания за проступки
и за испытываемые чувства. Вначале
утаивание вызывается боязнью наказания,
затем вырабатываются умение не проговариваться,
способность хитрить. Постепенно у
часто лгущего ребенка появляется
положительное отношение ко лжи
и обману, которые расцениваются
им как проявление ума и ловкости.
Проявиться лживость, как формирующаяся
черта в развитии личности, может
уже в 4-5 лет [2].
Ложь – месть:
Врунишка обычно страдает от недостатка
внимания или любви окружающих, он
испытывает трудности в общении
со сверстниками, у него низкая самооценка.
Окружающий мир такой ребенок
воспринимает как враждебный. Он начинает
лгать, чтобы дать выход своей
озлобленности, а не из страха наказания.
Прекрасно зная, что ложь раздражает
взрослых, он стремится именно рассердить
родителей и учителей, даже если
ему за это придется понести наказание.
Ложь для детей — это еще
и способ доказать самим себе и
окружающим свою независимость. Иногда
они даже соревнуются друг с другом,
хвастаясь, кто сумел больше наврать
своим родителям.
Успешность лжи укрепляет в
ребенке уверенность, что это
лучшая из возможностей восторжествовать
над обидчиками. В целом, это определяет
развитие его личности.
Хвастуны и фантазёры:
Слегка приврав, немного исказив
факты, мы избегаем неприятных объяснений,
выходим из затруднительного положения
и вообще облегчаем себе жизнь. Наши
дети все это видят и «мотают
на ус». Развитие личности непопулярных
и малоуспешных детей связано
с приобретением способности
скрывать свои неудачи или подавать
о себе информацию в выгодном свете,
надеясь если не улучшить, то хотя бы
не испортить окончательно впечатление
о себе. Например, ребенок теряет
дневник с плохими оценками или
рассказывает родителям, как хорошо
он сделал доклад, как его хвалили.
На самом деле все было именно так,
но только с кем-то из его одноклассников.
Не находя в реальном мире того, что
может повысить его значимость в
глазах окружающих, ребенок придумывает
нечто, способное произвести выгодное
впечатление.
Отверженный сверстниками ребенок
способен придумать что угодно, лишь
бы привлечь к себе их внимание. Однако
в большинстве случаев окружающие
требуют доказательств, и ребенок
начинает «выкручиваться», ему приходится
врать все больше, и в конце концов
он запутывается окончательно.
Шутники:
Но бывают и совсем другие фантазеры.
Эти дети используют обман не только
для того, чтобы защитить себя или
кого-то еще, почувствовать свою силу,
приукрасить собственные достоинства
или возвыситься над окружающими
(особенно взрослыми), но и чтобы
повеселить их. Наверное, это самый
невинный и безопасный вид обмана,
потому что цели, преследуемые ребенком,
не корыстны. В таких случаях вымысел
столь очевиден, что это понимают
и ребенок, и взрослый, но подыгрывают
друг другу.
На уроке учитель спрашивал
ребят о домашних животных, и Лина
рассказала, что у них на балконе
живет пингвин. а на другом уроке поведала
историю, как ее семья искала клад во время
путешествия. Таким детям нравится эпатировать
окружающих своими выдуманными, но похожими
на реальность рассказами. Развитие их
личности складывается таким образом,
что они любят быть в центре внимания[11].
Если сами Вы очень серьезный человек
и вам кажется, что ребенок перегибает
палку, то постарайтесь проявлять своего
внимания к выдумкам ребенка. Напротив
хвалите его за проявление активности
в других сферах, помогите ему реализовать
себя в общественной жизни класса.
Что делать?
Из всех воспитательных мероприятий
по развитию честности и порядочности
самое действенное — личный пример.
Важно, чтобы родители были честны со
своим ребенком даже в мелочах.
Первое, что необходимо сделать
родителю солгавшего ребенка, чтобы
направить развитие его личности
— это разобраться в причинах
лжи, начать надо с разговора «по
душам». Можно сказать: «Ты уверен
в том, что сказал? Подумай хорошенько.
Погоди-ка, расскажи мне еще раз»
и т.д.
Ни в коем случае не начинайте
разговор с обвинений и угроз.
Если поступок ребенка вывел вас
из равновесия, то сначала придите
в себя, остыньте и только потом
приступайте к спокойному обсуждению
случившегося.
Если ребенок начал врать, задайтесь
вопросами: не слишком ли жестоко
вы наказываете его, всегда ли справедливы
по отношению к нему?
Старайтесь объяснять детям
происходящее вокруг, поясняйте им
мотивы поступков окружающих и своих
собственных. Это необходимо для
развития их личности. Если вам не удалось
выполнить то, что вы обещали ребенку,
обязательно извинитесь перед ним
и объясните причины этого
невыполнения.
Покажите пример ироничного отношения
к некоторым неудачам и происшествиям.
Это научит ребенка находить выход
из затруднительной ситуации без
помощи лжи, но с помощью юмора.
Взрослые имеют право скрывать
что-либо от детей, но и дети, независимо
от возраста, нуждаются в собственных
тайнах. Чем с большей назойливостью
мы проявляем интерес к личной
жизни наших детей, тем больше
они вынуждены утаивать и лгать.